(подготовительная группа)
Программное содержание.
- Расширить представления детей о ранней весне.
- Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным: солнце, снег, ручьи;
- глаголы к существительным: солнце, ручьи;
- предметов существительных к относительным прилагательным.
- Закрепить умение различать и называть зимующих и перелётных птиц.
- Продолжать учить составлять описательные рассказы о весне с опорой на мнемотаблицу.
- Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.
- Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.
Словарная работа: активизировать словарь словами по данной теме.
Скачать конспект
Скачать презентацию
Предварительная работа: рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.
Приемы: словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение.
Материал демонстрационный: магнитная доска,, солнце с отдельными лучами, мяч, карточки –схемы для составления рассказов о весне на каждого ребенка, проектор.
Ход занятия:
1 часть.
1. Загадка.
- Ребята, отгадайте загадку: Есть у радости подруга, Она в виде полукруга. На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт, То внезапно возвратится. Грусть тоска её боится. Что это? (улыбка)
- Подарим, друг другу улыбку и поздороваемся друг другом, пожелаем доброго утра (например; «Доброе утро Машенька» ит. д.) (В кругу)
2. Беседа по теме. (Сидят полукругом)
- Ребята, какое сегодня число, день недели, месяц? А какое время года? — Назовите полностью.
Загадка про весну.
- Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает. Скажем ей: «Здравствуй, Весна!»
- А какие месяцы Весна с собой привела? Назовите по порядку весенние месяцы.
- Объясните поговорки, почему так говорят?
- увидел грача – весну встречай.
- В марте и курица из лужи напьётся.
- Весна и осень — на дню погод восемь.
- Почему так говорят?
Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»: на магнитной доске выставляется жёлтый круг — солнце, без лучей, рядом разложены жёлтые полоски-лучи.
- Ребята, что-то солнце сегодня не весёлое. Вы хотите его развеселить?
Назовите приметы весны и прикрепите лучик к солнышку.
Вот оно и заулыбалось.
Игра «Хлопушка» (хлопнуть в ладоши, если услышишь слово о весне)
Пригревает, тает, вьюга, метель, проталина, сугроб, журчит, мороз, снежинка, ручей, снеговик, набухают, лед, перелётная, холод, подснежник, почки, зима, тепло.
Презентация «Весна»
- Солнце так хорошо греет, что снег стал таять. (Работа с интерактивной доской)
- Посмотрите и скажите, какой снег весной? (Рыхлый, серый, талый, колючий, грязный…).
Слайд 2,3.
- Снег растаял, и побежали ручьи.
Какие ручьи? (Весёлые, звонкие…). Что ручьи делают? (Бегут, журчат…)
Слайд 4.
- Расскажите, как ведут себя звери в лесу весной?
Дети в шапочках животных рассказывают (заяц, белка меняют шубку, просыпается медведь.)
Слайд 5.
Физкультминутка.
Логоритмика «Медведь» Без нужды и без тревоги (хлопают) Спал медведь в своей берлоге (топают) Спал всю зиму до весны,
И, наверно, видел сны. (хлопают и топают одновременно)
Вдруг проснулся косолапый, (потянуться)
Слышит: каплет! Вот беда! (рука у уха, удары одним пальцем
по ладони)
В темноте пошарил лапой, и вскочил – кругом вода!
(приседают, шарят рукой, встают)
Заспешил медведь наружу: заливает не до сна!
(шагают, хватаются за голову)
Вылез он и видит лужи, (хлопают)
тает снег, пришла весна (руки в стороны и вверх).
- Сколько слогов в слове медведь? (2)
-Назовите первый, …второй.
-Придумайте предложение с этим словом. (Например, весна разбудила медведя)
- Сколько слов в этом предложении? Назовите их.
-Давайте составим схему этого предложения.
Весна разбудила медведя.
Ребенок рисует схему на доске (объяснение схемы).
Слайд 6.
Какая птица спряталась в картинках?
(грач – четыре картинки)
По первым звукам названия предметов составьте слово.
- Кто это? (Грач)
- Грач, какая птица? (Перелётная).
Слайд 7.
Перелетные птицы.
- Каких еще перелетных птиц вы знаете? (скворец, утка, журавль, аист, ласточка, соловей и т.д.)
Правильно, весной к нам возвращаются птицы.
А почему они возвращаются? (появляются насекомые)
Давайте вспомним стихотворение «Гусеница»
Мнемотаблица стихотворения.
Физкультминутка «Веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу). Гори, гори, ясно, чтобы не погасло! Побежал в саду ручей,
(дети бегут по кругу).
Прилетело сто грачей, (дети машут руками, стоя на месте). А сугробы тают, тают, (дети приседают на месте).
А цветочки подрастают. (дети медленно встают). (Сели на стулья) А какие весенние цветы вы знаете? Дети называют.
Слайд7, 8.
Слайд 9.
А теперь давайте расскажем все, что мы знаем о весне. А помогут нам карточки — схемы, которые мы с вами уже нарисовали.
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
Дети рассказывают о весне по таблице.
Молодцы, вы много знаете о весне и умеете рассказать о ней.
И весна приготовила для вас сюрприз. А что это вы узнаете, отгадав загадки (мыльные пузыри и воздушные шарики).
|