Тема: «Мой Белорецк! Земля моя родная!»
Пр. сод.: Уточнить и закрепить знания детей о родном городе, о памятниках, улицах, людях, живущих здесь, государственной символике. Познакомить с памятником учителям и учащимся школы № 1, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение коротко и точно отвечать на вопросы; закрепить умение объяснять, аргументировано строить рассуждение. Развивать у детей логическое мышление, внимание, сообразительность, чувство ответственности за команду. Воспитывать чувство гордости за свой город, за людей, живущих в нём.
Мет приёмы: Игра «Большие буквы», вопросы к детям, художественное слово, показ фотографий.
Оборудование: фотографии «История Белорецка», фотографии памятников г. Белорецк, Гербы г. Белорецк и других городов Башкортостана, буквы из набора магнитной азбуки, кубики с буквами (Аллея Героев), большие буквы из цветного картона «БЕЛОРЕЦК», магнитная доска, цифры 1-10, карта для расшифровки слова (Тирлянская), карта со словом «ГОРОД» для морфологического анализа, небольшая ёмкость с песком.
Ход занятия: Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.
Здравствуй! – Улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет!
Давайте и мы, ребята, сейчас поздороваемся со всеми гостями.
- А теперь послушайте меня. Если глобус покрутить, многое заметишь,
Если глобус повертеть, многое поймёшь.
Очень много городов есть на белом свете,
Но один есть лучше всех, - тот, где ты живёшь!
В каком городе живём мы с вами? В какой республике он находится?
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Большие буквы», а посвящена эта игра будет нашему родному городу Белорецку. Хотите поиграть? Вам предстоит выполнить много нелёгких заданий. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать большую букву. В конце игры вы составите из них ключевое слово.
- Итак, первое задание – разминка. В ёмкости с песком отыщите 11 букв, из них вы составите два слова. Каждому слову соответствуют буквы одного цвета.
Дети выполняют задание, из букв составляют «ВОЛЧЬЯ ШКУРА».
- Ребята, что у вас получилось? Какое отношение имеет волчья шкура к нашему городу?
Дети рассказывают легенду о возникновении города.
- Молодцы! Вы заработали первую большую букву.
На стенде выставляю большую букву из цветного картона «Р».
- Да, ребята, когда-то очень давно два русских купца Твердышев и Мясников решили построить здесь железоделательный завод.
«Век восемнадцатый… По царскому указу
Работный люд и мастера пришли.
Пришли – жизнь закипела сразу.
Где глухомань была вчера,
Лес корчевали. Прямо у реки
Рубили избы. Домну возводили.
В тележных коробушках мужики
Руду для этой печки подвозили…»
Рядом с заводом образовалось поселение – наш будущий город. Постепенно рос завод, а вместе с ним и городок. Посмотрите, каким маленьким он был раньше (показываю фотографии «История г. Белорецк»). Не было высоких домов, красивых широких улиц. Да и улиц когда-то было совсем мало. Сейчас в Белорецке 223 улицы. А какие, вы назовёте мне сами.
Дети называют улицы города.
- Хорошо, много улиц вы назвали! На доске зашифрована ещё одна улица нашего города. Расшифруйте её название. Каждой букве соответствует цифра, расставьте цифры по порядку, начиная с первой.
Дети составляют слово «ТИРЛЯНСКАЯ».
- Так она называлась в прошлом. Почему её так называли? (по ней можно уехать в п. Тирлян) Как называется эта улица сейчас? (ул. Ленина).
- Молодцы! Получайте вторую большую букву!
На стенде выставляю букву «Ц».
- Давайте, ребята, мысленно совершим прогулку по улице Ленина. Какие здания мы увидим?
Дети перечисляют: Дворец Культуры, Дом творчества, магазины «Сезам» и «Универмаг», краеведческий музей, картинная галерея.
- Заглянем в картинную галерею. Что мы здесь увидим? Да, это музей картин, здесь выставляются картины художников разных жанров живописи: портреты, пейзажи, натюрморты. Здесь очень много картин наших художников - белоречан. Назовите белорецких художников. (Ирина Аникина, П. Казбан, В. Федчун, Тимарцев, Знот, Фролов)
- Молодцы! Получайте ещё одну букву!
На стенде появляется буква «Л».
- Рядом с картинной галереей находится главное здание нашего города – Администрация. Здесь работает мэр города – Кусакин Игорь Васильевич. У каждого государства, республики есть государственные символы – герб, флаг и гимн. У города Белорецка тоже есть свой герб. Найдите его среди гербов других городов Башкортостана.
