Автор: Никулина Наталья Владимировна
Должность: Преподаватель раннего развития
Возрастная группа: подготовительная
Цели:
1) формирование системы умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности;
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательные:
- Сенсорное развитие
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности
- Формирование элементарных математических представлений
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Подготовительная группа (седьмой-восьмой год жизни)
1. Сенсорное развитие:
- формировать умение демонстрировать знание сенсорных эталонов и умение ими пользоваться;
2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
- формировать умение отражать результаты своего познания в продуктивной и конструктивной деятельности, строя и применяя наглядные модели с помощью взрослого учить делать умозаключения при проведении опытов
- развивать способность предвосхищать результаты экспериментальной деятельности, опираясь на свой опыт и приобретенные знания.
3. Формирование элементарных математических представлений:
- учить считать до 10 (количественный, порядковый счет), называть числа в прямом (обратном) порядке в пределах 10, соотносить цифру (0-9) и количество предметов
4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:
- совершенствовать представления о жизни растений и животных в среде обитания,
Ход совместной образовательной деятельности (игры-занятия):
I этап занятия: мотивационный этап, организационный момент.
1. Организационный момент.
Педагог: «Здравствуйте, дети! Будем играть и заниматься!»
Разминка «Аналогии»
Педагог: «Ребята я начинаю предложение, Вы заканчиваете», дети заканчивают
- огурец — огород, груша – (сад)
- апельсин – фрукт, огурец – (овощ)
- автобус – земля, вертолет – (небо)
- соловей – сад, щука – (река)
Растение – сосна, зверь – (волк, лиса, заяц и т.д.)
II этап занятия: основная часть занятия, совместная образовательная деятельность
1. Песня чисел (счет до 10)
Дети подходят к таблице чисел, педагог: «Сейчас ребята, мы с вами пойдет по тропинке с числами и чтобы не заблудиться будем внимательно смотреть на тропинку»
«Топни, хлопни, подскочи,
Дружно песенку начни»
Дети пропевают числа
2. Фотоаппарат
Педагог: «Ребята, «Кто живет в лесу?»
Складовые карточки с животными, педагог закрывает картинку животного, оставляя только надпись, ребенок прочитывает и произносит. (Картинки подбираются по уровню).
3. Игра «Волшебный мешочек»
Педагог: «Ребята у меня волшебный мешочек, опускаем ручку в мешочек и определяем что за зверь такой там спрятался»
В мешочке фигуры зверей, дети рукой определяют кто спрятался (фигурки выставляются на ковер, педагог незаметно убирает (или добавляет) одну из фигур, и спрашивает «Что изменилось» (Убежал, Прибежал).
4. Беседа
Педагог: «Ребята рассмотрим зверей. Чем отличаются и чем похожи.»
Дети сравнивают и отвечают, чем похожи и чем отличаются.
Педагог: «Как охотится лиса и волк?»
Дети отвечают: «Лиса в одиночку, а волк – стаей».
Педагог: «Как готовятся к зиме белка и еж?»
Дети: «Еж утепляет норку, белка – дупло, еж не делает запасов, а белка делает».
Педагог: «Как зимует волк, лиса, еж, медведь?»
Дети: «Волк, лиса не впадают в спячку и остаются в лесу, а медведь и еж впадают в спячку».
5. Фонетика
Педагог: «А сейчас ребята, мы немного попоем»
Дети: Пропевают гласные звуки. (Можно использовать кубики Зайцева, можно магнитные карточки, прикрепленные на доске).
Педагог выкладывает на ковре картинки зайца и медведя.
«Ребята, зайка очень тихо и мягко перемещается по лесу, построим для зайки дорожку из складов с мягкими согласными, а медведь большой, для него построим дорожку из складов с твердыми согласными»
Дети прочитывают, заранее заготовленные карточки со складами. Если склад мягкий несут к зайцу, если твердый к медведю.
6. Пальчиковая гимнастика
Педагог: «Ребята, приготовили кулачки, сначала правый, каждый пальчик открывается при названии зверя», педагог все действия осуществляет вместе с детьми.
Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдешь в лесу.
Дети: На каждый счет вытаскивают пальцы из кулачка.
7. Игра с мячом «Кто где живет»?
Педагог кидает мяч и задает вопрос, ребенок возвращает мяч и отвечает:
Белка живет в (дупле)
Волк живет в (логове)
Лиса живет в (норе)
Крот живет в (норе)
Медведь живет в (берлоге)
8. Математика
Педагог:
А) «Поможем белочке заготовить орешки».
На ковре лежат обручи с числами 7, 8, 9, 10.
Дети подходят к педагогу, берут карточки с нарисованными орехами (7, 8, 9, 10) и разносят по нужным обручам.
Педагог:
Б) «Сколько орехов собрала белочка, посчитаем?»
Каждый ребенок получает картинку белочки с написанным примером (6+1=7, 7+1=8, 8+1=9, 9+1=10) и также несут к нужным обручам.
9. Задание на сравнение чисел
Педагог, раздает каждому ребенку листы с заданиями на сравнение чисел.
Дети сидят за столами и выполняют задание.
III этап занятия: заключительная часть
Игра «Хваталки»
Педагог вытягивает руку ладонью вниз, дети ставят под ладонь свой палец.
Педагог произносит слова:
«Под моей ладошкой – крышей
Собирались звери: мыши,
Заяц, белка, волк, лиса,
Ежик, крот, медведь, кабан … Хвать!!!!!
И закрывает ладошку, кто остался в ладошке, пропускает ход. Перед началом игры можно дать каждому ребенку выбор «Кем он будет? Каким зверем?.
Педагог: Ух ты, ребята, как славно мы сегодня поиграли! Вам понравилось?
- Что было самым сложным? А что самым интересным?
- Какие задания были неожиданными и вас удивили?
Педагог: Ребята вы настоящие исследователи леса, давайте продолжим на следующем занятии. Молодцы!!!!
Литература:
1. Чернова Е.И., Тимофеева Е.Ю. «Пальчиковая гимнастика», М., изд-во «Крона-Принт, 2018 г., стр. 128
|