ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка».
подготовила и провела учитель-логопед высшей категории Сироткина Снежана Валерьевна
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Скачать конспект
Дети под музыкальное сопровождение входят в зал, садятся в круг на ковре.
- Ребята, скажите пожалуйста куда вы уже совсем скоро пойдёте?
(в школу)
- А зачем дети идут в школу, разве им в детском садике не нравится? (ответы детей)
Чтобы учениками стать, надо очень много знать.
- Ребята, вы много знаете? Сейчас мы проверим.
Тихо-тихо, словно мышка В саду бегает мальчишка Очень маленького роста. Кто же он? Всё очень просто:
Не гном и не ребенок, Не мальчик-с-пальчик он, А Кузька-домовёнок - Живет он в доме том.
- Ребята, что-то Кузя наш не весел, низко голову повесил. Вы знаете, что с ним случилось, что его так опечалило? (ответы детей)
- А я кажется, знаю. Наш Кузя тоже хочет в школу, как и вы. Когда вы пришли маленькими малышами, Кузя уже был здесь, до вас здесь были ребятишки и ушли в школу, а Кузя остался. И так много ребятишек проводил Кузя в школу. Вы скоро уйдёте в школу, а Кузя опять останется встречать новых малышей. И никогда Кузя не узнает, что такое школа и как там дети учатся. А ему так хочется. Может вы, его возьмёте с собой в школу? Нет уж, пусть Кузя остаётся в детском саду, а то кто же будет встречать новых малышей и следить за порядком в группе. Давайте покажем Кузе, как учатся дети в школе.
- Давайте представим, что мы не в группе, а в классе, у нас началось не занятие, а урок. Я не воспитатель, а кто? (учитель) Вы кто? (ученики)
-Прежде чем мы сядем на свои места, встаньте в круг, потренируем свои пальчики и глазки.
Логопед проводит пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз. Затем дети садятся на свои места.
«В гости к пальчику большому приходите прямо к дому:
Указательный и средний, безымянный и последний.
Сам мизинчик малышок постучался на порог.
Вместе пальчики друзья – Друг без друга им нельзя!»
«Глазки вверх, глазки – вниз.
Глазки вправо, глазки – влево.
На меня глазки, на свой носик.
Поморгали 5 -6 раз».
-Ученики в классе сидят тихо и слушают учителя, а когда хотят, что-то ответить поднимают руку. Поднятая рука означает, что вы знаете ответ и готовы ответить.
-Кузя пришел к нам не просто так, он принес свой волшебный сундучок с заданиями. Как вы думаете, мы справимся с ними?
- Да!
2. Беседа «Что такое речь, из чего она состоит?» Составление предложений, схем предложений. Знаки препинания.
-Достанем 1 конверт.
- Итак, вы уже выросли большие и научились говорить. А кто мне ответит, мы говорим отдельные слова, или эти слова как-то между собой связаны? (предложения).
Наша речь состоит из предложений. Какие бывают предложения? (короткие и длинные). В длинном предложении много слов, а короткое предложение состоит из двух или трёх слов. Я вам предлагаю поиграть в игру «Цеплялки», в этой игре слова будут цепляться друг за друга и будут получаться предложения.
Игра «Цеплялки» (по картинкам).
Отвечая на вопросы – Кто? Что? Какая? Что делает? Зачем? и т. д., дети составляют длинные предложения.
Мама. Добрая мама. Добрая мама покупает. Добрая мама покупает конфеты. Добрая мама покупает конфеты детям.
Составление схем предложений. На столе с помощью схематических обозначений дети выкладывают схемы слов. Обговаривают: первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка.
3. Звуко-буквенный анализ слов.
- Из чего состоят предложения?
- Предложения состоят из слов.
А как вы думаете, какая самая главная вещь в школе? Вы это узнаете, если правильно выполните задание. Нужно по первым буквам названий картинок, составить новое слово. Игра «Волшебный телевизор» (картинки – кот, ноты, иголка, гиря, игрушки). Дети, проведя звуко-буквенный синтез, составляют слово «книги».
- Правильно, это книги. Сколько в слове «книги» букв? (5)
- Сколько гласных букв? (2)
- Сколько согласных? (3)
- А сейчас, я предлагаю достать 2 конверт из сундучка. Это в конверте звуковые домики, из которых мы составим схему слова «книги».
4 Образование сложных слов.
- Ребята, ещё слова бывают простые и сложные. Сложные слова состоят из двух слов. Давайте попробуем, из двух простых слов составит одно сложное.
Игра «Образование слов»
Сам, летит – самолёт; сам, вертит – вертолёт; сам, варит – самовар; сам, катит – самокат; сам, сваливает – самосвал; лист, падает – листопад; снег падает – снегопад; звезда падает – звездопад; пар, ходит – пароход; пар, возит – паровоз; сок, выжимает – соковыжималка; кофе, молит – кофемолка; пыль, сосёт – пылесос; белое, лицо – белолицый; длинные, ноги – длинноногий.
5. Слоговой анализ слов.
- Хорошо. Ребята, слова делятся на части. Вспомните, как называются эти части (слоги). Достанем следующий конверт с заданием. Это разные слоги, но если их сложить вместе, получатся целые слова. Поможете мне их сложить?
Но сначала мы с вами немного отдохнем.
6. ФМ.
Каждый ребенок, получив 1 слог, выходит на ковер, и под музыку они выполняют различные движения. Затем музыка затихает, и дети встают рядом в пару, образуя из слогов слова.
Слова:
7. Развитие фонематического слуха.
Мы поговорили с вами о предложениях, словах и слогах. А из чего же состоят слоги?
-Из звуков, когда мы произносим слово и из букв, когда мы это слово пишем.
- Чем отличается звук от буквы? Звук мы произносим и слышим, а букву мы видим и пишем.
- Какие бывают звуки? (согласные и гласные, твёрдые и мягкие)
- Какие звуки называются гласными? (когда они могут произноситься и даже петь без преград).
- Ребята, вы любите играть в прятки? Только мы сейчас никуда прятаться не будем. Прятаться будет звук, а мы его будем искать.
Игра «Найди звук в слове»
Я вам называю, какой звук вы будете искать, и называю слова, в которых этот звук спрятался. А вы должны определить, где находится этот звук в начале слова, в середине или в конце.
«К» — кубик, тыква, клён, поросёнок, берёза, лужок.
«Б» — сугроб, бумага, кабан, бусы, буквы, забава.
«З» — коза, коса, зуб, забор, мороз.
«Ш» — шапка, малыш, каша, шалаш.
8. Согласование слов с местоимениями.
Дети достают конверт с картинками, которые надо подобрать к нужным местоимениям.
Пособие «Волшебное дерево».
- дом, сом, сад, лев, жираф, кубик.
- кровать, сумка, машина, муха, матрешка.
- окно, облако, солнце, озеро, печенье.
- брюки, ботинки, ножницы, очки.
9. Развитие логического мышления, связной речи.
Конверт с картинками «Что нам нужно в школе?»
Дети развешивают их на двух фланелеграфах – то, что надо и не надо в школе (игрушки, книжки, тетради, мячик и т.д.)
10. Итог.
- Молодцы!
- Вам понравилось путешествие в школу? А что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
- Молодцы. Кузе тоже очень понравилось. Он с вами прощается. Закройте глазки. А сейчас класс превращается опять в группу, я — в воспитателя, а вы в дошкольников, можете опять играть в свои любимые игрушки. Все умнички! Всем спасибо!
|