- Правильно! Композиция герба нашего города отражает его историю. Центральной фигурой герба является золотой соболь, т.к. ещё в 1799 г. марка «Старый соболь» была присвоена Белорецкому заводу и использовалась в качестве клейма для изделий из белорецкой стали. Соболь и сейчас обитает в окрестностях нашего города. Его золотой цвет символизирует справедливость, богатство и милосердие. Серебряный молот в лапах соболя является символом развитой промышленности города. Зелёное поле в гербе, помимо леса, обозначает надежду, мир и покой. Серебряная оконечность герба обозначает реку Белую, от имени которой происходит название города. Кроме того, серебряный цвет – символ благородства, чистосердечности. Автор герба – наша белоречанка Елена Сафонова.
- А вы, ребята, получаете очередную большую букву!
Выставляю букву «Б».
- Пройдёмся дальше по бывшей Тирлянской улице. Мы с вами подошли к стадиону. Какие спортивные объекты есть здесь ещё? (бассейн «Дельфин», спортивный зал)
- В нашем городе очень любят спорт. У нас есть стадионы, спортивные площадки, спортивная школа, горнолыжная база. Небольшой уральский город воспитал много спортсменов, имеющих международную известность. Назовите, кого из спортсменов – белоречан вы знаете.
- Отлично! Вот вам ещё одна буква! Посчитайте, сколько их у вас?
Выставляю на стенде букву «О».
- Давайте-ка, ребята, и мы с вами немного посоревнуемся. Предлагаю провести эстафету. Для этого вы должны поделиться на две команды.
Провожу физминутку – эстафету, в ходе которой дети получают по одному кубику с буквой.
- Вот вам и новое задание. Составьте из кубиков слова. Кубики одинакового цвета принадлежат одному слову.
Дети составляют из кубиков слова «АЛЛЕЯ ГЕРОЕВ».
- Давайте вспомним Героев Советского Союза, сражавшихся с фашистами в годы Великой Отечественной войны. (Алексеев, Губин, Артамонов, Серебренников, Сухов и др.) Ребята, почтим память Героев и всех павших минутой молчания.
- Аллея Героев находится на площади Славы. Какие ещё памятники мы встретим здесь и в других местах нашего города?
Дети перечисляют.
- А сейчас фотовопрос. Что это памятник и где он находится? (показываю фотографии памятника Лётчикам-белоречанам, памятник Сталевару)
- Вы назвали много памятников. Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одним. Это – памятник учителям и учащимся школы № 1, погибшим в Великой Отечественной войне. (показываю фотографию) Во дворе школы № 1 высится бетонная стела высотой 11 метров с надписью на постаменте: «И у мёртвых безгласных есть отрада одна: мы за Родину пали, но она спасена». Автор памятника - художник П. Е Казбан.
- Ну а вы, ребята, получаете сразу две большие буквы.
Выставляю буквы «Е».
- Последнюю большую букву вам помогут получить наши гости. Дайте, пожалуйста, определение нашему городу, используя морфологический анализ. Какой он?
Г– гордый, героический (много Героев Советского Союза), главный (это наша родина)
О – обворожительный, отличный
Р – родной, радостный
О – обаятельный
Д – добрый, дружный, душевный, деловой.
- Вот, ребята, какой у нас получился наш город Белорецк! Нашим гостям – спасибо за помощь, а вам - большая буква «К».
- Вы собрали все буквы. Составьте из них ключевое слово.
Дети составляют слово «БЕЛОРЕЦК».
- Наш город появился на свет в далёком 1762 году. Ему уже больше 250 лет. Каждый год белоречане празднуют день рожденья Белорецка – День города. И мы с вами тоже готовимся к этому дню: разучиваем песни, заучиваем стихи. Пожалуйста, Лиза и Тимофей, прочтите нам стихи о Белорецке.
Дети читают стихотворение Муршиды Гайнуллиной «Белорецк»:
Цветы проснулись оттого, что нежно
Им солнце целовало лепестки,
И ветер, ободряющий и свежий,
Заигрывая, дул на них с реки.
Проснулись птицы, зажужжали пчёлы,
Земля от сна очнулась, наконец…
Где родина моя? - Меня ты спросишь,
И я тебе отвечу – Белорецк!
Стоят дома, то скучась, то рядками,
Шумят деревья, кланяясь земле,
Мне дорог каждый кустик, каждый камень,
И каждая тропинка во дворе.
Вдали тебя тоскую, понимаю,
И повторяю, словно во хмелю:
Мой Белорецк! Земля моя родная!
Как безгранично я тебя люблю!
- Вот и подошла к концу наша игра. Вы, ребята, справились со всеми заданиями, ответили на многие вопросы. Я считаю, что вы заслужили звание Знатоков родного города и хочу вручить вам медали «Знаток Белорецка».
- Наше занятие я хочу закончить стихотворением Нины Зиминой
«О Родина! Мой светлоокий дом,
В краю уральском, на земле Башкирской.
Здесь сосны хороводят над прудом
И Белая под лесом серебрится»
|