Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №45»
(на повторение пройденного материала)
Составила: воспитатель 1категории Барышникова Наталья Анатольевна Оренбург, 2015 г.
Цель: выявить сформированность понятий по ФЭМП
Задачи:
Обучающие
- закрепить навыки количественного и порядкового счёта в пределах 5;
- закрепить представления о геометрических фигурах, навыки ориентировки в пространстве;
- упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу.
Развивающие
- повышать познавательную активность детей за счёт привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивации, сюжетности; способствовать развитию восприятия, внимания;
- развивать логическое мышление, тренировать умение видеть различные геометрические фигуры в изображениях предметов;
- развивать конструктивные способности, мелкую моторику рук, умение ориентироваться в пространстве.
Воспитывающие
- воспитывать любовь к сказкам, желание помочь персонажу;
- воспитывать самостоятельность и умение доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Теремок», просмотр иллюстраций к сказке; беседы на тему «Дикие животные», игры на счет. Игры «Веселая геометрия», «Сосчитай-ка», «Фигуры и формы»
Формы и методы: занятие-путешествие, беседа, объяснение, показ
Культурные практики и виды деятельности: счет предметов, конструирование (сбор теремка из мягких модулей), выкладывание домика из геометрических фигур на листе бумаги, уравнивание двух групп предметов –практики свободы, практики расширения возможностей ребенка, практика целостности, практики культурной идентификации в детской деятельности.
Технологии: здоровьесберегающие, игровые, продуктивные, информационные.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, герои из сказки «Теремок» — мышка, лягушка, заяц, лиса, волк (нарисованные на бумаге); набор цифр от 1 до 5, на каждого ребёнка; по 5 картинок морковок и кочанов капусты (на каждого ребёнка); карточки с двумя полосками; набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник большой и два маленьких – синий и красный); листы голубой бумаги; четыре шнура; ковёр-самолёт; картинка медведя; мягкие модули, конструктор «Лего», счётные палочки, зубочистки, бросовый материал.
Ход образовательной деятельности
I часть Вступительная
К экрану прикреплено письмо от героев сказки. Дети стоят полукругом.
В: Ребята, вы любите сказки?
Д: Да.
В: А какие сказки вы знаете?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
В: Сказку любим с детских лет,
Сказка шлёт нам свой привет.
И девчонки и мальчишки –
Все читают сказки в книжках.
На экране появляется иллюстрация к сказке «Теремок» (картинка, где медведь разрушил теремок).
В: Посмотрите на экран, из какой сказки эта иллюстрация?
Д: Из сказки «Теремок».
В: А тут ещё и письмо. Прочитаем?
«Ребята, я нечаянно сломал теремок, зверушки остались без домика. Что мне делать? Медведь.»
Воспитатель выслушивает ответы детей, которые предлагают свои версии, что делать медведю.
Сказка учит нас добру,
Помогать всегда в беду.
Нас герои в гости ждут,
В сказку добрую зовут.
Наша помощь им нужна.
Вы готовы дети?
Д: Да.
В: Мы решили, что нужно построить новый теремок. Сначала нам нужно попасть в сказку и найти хорошее место для постройки теремка. А каким способом мы можем попасть в сказку? Какие сказочные способы передвижения вы знаете?
Д: Сапоги скороходы, ступа, ковёр-самолёт.
В: А из того, что есть у нас в группе?
Д: Ковёр-самолёт.
В: Отправляемся в путь на ковре-самолёте.
Дети с воспитателем садятся на ковёр. На экране слайд «облака», звук взлетающего самолёта. Дети закрывают глаза, звук приземляющегося самолёта. Слайд «сказочный лес», открывают глаза.
II часть Основная
В: Ребята, мы оказались в сказочном лесу, и нас встречают герои сказки.
Подходим к наборному полотну, на нём: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк. Рядом картинка Медведя, который задумался.
Задание на количественный и порядковый счёт
В: Посмотрите, Мишка задумался: какой строить теремок, большой или маленький, для этого он должен знать, сколько животных будут жить в теремке. Подскажем, что для этого нужно сделать?
Д: Посчитать их.
