Григорьева Ирина Васильевна. Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию в старшей логопедической группе Тема: «Сказочный калейдоскоп»

Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию в старшей логопедической группе Тема: «Сказочный калейдоскоп»

МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» муниципального района Хабаровского края.

Сказки народов Севера (региональный компонент) Литературно – художественная викторина с элементами драматизации. Тема: «Сказочный калейдоскоп».

Приоритетная образовательная область развития: речевая.

Образовательные области развития в интеграции: познание, социализация, коммуникация,

  • художественное творчество,
  • чтение художественной литературы.

Подготовила конспект: воспитатель Григорьева Ирина Васильевна МДОУ «Золотой ключик» п. Ванино апрель 2015 года.

Цель: воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с северными народными сказками.

Задачи:

образовательные:

  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • формирование умения понимать главную идею сказок народов Севера;
  • дальнейшего развития интереса к художественной литературе и чтению.

развивающие:

  • развитие связной речи, обще речевых навыков;
  • развивать речевые умения при пересказывании литературного произведения по ролям, выразительно производя диалоги действующих лиц;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии;
  • развивать зрительное восприятие, внимание, память, координацию речи с движениями;
  • развивать координацию движений «глаз – рука»;
  • вызвать интерес к созданию коллажа;

воспитательные:

  • побуждать детей к высказыванию собственной точки зрения на обсуждаемую тему. Помочь раскрыть проявление нравственных качеств через мимику, интонацию;
  • воспитывать интерес и любовь к малой Родине;
  • воспитывать и любовь к художественной литературе и чтению;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать доброе и заботливое отношение к малышам.

Предпосылки УУД: установление причинно – следственных связей, зависимостей происходящего; умение самостоятельно делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы.

Предварительная работа:

  • занимательная деятельность по познавательному и речевому развитию (дикие животные);
  • этические беседы;
  • знакомство с пословицами и поговорками;
  • игры с мячом: «Кто скорее», «Мяч по кругу»;
  • игры: «Вспомни сказки», «Четвёртый лишний»;
  • знакомство с книгой Д, Нагишкина «Амурские сказки»;
  • знакомство с иллюстрациями Г. Павлишина;
  • чтение сказок народов Севера;
  • словарная работа на обогащение и активизацию словаря в совместной деятельности педагога с детьми (беседы, словесные игры, рассматривание картин и т.д.);
  • чтение сказок народов Севера, обыгрывание;
  • вырезание силуэтов и контурное рисование животных (медведь, белка, заяц).
  • просмотр мультипликационных фильмов: «Сказки народов Севера»;
  • повторение пальчиковой гимнастики: «Солнце, ветер, луна»;
  • обыгрывание этюдов;
  • показ настольного и конусного театра;
  • дидактические игры: «А сейчас вы друзья узнаете нас!»;
  • слушание песни: «В мире много сказок»;
  • слушание музыкальных композиций народов Севера;
  • подготовка к игре — драматизации;
  • игра – инсценировка этического порядка.

Индивидуальная работа:

  • развивать у Насти Ч. умение высказывать свои предположения, делать простые выводы;

Методы:

  • наглядные (иллюстрации, «картина художника»);
  • словесные (художественное слово, вопросы);
  • практические (игры);

Материал:

  • иллюстрации к сказке; «картина художника»; шапочки с национальным орнаментом; ваза; конструктор; * контуры персонажей сказок; клей – карандаш; салфетки; клеёнки; аудиозапись.

Оборудование: магнитная доска;

Технические средства: магнитофон.

Предпосылки УУД: развитие творческого мышления; воображения; внимания; памяти; слухового восприятия; умение слушать; выполнять по заданному правилу.

Ход образовательной деятельности:

В: Входите, ребята, и поприветствуйте гостей.

Приветствие — дети обращаются к гостям:

Скажем «здравствуйте» руками!
Скажем «здравствуйте» глазами!
Скажем «здравствуйте» мы ртом,
Станет радостно кругом.

(Входят дети, здороваются, размещаются по желанию).

- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живём?

- И мы с вами? (Россияне).

- Но Россия очень большая страна, а мы живём? (на Дальнем Востоке России).

- Дальний Восток – это наша малая Родина.

