Цель: расширение представлений знаний детей о Томске, как о своей малой Родине и любимом городе.
Задачи:
- Закрепить и уточнить знания детей о своем городе.
- Дать понятие «малая Родина».
- Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за свою страну.
- Способствовать проявлению форм дружеского общения.
- Продолжать знакомить детей с интерактивной доской.
Материалы для занятия: интерактивная доска, флаг г. Томска, альбом «Памятники Томска», видеосюжеты детей, слайды с фотографиями и картинками г. Томска, клей, картонная заготовка герба, стружка от цветных восковых карандашей, цветные карандаши, трафареты герба, разрезные картинки герба г. Томска, песня О.Ковальчук «Песня о Томске», мячики Су-джок.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы (легенды, стихи о Томске)
- рассматривание иллюстраций с видами современного Томска
- совместная деятельность детей и родителей (изготовление своего видеоролика о достопримечательностях города)
- разучивание физкультминутки и приветствия
Скачать конспект
Ход занятия:
Воспитатель: — Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
А теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро! (Дети)
Солнцу и птицам!
- Доброе утро! (вместе)
Приветливым лицам!
- Доброе утро! (вместе)
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
И доброе утро длится до вечера!
(Слайд)
Ребята, посмотрите на доску, что вы видите?
(подходим к доске) (дети: это карта!)
- Правильно, а какая это карта? Карта чего? (дети: карта России)
- Да, это карта нашей страны. Давайте посмотрим, что вы видите на карте? (ответы детей: реки, точки…) А, что изображают на картах голубым цветом, зеленым, коричневым? (ответы детей) Да, в России очень много рек, а также гор, лесов. А каждая точка – это обозначение какого-то города. Ребята, а как еще мы называем нашу страну? (ответы детей — Русь, Российская Федерация, Родина) Да, Родиной! А как вы понимаете слово «Родина»? (ответы детей) Да, Родина – это значит родная.
(Слайд)
Посмотрите, что вы теперь видите? (дети: это граница нашей страны, как на карте) Да, ребята, это изображение – контур территории России. Давайте с вами обозначим наш город, поставив точку, как на карте. Ребята, так как каждый город имеет свое название, давайте и мы напишем название нашего города. (пригласить одного ребенка, который умеет писать)
Посмотрите дети, Россия наша большая Родина. А город Томск это тоже Родина. Только какая? (дети: маленькая) Да ребята, у каждого человека есть и своя малая Родина. Как вы понимаете слова «малая Родина»? (ответы детей) Да, большинство из нас родились здесь, значит город Томск – это наша малая Родина. Вот ребята, мы с вами изобразили нашу Родину большую и малую.
Игра «Какой Томск»
А теперь немного поиграем, встанем в круг. Скажите, что за флаг у меня в руках? (ответы) Да, это флаг города Томска. Давайте будем передавать друг другу это флаг и говорить при этом, какой наш город. Например, Томск – интересный! (передача флажка)
(дети садятся на стульчики)
(Слайд)
Воспитатель: — Давным-давно, в 1604 году на реке Томи построили казаки крепость и основали город – Томск. Крепость была деревянная, потому что вокруг была тайга, и росло много деревьев. Крепость стояла на горе. Как вы думаете, ребята. Почему? (ответы детей) Да, для защиты от врагов. Долгое время Томская крепость успешно отражала набеги кочевников ближних и дальних. Сотни лет назад крепости строили обязательно на берегу реки. Как вы думаете, зачем? (ответы детей) Да, что бы люди могли легко переплавляться в соседние города, перевозить грузы, а главное, что бы рядом всегда была вода для бытовых нужд.
Посмотрите, ребята, как выглядит сейчас то место, на котором зародился наш город. (Слайд) Теперь на этом месте камень – в честь основания города Томска. Кто из вас был на этом месте? А кто знает, как называется эта гора? (дети: Воскресенская) Правильно, с Воскресенской горы начинался наш любимый город.
(Слайды)
Постепенно границы Томской крепости расширялись, началась мирная жизнь. Томск разрастался. В 18 веке, после строительства Сибирского тракта, Томск стал важным центром торговли. Стали строиться богатые особняки купцов, которые любили похвастаться друг перед другом роскошью и диковинным видом своих домов.