Дети считают животных хором.
В: Сколько всего животных?
Д: Пять.
В: Большой будем строить теремок или маленький?
Д: Большой.
В: Какой по счёту пришла в теремок мышка?
Д: Первой.
В: А лягушка?
Д: Второй.
В: Заяц?
Д: Третьим.
В: Лиса?
Д: Четвёртая.
В: Волк?
Д: Пятый.
В: Молодцы!
Задание на ориентировку в пространстве
В: Ребята, а кто строит дома? (Строители)
Но прежде чем построить дом, нужно нарисовать его план, это делают архитекторы. Сейчас мы с вами побудем архитекторами и составим план будущего теремка, где что мы будем размещать. Из чего состоит теремок?
Д: Крыша, стены, дверь, окна.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы, на которых лежат листы голубой бумаги (формат А4), геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, большой прямоугольник, два маленьких прямоугольника (синий и красный) – на каждого ребёнка.
В: В тарелочках лежат геометрические фигуры. Слушайте внимательно, что нужно делать. На середину листа кладём квадрат.
Сверху на квадрат – треугольник. На середину квадрата – круг. Что получилось? (Домик с окошком). Давайте справа от домика сделаем крылечко из большого прямоугольника и маленького синего. А теперь слева на крыше сделаем трубу из маленького красного прямоугольника.
В: Красивый получился план теремка, Мишка доволен. Молодцы!
Физминутка
В чистом поле теремок
Был ни низок, ни высок.
(присели, встали, руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили.
(поклон)
Там и мышка
(руки перед собой на носочках)
И лягушка,
(сжимают и разжимают кулачки)
Зайчик
(прыжки)
С лисонькой – подружкой,
(повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щелк.
(показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк.
(поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый
(изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой.
(кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались
(бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый.
(сели на стульчики)
В: А теперь идём дальше.
Дети встают и вместе с воспитателем отправляются в путь.
В: На пути у нас река (На ковре расположены шнуры: два близко к друг другу и два далеко друг от друга.)
В: Как расположены берега?
Предлагает перепрыгнуть через них. Затем выясняет далеко или близко дети прыгнули.
Задание на уравнивание двух множеств
На столиках двухполосные карточки, по 5 морковок и кочанов капусты на каждого ребёнка, набор цифр от 1 до 5. Задание выполняется стоя возле столов.
В:Посмотрите, какое хорошее место, и речка рядом. Мишка предлагает посадить огород, чтобы потом печь пироги с овощами. Хотите?
Д: Да.
В: Перед вами грядки — карточки с полосками. Посадите на верхнем ряду (на верхнюю полоску) 4 морковки. Покажите цифру, которая соответствует количеству морковок. Посадите на нижнем ряду столько же кочанов капусты. Сколько кочанов посадили? (4) Добавьте один кочан капусты. Сколько кочанов стало? (5) Покажите цифру, которая соответствует количеству кочанов. Что мы с вами сажали, как можно назвать одним словом? (Капусту и морковь — овощи). Сделайте так, чтобы овощей стало поровну. (Дети выполняют двумя способами: убирают один кочан капусты или добавляют одну морковку).
Конструирование теремка
В: А теперь рядом с огородом мы поможем построить Мишке красивый теремок.
Что обязательно должно быть в теремке? (Стены, крыша, окно, дверь). Из чего можно построить теремок? (Брёвна, кирпичи). Но у нас этого ничего нет, из чего мы можем построить или составить? (Конструктор, модули, стульчики, счётные палочки, зубочистки, бросовый материал и пр.)
Воспитатель предлагает построить теремок из понравившегося материала.
В: Посмотрите, как красиво у нас получилось. Теперь Мишка сможет выбрать, какой теремок понравится.
На экране картинка-анимация, на которой Мишка радуется.
Он очень доволен и говорит вам «спасибо» за помощь. А нам пора возвращаться назад в группу.
Дети и воспитатель садятся на ковёр-самолёт. На экране слайд «облака», звук взлетающего самолёта. Дети закрывают глаза, звук приземляющегося самолёта.
III часть Заключительная
В: Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
|