«Формирование гражданско-патриотических чувств у дошкольников».
Дрокина Любовь Сергеевна, МОУ Центр развития ребенка №11 Россия, г. Волгоград
«О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни». Б. Паскаль.
Аннотация: В настоящее время, в связи с тяжелым периодом, переживаемого нашей страной, среди проблем первостепенной важности один вопрос приобретает особое значение — вопрос о воспитании будущего России. Наша задача — поддержать интерес у ребенка, развивать и стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность и создать положительную эмоциональную сферу. Отдать частичку своего сердца маленькому человечку.
Я хочу рассказать Вам о ярком неповторимом периоде каждого человека – детстве – о счастливом детстве детей моей группы. Почему именно так? В этот период устанавливается связь ребенка с основными сферами бытия: миром людей, природы, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям, развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. И моя задача, как педагога, старшего товарища, поддержать данный интерес, развивать и стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность и создать положительную эмоциональную сферу, чтобы детство детей в моей группе было действительно счастливым и незабываемым. Отдать частичку своего сердца маленькому человечку. Хочется видеть в каждом ребёнке личность, быть для своих воспитанников не только воспитателем, но и другом, который готов прийти на помощь в любую минуту. Жить по Некрасову и сеять разумное, доброе, вечное..
Воспитатель — это первый, после мамы, друг, который встречается детям на их жизненном пути. Это люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят нас в свой мир. Самое главное — любить детей и отдавать им своё сердце. Для меня — это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особенно осознаёшь свою значимость, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров.
«Мы, взрослые, когда-то тоже были детьми, но не все об этом помнят» — говорил Сент Экзюпери. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. У каждого из нас была любимая игрушка, с которой мы ложились спать. Была любимая песенка, мультфильм, сказка, стихотворение и.т. д. А как было сладко засыпать под тихое пение мамы или бабушки. Я до сих пор помню колыбельную, которую мне пели в детстве. И только сейчас, став взрослыми, мы понимаем, что это была не просто приятная песня — это связь двух и более поколений. С малых лет мы слышим родную речь, сказки, которые передаются из поколения в поколение. Они несут в себе нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Чтение в годы детства — это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, которое раскрывает благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце зернышки человечности, из которых складывается совесть.
Не для забавы созданы русские народные сказки. Сказка — мудрый воспитатель ребенка. Она всегда поучительна и знакомит ребенка с искусством своего народа, его культурой. Люди получали первые основы нравственного воспитания на ярких примерах народной сказки[2]. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает им в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношение людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Рассказывание сказки — замечательный метод воздействия на ребенка.
Сейчас постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых предки оставили нам самое ценное[1]. Именно в фольклорных произведениях отображается национальная самобытность народа. «Красна птица пером, а человек делом». Сказки, пословицы, поговорки закладывают основы любви к своему народу. К сожалению, мир фольклора и сказки уходят в далекое прошлое. Да и эмоционально-нравственное воспитание в семье в основном заменяет компьютер. Взрослые заняты работой, заботой, как прокормить семью и приходя домой уже не в состоянии проводить время с ребенком.
Такова сегодняшняя жизнь! Все бегом, бегом…пел Валерий Леонтьев. Остается одно спасение — телевизор, компьютер… Работая с детьми, я увидела, что детей недостаточно знакомят с русскими народными сказками, в основном дети смотрят зарубежные мультфильмы. Дети стали проявлять агрессию, нетерпимость друг к другу, поэтому я и решила приобщить детей к миру русской народной сказки. Книги, к сожалению, сейчас, никому ни интересны. Вся надежда на нас, воспитателей. Кто, если не мы! Пусть пока родители зарабатывают, у детей есть человечек, который является проводником в мир чести и достоинства. В нашей группе уделяется большое внимание как развитию познавательной сферы, так и русскому народному творчеству: миру эмоций и чувств. Ведь влияние русского народного фольклора велико!