А сейчас ребята, давайте посмотрим, каким наш город был и каким стал. Для этого вам нужно соединить картинки с изображением разных мест Томска в старину и в нынешнее время. (вызвать 3-4 детей к интерактивной доске для перетаскивания и соединения картинок) (Обсуждение с детьми, узнают ли они показанные улицы, дома, что изменилось, почему первые фотографии не цветные?)
Ребята, а вы, когда гуляли по городу, обращали внимание, сколько у нас много красивых деревянных домов с деревянными кружевами? (ответы детей) (Слайды)
Дерево на Руси – материал особый. Так повелось в старину, что русский человек срубит себе избу – живи да радуйся, ан нет, зудит в руках топор, просится пройтись по наличникам, фронтонам, карнизам. (показать детям наличники, фронтоны, карнизы), выписать свой узор. Самыми частыми узорами были цветы, травы, различные фигуры. Например, ромб обозначал спаханное поле, занавески – богатство, а солнышко оберегало хозяев дома от всех врагов. И вот, стоит уже не изба, а терем из сказки. Деревянные узоры и дома раскрашивали в яркие цвета, поэтому даже длиной сибирской зимой, на улице был настоящий праздник. Посмотрите, какое красивое деревянное кружево. Этим наш город отличается от других городов и очень гордится.
Физкультминутка:
А теперь давайте встанем в круг и немного отдохнем:
Мы по городу гуляем, (шагаем) Все вокруг мы замечаем: В центре парк тенистый, (наклоны влево, вправо) В парке дуб ветвистый.
Вот проспект широкий, (делаем руки широко) Небоскреб высокий. (руки вверх) В центр мы сейчас пойдем, (шагаем) На проспект мы попадем.
Музей на проспекте стоит, (загибаем и разгибаем пальцы на обеих руках) Нам о прошлом говорит. В нашем городе старинном, Есть театры, магазины, школы, садики, аптеки, фабрики, библиотеки.
Город Томск зовется, (показываем ладошки) Хорошо нам в нем живется! (хлопаем)
(дети садятся на стулья)
Воспитатель: — А сейчас, я предлагаю вашему вниманию репортажи, которые вы сняли с вашими родителями о достопримечательностях и памятниках нашего любимого города! (просмотр видеосюжетов с комментариями воспитателя)
Ребята, вы молодцы, было очень интересно смотреть ваши репортажи! За это я хочу подарить вам вот такой альбом. Он называется «Памятники Томска». В нем я собрала самые известные памятники нашего города, что бы вы в любой момент могли ими полюбоваться. Он будет стоять на полочке у нас в группе.
Разминка:
А теперь давайте немножко разомнемся с мячиками Су-Джок:
Я мячом круги катаю, Взад – вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, А потом сожму немножко,
Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк- Мяч летает между рук!
А сейчас, я предлагаю вам сделать герб нашего города своими руками. Перед вами три стола, первый стол для аппликации из цветной стружки, за вторым столом вы можете разукрасить герб города, а на третьем столе собрать его из разрезанной картинки. Нам нужно разделиться поровну на три группы. Как мы можем это сделать? (дети: по считалке, рассчитаться на 1, 2, 3) Давайте рассчитаемся на первый, второй третий. (расчитались) Приступим к работе!
(пока дети выполняют задание, играет песня О.Ковальчук «Песня о Томске)
Ребята, покажите, что у вас получилось! Молодцы, вы справились с заданием!
А теперь давайте встанем в круг. Ребята подготовили для нас стихотворения о Томске:
1-ый ребенок:
На трех холмах, На четырех ветрах В краю таежном Посреди Сибири
Стоит мой город Над рекою синей, Стоит и отражается в веках. 2-ой ребенок:
От белых рощ. От гордых теремов, Одетых в деревянные узоры, Родные начинаются просторы.
Дороги в мир.
И зрелость. И любовь.
Ребята, мы сегодня говорили с вами о том, какой замечательный, красивый и родной наш город. Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга и улыбнемся доброй улыбкой. Вот какие мы добрые и счастливые жители города Томска!!!
(дети выходят из зала под музыку о Томске)
|