Первыми коренными жителями Дальнего Востока были народы Севера. И у русских людей и у народов Севера одна большая Родина – Россия и одна малая Родина – Дальний Восток, на территории которого они вместе проживают. Русские люди и люди Севера всегда были очень дружны (иллюстрация Г. Павлишина на доске или проекция на экран, или раскрытая книга с иллюстрацией «Дружба народов»), а объединяет наши братские народы — богатое устное народное творчество – фольклор.

- Вот скажите, что любят больше всего слушать и читать дети всех народов?

- Правильно, сказки! Сказки народов Севера – это душа народа, его мудрость. Это не только любимое развлечение, но и своего рода школа жизни для детей.

Звучит музыка народов Севера.
Чтение стихотворения:
Тайга окружила далёкое стойбище,
В нём милый народ с названием орочи!

Со своим непонятным родным языком,

И сказками добрыми, мудрыми обо всём.

Постановка цели НОД перед детьми: сегодня, мы с вами побеседуем по сказкам народов Севера, перескажем сказки по ролям, постараемся правильно оценить поступки главных героев, выскажем собственную точку зрения об их нравственных качествах, вспомним народные пословицы и поговорки, сделаем в подарок малышам коллаж по сказкам народов Севера.

Дети садятся на стульчики.

- Сказки, каких народов Севера, вы знаете?

Ответы детей: эскимосские сказки, эвенские сказки, удэгейские сказки, мансийские сказки, нанайские сказки, орочские сказки, ненецкие сказки, нивхские сказки, ительменские сказки.

- Правильно, молодцы. Послушайте загадку об одной из этих сказок:

Старик со старухой бедно жили,
О судьбе своей тужили.
Чудо жизнь их изменило –
В чум богатство привалило.

Старухе мало показалось,
Жадной стала и сердитой,
А в итоге ей досталось
тоже самое, что было.

- В какой сказке народа севера старик со старухой жили бедно, и к ним привалило богатство? (в сказке народов Севера «Птичка – Невеличка»).

- Почему птичка — невеличка выполняла их желания? (пожалела).

- По какой причине птичка – невеличка не стала выполнять последнюю просьбу? (захотели стать хозяевами всего леса).

-Что не давало покоя старухе? (жадность).

Давайте вспомним подходящие пословицы и поговорки:

«Позаришься на чужое — потеряешь своё».
«Дай с ноготок – попросит с локоток».
«Только ума на деньги не купишь».
«Добро неси, а платы не проси».

- Какую русскую сказку напоминает нам сказка народов Севера «Птичка – Невеличка»? ( «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина).

- Что же делать? Ведь опять у старика и старухи нет ни дров, ни еды, ни товаров? Я вам скажу по секрету. Добрый художник придумал продолжение этой грустной сказки (показ «картины художника»). Посмотрите, кого послала птичка – невеличка старику и старухе на радость. Давайте вместе сочиним продолжение истории.

Дети придумывают продолжение сказки с хорошим концом.

- А вы хотите встретиться с птичкой – невеличкой. (Дети встают свободно).

Этюд «Встреча с Птичкой – Невеличкой».

Давайте встанем в круг и представим себе всё, о чём я буду говорить.

Какая она, Птичка – Невеличка? Хоть бы одним глазком посмотреть на неё. Я поднимаю руки к голубому небу и зову: «Эй, Птичка – Невеличка, прилети ко мне, покажись!». Я подхожу к Птичке – Невеличке и протягиваю к ней руки. Она прыгает в мои раскрытые ладони и ласково смотрит на меня. Удивительно, но она раскрывает клювик, как будто улыбается мне, а её глаза светятся от счастья. Я поднимаю птичку над головою и кружусь вместе с ней в ритме медленного вальса.

Я делаю глубокий вдох и медленный выдох. (Эту фразу нужно повторить три раза).

Дышится легко, ровно, глубоко.

Птичка просит меня отпустить её в небо. Я раскрываю ладони, и она грациозно прыгает на веточку дерева и улетает. Дышится легко, ровно, глубоко. (Дети садятся).

Сказочная математика (как вариант).

- Сколько раз Птичка – Невеличка выполняла просьбы старика и старухи? (3)

- Какую по счёту просьбу Птичка – Невеличка не стала выполнять? (4)

- Сколько сказок о птицах вы знаете? (6)

Вопрос – ответ: «Узнай сказку».