Не секрет, что судьба ребенка зависит от того, кто его окружает. Если взрослые добрые, внимательные, если каждый день ребенка наполнен умным, разнообразным общением, наблюдениями, опытами, играми, фольклором, основы личности будут прочными. Воспоминания детства сопровождают человека всю жизнь. Самое высокое чувство, которое есть в человеке – это любовь. Она дается человеку свыше, от Бога при рождении. Мама рождает ребенка. Появляется первая неразрывная связь мама – ребенок, чувство любви матери к ребенку и ребенка к маме, к папе, к членам семьи, к родственникам, к роду, к Родине, к Отечеству. А далее ребенок вырастает, становится родителем. Так тянется эта непрерывная связь поколений, которая строится на любви. И как сохранить любовь, как не утратить ее в сегодняшнем мире с бешенным ритмом жизни? Вера, надежда, любовь – вот три главных добродетели, три главных чувства, которые сопровождают человека всю жизнь и помогают ему жить. Такая обстановка царит в нашей группе. Я своим примером помогаю быть справедливым, порядочным, помогать друг другу. Дети могут простить строгость, но ложь и грубость — никогда. Они чувствуют доброе отношение.
Ни раз я задавалась вопросом «Доступны ли малышам первые чувства патриотизма?» Теперь я знаю, что да! Когда 4-х летний Игорек говорит- «Это мой город!» рассматривая фото нашего города Волгограда. Когда он кричит — «Не хочу, войну!», если видит пистолет у мальчишки и выбрасывает игрушку. Показывая фото президента, дети гордо говорят – «Наш Путин».
Помочь ребёнку разобраться, что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому – это мой долг. Исходя из собственного опыта работы в этом направлении можно дать утвердительные ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному дому, улице, городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании и формируется в процессе целенаправленного воспитания[3]. Только нужно как можно раньше пробудить в детском возрасте любовь к родной земле. Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности, в играх – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважения к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Сама жизнь воспитывает ребёнка. А патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться. Возрастает роль и ответственность моя — как воспитателя, который ведёт эту работу. В основе этого сложного процесса лежит развитие чувств. «Те высокие нравственные… чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», — писал А.В. Запорожец. Великий композитор Бетховен говорил: «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье».
Известна истина: что заложено в человеке, то остается навсегда. Именно в детстве формируются основные качества человека. Чувство Родины… Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота. Если педагог сам любит свою Родину, является патриотом, то он сможет воспитать и разбудить чувство любви к своему Отечеству. Наш родной город Волгоград. Мой долг рассказать ребёнку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Для расширения кругозора ребёнка я провожу экскурсии по нашему району, наблюдаем за трудом взрослых, помогаем им, каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей. В воспитании огромное значение имеет пример взрослых. «Ворчаньем наскучишь, а примером научишь!». Проводятся тематические мероприятия с привлечением участников Великой Отечественной войны, они рассказывают ребятам об их фронтовых и трудовых подвигах[3]. Главная задача — подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей. Их нет, но память о них жива! Их победу мы никогда и никому не отдадим!
Сильным фактором развития гуманных чувств является сюжетно-ролевая игра, в которой дети учатся понимать другого, его настроение, желание, сопереживать, испытывать радость от общего успеха, удовольствия от выполнения своих обязанностей. [2] Недовольство от плохой работы дети переживают в трудовой деятельности, направленной на достижение полезного для всех результата. Перед нами стоит нелёгкая задача – донести всю глубину понятия «гражданина Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине. Мне хочется достучаться до сердца каждого и сказать, что будущее наших детей сегодня зависит от нас! Процветание страны зависит от воспитания уважения к культуре и традициям своего народа, связи с прошлым.
В настоящее время, в связи с тяжелым периодом, переживаемого нашей страной, среди вопросов первостепенной важности один вопрос приобретает особое значение- вопрос о воспитании будущего России. Еще Чехов писал: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Ясным умственно, надо быть для того, чтобы решать задачи поставленные жизнью, много читать, смотреть, наблюдать, анализировать. Именно с нравственностью связано различение добра и зла. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли. А опрятным физически надо быть, затем чтобы люди не отворачивались от тебя. Нравственное воспитание – это сложно, но возможно!
Список литературы
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, «Мы живём в России», изд-во Скрипторий 2003; 2007 г.
- Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова, «Система патриотического воспитания в ДОУ»., изд-во «Учитель», 2007г.
- Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. — М., 2006.
|