Дошкольный возраст – наиболее сенситивный период усвоения художественного опыта, накопленного человечеством (Комарова Т.С., Мухина Т.С., Саккулина Н.П. и др.). Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста рассматривается психологами и педагогами как сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая характеризуется творческой реализацией замысла (Ветлугина Н.А., Игнатьев Е.М., Комарова Т.С. и др.).
Аппликация выступает для детей специфической формой художественного познания и способствует постепенному усвоению и пониманию своеобразия выразительно-изобразительных средств, стимулирующих познавательную потребность, любопытство перерастают в определенных условиях в любознательность, постепенно формирующиеся познавательные интересы, а затем и в потребность к систематическому активному усвоению и самостоятельному использованию знаний, умений, навыков.
Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие,
важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Аппликация – вид изобразительного искусства, художественная техника, основанная на вырезании, наложении и закреплении деталей на фоне. Это наиболее простой и поэтому доступный способ выполнения художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. В результате появляется возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но в создании изображений на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности дошкольников.
Познавательная активность у детей дошкольного возраста в аппликации рассматривается, как усвоение доступного художественного опыта и инициативное, самостоятельное и творческое (на уровне возрастных возможностей и особенностей) использование его в собственной аппликативной деятельности. Своеобразие познавательной активности ребенка определяется тем, что она формируется в тесной связи с продуктивной деятельностью, с развитием навыков ручного труда.
При определении познавательной активности и выразительности в аппликации исходными данными были общие методологические положения о сущности художественного образа в изобразительном искусстве и специфике его формирования у детей дошкольного возраста. В своих работах дошкольники не только отображают окружающую действительность, но и дают ей эмоционально-личностную оценку.
Наиболее характерными особенностями аппликации являются:
- стилизованность, т.е. упрощенное изображение, основанное на передаче существенных признаков, отвлечение от второстепенных свойств, детализации
- декоративность образа, характеризующая стилизованностью изображения, конструктивность композиции, декоративность колорита, техничность аппликационных элементов на фон.
В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Виды аппликации:
Предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
Задачи:
- формировать у детей познавательный интерес к миру предметов в природе, рукотворным вещам, человеку; бережное отношение к миру предметов
- вызывать у детей желание выразить в аппликации свое отношение к предметам
- побуждать детей к принятию и самостоятельной постановке тем изображения
- формировать обобщенные представления об изображаемом предмете, стимулировать самостоятельность и творчество в замысливании образа
Сюжетная, отображающая те или иные события;
Задачи:
- формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы
- развивать у детей понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения
- побуждать детей к самостоятельности замысливания образа
- учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него.
Декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Задачи:
- формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к предметам искусства, понимание его особенностей
- формирование желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослого и по собственной инициативе
- формирование обобщенных знаний и соответствующих изобразительных (аппликативных) умений – освоение детьми характерных элементов, узоров росписи; воспитание чувства ритма, формы, симметрии
- воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании узоров аппликации.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:
- Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
- Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
- Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
- Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.
Также в работе используются нетрадиционные техники аппликации.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Коррекционная работа по средствам изобразительной деятельности (аппликации) должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому, ода из задач обучения детей ЗПР – насыщение их аппликативных работ предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональня включенность.
Этапы:
- Формирование мотивационно-ориентировочных основ изобразительной деятельности.
- Формирование основных умений изобразительной деятельности (аппликация) в процессе овладения ребенком способами отражения внешних качеств предметов.
- Развитие навыков продуктивной изобразительной деятельности на наглядно-образном уровне (на уровне представления).
- Творческая изобразительная деятельность на уровне воображения, которая основывается на высокой эмоциональной включенности ребенка в процесс аппликации.
При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать следующие принципы:
- формирование у детей представлений о том, что любое изображение — это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений
- учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии
- тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности — предметной, игровой, трудовой и общения
- актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения
- эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения
- развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности (аппликации)
- процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.
Коррекционные занятия по аппликации способствуют тому, что:
- у детей формируются навыки наблюдения;
- совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;
- дети овладевают специфическим восприятием — умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;
- формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира, поскольку изображение предметов требует отчетливого выделения в сознании существенных признаков, касающихся формы, конструкции, величины, положения в пространстве и других параметров;
- дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в аппликации новые оригинальные произведения. Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их;
- также развиваются зрительная и двигательная память, поскольку в процессе изобразительной деятельности важно не только уметь воспринимать предметы и работать карандашом и ножницами, но и согласованно воспроизводить рукой то, что увидел глазами;
- дети учатся в процессе продуктивной деятельности изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;
- на уроках изобразительного искусства (аппликации) у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.
Материально-технические средства.
Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.
Основные задачи обучения аппликации следующие:
- различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб)
- знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания
- знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм
- развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге
- составлять изображение предмета из отдельных частей
располагать предметы в сюжетной аппликации.
Усвоение основных приемов вырезывания: а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; в) вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.
Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).
С помощью материально-технических средств осуществляется изобразительная (аппликативная) деятельность в детском саду:
- ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка)
- наборы из разных сортов (бархатная, мелованная, обычная) цветной бумаги для занятий аппликацией (на каждого ребенка)
- наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 – 12 цветов, размером 10?12см или 6?7см) (на каждого ребенка)
- файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги (на каждого ребенка)
- разнообразный природный материал (шишки, желуди, листья разных деревьев, зерна, семена, крупы, лоскутки разных видов ткани, меха, вата, нитки и др.)
- щетинные кисти для клея (на каждого ребенка)
- подставки для кистей (на каждого ребенка)
- розетки для клея (на каждого ребенка)
- подносы для форм и обрезков бумаги (на каждого ребенка)
- пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем (на каждого ребенка).
Художественные техники.
В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Обрывная аппликация.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Накладная аппликация.
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Модульная аппликация (мозаика).
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Симметричная аппликация.
Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Ленточная аппликация.
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Силуэтная аппликация.
Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Квиллинг.
Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Торцевание.
Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.
Коллаж.
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Оригами.
Оригами (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Аппликация из салфеток.
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: — возможность создавать шедевры без ножниц; — развитие мелкой моторики маленьких ручек; — развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; — широкие возможности для проявления креатива.
Гофрированная бумага.
Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
Аппликация из ткани.
Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.
Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.
Аппликация из крупы.
Полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из соломы.
Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.
Аппликация из засушенных растений.
В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.
Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.
|