- А какие сказки народов Севера вы ещё знаете? (На доске закреплены иллюстрации к сказкам или проекция иллюстраций на экран, иллюстрация к сказке, которую назвали, убирается).

Ответы детей:

1. Сказка народа Севера «Кукушка».

- Почему мать превратилась в кукушку?

Вспомним крылатые — народные слова:

«При солнышке тепло, при матери добро»;

«Родителей почитать, свою жизнь сохранять».

Это очень грустная сказка, давайте снимем напряжение.

Игра «Камень – верёвочка».

На слово «камень» — дети сильно напрягают тело, на слово «верёвочка» — полностью расслабляют его. И так чередуют несколько раз до снятия напряжения.

2. Сказка народа Севера «Как медведь и бурундук дружить перестали».

- И почему – же звери перестали дружить?

Вспомним крылатые слова:

«Чужая дружба глаза колет».

3. Сказка народа Севера «Отчего у зайца уши длинные».

- Зачем заяц попросил рога?

Вспомним крылатые слова:

«Трусливому сердцу и большие рога не помогут».

4. Сказка народа Севера: «Айога».

- Почему Айога превратилась в гуся?

Вспомним крылатые слова:

«Труд кормит, а лень портит».
«Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов»,
«Кто не работает, тот не ест».

5. Сказка народа Севера «Два солнца».

- Кого спас охотник?

Вспомним крылатые слова:

«Добро неси, а плату не проси».

Хотите, поиграем в любимую игру детей Севера?

Пальчиковая игра: «Солнце, ветер, луна» (как вариант).

Ведущий называет фигуру и показывает её. Дети повторяют. Темп убыстряется. Затем ведущий говорит одно, а показывает другое. Дети должны правильно показать названную фигуру. Игра развивает внимание.

Или как вариант: подвижная игра народов Севера – «Солнце» ( «Хейро»).

6. Сказка народа Севера: «Почему у сороки длинный хвост».

- Так почему – же у сороки длинный хвост?

Вспомним крылатые слова:

«Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь».

7. Сказка народа Севера: «Как ворон и сова друг друга покрасили».

- Как трудился ворон, а как сова?

Вспомним крылатые слова:

«Поспешишь – всех насмешишь».
«Работал спустя рукава».
«На добро добром отвечай».

8. Сказка народа Севера: «Мыргы».

- В чём подвиг героя?

Вспомним крылатые слова:

«Не напрасно героев восхваляют».

9. Сказка народа Севера: «Как лягушка зелёной стала».

- И почему же лягушка позеленела?

Вспомним крылатые слова:

«Как стал сыт, так узнал и стыд».

- Сказки можно рассказать, а можно сказку показать.

Драматизация ненецкой сказки: «Лепёшки».

Динамическая пауза.

Воспитатель: Молодцы, ребята, здорово сказку озвучили. Давайте теперь друг другу похлопаем! Потопаем! (Повторяем 3 – 4 раза, дети должны быть внимательны и ориентироваться на слова взрослого). А теперь и похлопаем, и потопаем.

- Ребята, как вы считаете, почему мышка не угостила лепёшками ворона и куропатку?

Давайте вспомним подходящие крылатые слова:

«Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов».

Как вариант: показ сказки народов Севера: «Как лисичка бычка обидела» (конусный театр).

Как говорил русский поэт В. Маяковский: «Сказка сказкой, а вы сделайте из неё вывод».

Основная идея, мысль сказок народов Севера – на земле, на нашей малой Родине – Дальнем Востоке не должно быть места страданиям, зло и обман должны быть наказаны.

- Чему учат нас сказки народов Севера?

Воспитатель подводит детей к личностным характеристикам главных героев сказок.

Ответы детей: Нельзя быть: хитрым, завистливым, злым, бессердечным, вредным, непослушным, невоспитанным, ленивым, жадным, недовольным. Нельзя обманывать, дразнить, обзывать.

  • Ребята, давайте поможем героям сказок и подарим им ценности – драгоценности. Дети кладут в красивую вазу разноцветные цветочки (цветной конструктор) и называют человеческие ценности: доброта, любовь, трудолюбие, дружелюбие, миролюбие, заботливость, сочувствие, правдивость, честность, отзывчивость, благородство, взаимопомощь, доброжелательность, совесть, щедрость

-Давайте ещё подарим милосердие и сострадание.

