Институт развития образования Кировской области Курсовая работа Методическая разработка
в рамках курсовой подготовки «Содержание и организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания» Выполнила воспитатель МКОУ СОШ с УИОП № 2 Ершова Татьяна Васильевна г. Киров
Непосредственно образовательная деятельность по освоению области познание.
Формирование элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, музыка.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, восприятие музыки.
Тема: Тридесятое царство
Цели: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.
Задачи:
формировать навыки вычислительной деятельности;
учить решать задачи на сложение и вычитание с использованием числового отрезка;
совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;
закрепить умения отгадывать математическую загадку;
закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур;
создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;
учить ориентироваться на плоскости;
активизировать словарь детей.
План.
- Создание мотивация к деятельности. Эмоционально-психологический настрой на игру.
- Ориентировка в пространстве «Карта тридесятого царства».
- Угадай «Транспорт»; Физкультминутка «Самолет».
- Реши задачи «Открой замок».
- Наиди пару «Ученый кот»; Физкультминутка.
- Геометрическое лото «Составь рыбку».
- Подведение итогов, рефлексия.
Дидактический материал: числовой отрезок до 10; карта и элементы (изображение сказочных избушек — домов) карты Тридесятого царства; карточки с цифрами и буквами; изображения замка; числовые таблицы с фишками; изображение дуба с цифрами; графический рисунок золотой рыбки, состоящий из геометрических фигур.
Ход непосредственно образовательной деятельности (звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»).
- Ребята! Далеко-далеко отсюда за тридевять земель находится Тридесятое царство, в котором живут сказочные герои. В Тридесятом царстве случилась беда. Кощей Бессмертный заточил в темницу добрых сказочных героев и нам придется должны составить карту Тридесятого царства.
- «Карта тридесятого царства».
Перед детьми карта, но она пустая. Дети располагают изображения элементов по карте, коллективно по словесному описанию педагога.
Дворец Снежной Королевы находиться в верхнем левом углу,
избушка Бабы –Яги в нижнем правом углу,
цветочный город с Незнайкой и его друзьями расположен в нижнем левом углу карты,
замок Кощея Бессмертного стоит в верхнем правом углу,
между дворцом Снежной Королевы и замком Кощея Бессмертного находится домик Красной шапочки,
слева от избушки Бабы – Яги стоит теремок с его жителями.
3. «Транспорт».
Ребята, добраться до Тридесятого царства нелегко. Путь неблизкий — нужен траспорт. Смотрите здесь какие-то цифры запутались, давайте соберем все цифры по порядку, и мы сможем узнать на каком транспорте отправимся в путешествие к замку Кощея Бессмертного.
1 2 3 4 5 6 7
С А М О Л Е Т
Физкультминутка «Самолет».
Ну, что отправляемся в полет. 10,9,8,7,6,5,4,3, 2, 1, 0 пуск – полетели.
Вот взлетел самолет
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел, посмотрел,
Левое крыло отвел, поглядел.
Поднимаясь вверх лечу,
Возвращаться не хочу.
Вот мы и прилетели. Ребята, Тридесятое царство обнесено высоким забором, на дубовых воротах висит замок. Открыть замок нам помогут наши знания.
4. «Открой замок».
Решение веселых задачек. Дети работают за столами с числовыми таблицами. Задача детей закрыть фишкой число, которое является ответом на вопрос педагога. Педагог закрывает цифры на замке.
Оглянуться не успели,
Яблоки в саду созрели,
Три румяных наливных,
Три с кислинкой — сколько их? (6)
На забор взлетел петух,
Повстречал еще там двух,
Вы ответьте мне, ребята,
Сколько стало петухов? (3)
Десять спелых груш
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (8)
5. «Ученый кот»;
Молодцы, замок открыли. Куда же мы попали? (ответы детей) Перед нами могучий дуб, а на нем золотая цепь, по цепи ходит Кот – ученый. Он подскажет нам, как добраться до Кощея – Бессмертного, но нужно отгадать его загадки. Мы попали в Тридесятое царство, нам нужно составить все возможные комбинации состава числа 10. Задача детей обвести пару чисел на кроне дуба, которые составляют 10.
1 9 3 2 8
1 3 7 4 6
5 5 8
Как быстро мы шли, теперь немножко можно отдохнуть.
Физкультминутка.
Через высокие горы, В царство сказок мы идем
Через широкие долы, Дружно песенку поем.
Через дремучие леса, Много нас Кощей один
Через синие моря, И его мы победим!
6. «Составь рыбку»
Молодцы, угодили Коту ученому, он рассказал мне, что помочь нам сможет победить Кощея Бессмертного Золотая Рыбка, если мы ее сможем найти, а для этого нужно сложить из геометрических фигур рыбку по ее графическому рисунку.
Из каких геометрических фигур состоит Золотая рыбка? (ответы детей). Вот рыбка Золотая появилась нам, вы помните, что она исполняет желания, теперь мы можем загадать желание, и рыбка его исполнит.
Дети просят рыбку перевоспитать Кощея Бессмертного и отпустить сказочных героев из темницы.
6. Подведение итогов, рефлексия. (звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»).
Вот мы и выручили сказочных героев, А Кощей Бессмертный стал добрым и великодушным.
Давайте мы поговорим о своих впечатлениях. Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии и почему?
А что вам понравилось?
Что для вас было трудным?
Мне понравилось, как мы с вами путешествовали. Мы преодолели много препятствий, где вы показали себя умными, внимательными, сообразительными. Вы все молодцы, похвалите себя, обнимите себя, погладьте себя и скажите: «Какой я умный и хороший».
Самоанализ НОД по освоению образовательной области познания
формирование элементарных математических представлений.
На вводно-организационном этапе НОД я создала условия направленные для формирования интереса, концентрации внимания детей, раскрытии образовательных задач и формировании у дошкольников умений слушать и руководствоваться указаниями воспитателя. Для этого были использованы музыкальное сопровождение, игровой прием по созданию проблемной ситуации.
Мотивацией к деятельности стала дидактическая игра — моделирование карты. Дошкольники, участвуя в создании карты Тридесятого царства, закрепили умения ориентироваться в пространстве и в прочитанных сказках.
В процессе актуализации знаний дети продолжили закреплять навыки порядкового счета и слогового чтения при расстановки чисел цифрового ряда. Дидактическая игра «Транспорт», позволила дошкольникам сделать вывод о виде транспорта, на котором они отправятся в путешествие.
В упражнении «Открой замок» дети отрабатывали умение решать задачи на сложение и вычитание.
В упражнении «Ученый кот» продолжали закреплять состав числа 10 с использованием числового отрезка.
В ходе НОД были использованы 2 динамические паузы, для предупреждения утомления, проведенных в форме физкультминутки, которые позволили детям снять физическое и эмоциональное напряжение.
Выполняя практическую работу в парах, дошкольники закрепляли знания о геометрических фигурах и умения составлять из них золотую рыбку, используя ее графический рисунок. Здесь происходит формирование коммуникативных навыков, навыков контроля и самоконтроля.
На заключительном этапе подводятся итоги НОД в форме беседы. Дети высказываются по поводу полученных знаний, качества выполненной работы, осознают себя, как участника познавательного процесса и оценивают свое эмоциональное состояния.
В ходе непосредсвтенно образовательной деятельности использовались формы работы с детьми групповая и парная. Цель НОД была достигнута – дети в ходе игры – путешествия закрепили математические знания и умения, полученные ранее. Интеграция образовательных областей познание, коммуникация, социализация, музыка помогла решить все поставленные задачи.
|