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Знаете, ребята, сострадание, заботливость, сочувствие, дружелюбие, любовь творят чудеса и превращают даже очень злого зверя в очень доброго, доброго.

Инсценировка сценки из сказки народов Севера: «Медведь и бурундук». Сказочный дизайн: коллективная работа.

Звучит аудиозапись мелодии народов Севера.

- Ребята, предлагаю вам сделать коллаж – наклеить на эту картину художника героев из прочитанных сказок народов Севера. Дети наклеивают героев сказок на картину. Молодцы! У вас всё получилось! Мы и дальше будем продолжать читать сказки народов Севера и добавлять героев в наш коллаж. И перед нами откроется сказочный мир мудрости народов Севера.

А потом мы пойдём в гости к малышам покажем сказки народов Севера и подарим наш коллаж.

Сказочный сюрприз:

Вносится и дарится орочский сувенир.

Итог занятия:

- Дети, о чём мы сегодня с вами говорили?

Дети: О нашей малой Родине, о народах Севера и сказках народов Севера.

- Какой герой, из какой сказки вам больше всего понравился и почему?

Просмотров: 191
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Несговорова Галина Юрьевна. Ненецкие сказки, как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре народов Севера
  • Рогулина Нина Анатольевна. Презентация 'КУКЛЫ НАРОДОВ СЕВЕРА'
  • Доброгорская Ольга Викторовна. Конспект спортивной тренировки в подготовительной группе «Подвижные игры народов Крайнего Севера».
  • Камашева Нафиса Имамовна. Практикум «Подвижные игры народов Севера и их роль в формировании здоровья и развитии личности дошкольника»
  • Воробьева Вера Николаевна, Савинич Людмила Александровна. Творческий отчет по ознакомлению детей с традициями народов Севера
  • Афутина Татьяна Викторовна. Сценарий спортивного развлечения «Путешествие по играм народов севера» для старшей группы
  • Матвиенко Тамара Анатольевна. Статья на тему: Педагогические условия формирования приобщения детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов севера
  • Борисова Евгения Алексеевна. Интегрированное занятие в подготовительной к школе логопедической группе «Письмо с Севера» по лексической теме «Животные Севера».
  • Черепанова Оксана Александровна. Сценарий спортивного развлечения, посвященного 90-летию ХМАО-Югра «Подвижные игры народов севера (манси)» Вторая младшая группа (3-4 года)
  • Пайметова Евгения Валерьевна. Методическая разработка конспекта мероприятия для детей средней группы (игровой тематический день) «День здоровья» (Игры народов севера)
  • Ирина Теплова. Предмет – Окружающий мир. Конспект НОД для детей с ЗПР Тема: «Животные севера»
  • Петрова Любовь Николаевна. «Истоки русского севера»
  • Козеева Алла Николаевна. Конспект НОД по краеведению «Народы Севера Красноярского края. Долганы»
  • Дьяконова Елена Сергеевна. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей в старшей специализированной группе с нарушением зрения Тема занятия: «Дикие животные севера»
  • Корчагина Юлия Леонидовна. Конспект занятия и презентация на тему: «Дикие животные севера»
  • Сорокина Анастасия Романовна. КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ: «Тайны Севера»
  • Анастасия Романовна Сорокина. КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Тайны Севера»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Несговорова Галина Юрьевна. Фотоотчет по экологическому проекту «Животные Севера»
  • Наботова Марина Ивановна. Краткосрочный проект «Животные Крайнего севера»
  • Голова Елена Александровна. Ханты и Манси — жители Севера
  • Соловьева Светлана Владимировна. КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ ОНР, СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН И СЕВЕРА»
  • Козлова Марина Анатольевна. Сценарий развлечения «Дети народов мира» Старший дошкольный возраст
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Никитина И.В.. Игры народов Поволжья. Игра «Звери»
  • Лазарева Ольга Николаевна. «Этнокалендарь, как одна из эффективных форм ознакомления дошкольников с традициями и культурой народов Поволжья»
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Наталья Невзорова. Презентация для публикации тема: 'Дружба народов: Россия, Грузия, Азербайджан'
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь