Дубровская Татьяна Владимировна. Цикл занятий посвященных теме «Мой родной город Томск. Деревянное зодчество» в подготовительной группе.

Цикл занятий посвященных теме «Мой родной город Томск. Деревянное зодчество» в подготовительной группе.

Дубровская Татьяна Владимировна, педагог-психолог

Конспект НОД «Мой родной город Томск. Деревянное зодчество» в подготовительной группе.

Приоритетные образовательные области:

«Художественно-эстетическое развитие»: формировать умение эмоционально откликаться на проявление прекрасного, развивать художественное восприятие произведений деревянной архитектуры, умение последовательно рассматривать образ, соотносить увиденное с собственным опытом.

В интеграции:

«Познавательное развитие»: развивать интерес и любовь детей к родному городу; формировать бережное и заботливое отношение к памятникам старины. Развивать внимание, память.

 

Скачать конспект

«Социально-коммуникативное развитие»: формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила поведения в процессе непосредственной – образовательной деятельности; воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности. Развивать ситуативно-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности, развивать умение воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них.

«Речевое развитие»: развивать речь, расширять и активизировать словарный запас детей

«Физическое развитие»: сохранять и укреплять здоровье детей.

Материалы и оборудование: изображения деревянных домов города Томска, изображения схемы деревянной избы, мяч, мнемотаблицы, заготовки для симметричного рисования, упражнения дорисуй до образца, дорисуй недостающий дом, желтые и черные карточки для голосования.

Занятие 1.

Содержание НОД:

Вводная часть.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас.

Далее игра – приветствие «Я такой». Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте, я сегодня вот такой» и показывает невербально свое состояние. Остальные говорят: «Здравствуй (называю имя)». Затем все вместе повторяют имя игрока и говорят: «Дима сегодня вот такой». При этом стараясь копировать его жесты и мимику как можно точнее. Игра продолжается пока в ней не примут участие все. В заключение все берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все».

Основная часть

Давайте вспомним, как называется город, в которой мы с вами живем? (Ответы детей)

Томск – город старинный, ведь ему уже более 400 лет. Наш город отличается от многих других тем, что в нем еще сохранилось немало старинных деревянных домов, среди которых есть очень красивые. Их можно сравнить со сказочными теремами, про которые написано в русских сказках. Посмотрите на башенки и затейливые резные узоры: сколько же фантазии и таланта было у мастеров, строивших эти нарядные дома больше ста лет назад!

Просмотр с детьми изображений памятников деревянного зодчества Томска. (Приложение 1)

Педагог: Ребята, как вы думаете, из каких материалов можно построить дом? (из дерева, кирпича, камня, бетона).

Далее игра с мячом: «Скажи какой»

Задачи игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.

Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.

Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:

- Дом из 2 этажей (какой) — … (двухэтажный).

- Дом из 3 этажей (какой)(трехэтажный)

- Дом из 5 этажей (какой)(пятиэтажный)

- Дом из 9 этажей (какой) — …

- Дом из 12 этажей (какой) — …

- Дом из дерева (какой) — … (деревянный).

- Дом из кирпича (какой)(кирпичный)

- Дом из глины (какой) — …

А какие дома мы с вами видели на картинках? (деревянные)

Как вы думаете, почему именно дома из дерева чаще других строили раньше наши предки? (вокруг много лесов, древесины)

Правильно, наш Томский край издревле славится своими лесами. Дерево у нас самый доступный и самый дешевый строительный материал.

Деревянные дома строят мастера — плотники. Дом, построенный из деревянных бревен, называли – изба. На Руси говорили: "Плотник — первый на селе работник". Это человек, который умел укладывать бревна так плотно, что и щелочки не увидишь.

Каким же инструментом пользовались плотники при строительстве? (Топором)

- Да, топором и лес валили, и ложку могли выстругать.

Все делалось с помощью одного инструмента — топора. Есть русская пословица «Не взявшись за топор — избы не построишь».

В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу. Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома — «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления.

Далее вместе с детьми рассматриваем устройство русской избы (приложение 2)

Изба состояла из двух частей: в нижней части – находился подвал, здесь хранили урожай и заготовки на зиму. В верхней части дома – жилое помещение.

Крыши у домов делали двускатные, чтобы дождь и снег не задерживались на них и не разрушали дом.

Окна домов делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило.

Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняли тепло в избе. Ограждали хозяев избы от уличного шума и недобрых. Ставни на ночь закрывали. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни — значит, хозяева встали, а закрыты — значит, ещё спят или их нет дома.

Крыльцо всегда строили с навесом, чтобы было на нем чисто да сухо в любое время года.

Вокруг дом окружали забором с воротами. Ворота строили прочные, выше забора, и также украшали их резьбой.

Внутри изба была устроена очень просто. При входе холодный коридор – сени. Здесь хранился хозяйственный инвентарь. А жили все члены семьи в единственной комнате — горнице. Была она, как правило, просторная. Недалеко от входа в горницу стояла большая русская печь. Печка- главный предмет в доме – и обогреет, и накормит, и место для сна подготовит. Палати на печи – это самое теплое место в доме. Именно поэтому здесь было спальное место детей и стариков, тех, кто требует наибольшей заботы. К печке на Руси издревле относились с почтением, про нее говорили:

Наша барыня-сударыня

Толста да бела

Щей да каши наварила

Пирогов нам напекла или:

Наша толстая Федора

Наедается нескоро

А зато, когда сыта,

От Федоры — теплота.

Помимо печи в горнице стоял большой стол, за которым собиралась вся семья. Во главе стола сидел мужчина- хозяин семьи. Другие члены семьи имели за столом свои определенные места. Сидели на лавках. На них же, а то и вовсе прямо на полу, спали.

Томские мастера стремились украсить свое жилище и изнутри. Украшали резьбой двери в избе, столы, лавки. Использовали природный орнамент: вырезали из дерева солнце, цветы, листья, силуэты животных, птиц.

Много с тех пор минуло лет. Теперь в нашем городе строят разные дома, из разных материалов.

Далее делаем пальчиковую гимнастику дом:

И приступаем к упражнению: дорисуй до образца с целью развития мелкой моторики и внимания.

Заключительная часть:

А теперь, когда наше занятие подходит к концу, давайте вспомним: о чем мы сегодня с вами говорили, а поможет нам вот эта мнемотаблица (работа с мнемотаблицей: расшифровка, запоминание, восстановление содержания).

Т

Занятие 2.

Содержание НОД:

Вводная часть.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас.

Далее игра – приветствие «Я такой». Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте, я сегодня вот такой» и показывает не вербально свое состояние. Остальные говорят: «Здравствуй (называю имя)». Затем все вместе повторяют имя игрока и говорят: «Дима сегодня вот такой». При этом стараясь копировать его жесты и мимику как можно точнее. Игра продолжается пока в ней не примут участие все. В заключение все берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все».

Основная часть.

Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии (ответы детей). А сейчас давайте посмотрим верно ли вы запомнили факты из истории нашего Томска.

Игровое упражнение: «Все ли верно?»

Цель: закрепить знания о Томске, развивать память и логическое мышление.

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, если верно поднять желтые карточки, если нет — черные.

Примеры утверждений:

Город Томск больше, чем город Москва.

Город Томск старый город

Наши предки строили дома из глины

Человек который рубил избу назывался кузнец

Он использовал для работы топор.

Далее игра с мячом: «Скажи наоборот»

Задачи игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.

Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.

Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, говоря фразу со словом-антонимом:

В нашем городе есть длинные улицы

В нашем городе есть широкие улицы

Я живу на дальней улице

Я шла по темной улице

Я живу на шумной улице

Я живу на старой улице

Сегодня я шла по грязной улице

Я шла к детскому саду по извилистой дороге.

Ребята а вы видели на соседней улице деревянный дом, украшенный красивой деревянной резьбой? Послушайте как сказал поэт о наших томских домах:

Прекрасен Томск в своих уборах,

Но всех прекрасней терема,

Церквей и замков кружева,

И просто…русские дома

В чудесных, сказочных узорах!

Томская резьба отличается неповторимыми узорами. Наша сибирская зима холодная и очень длинная. Скучая по летнему солнышку и цветам, внешний фасад дома архитекторы превращали в «цветущий сад» — украшали его бутонами, листьями, цветами и вьющимися растениями. Резьба располагалась на разных уровнях и ярусах, игра света и тени создавала дополнительный объем.

Узоры на домах не только служили в качестве украшения, но и оберегали людей от злых духов. Так считали наши прабабушки и прадедушки. Например, от злых сил защищали, знаки с солнечной символикой — колесо с разным количеством спиц, но обязательно чётным. А шестилучевое колесо было символом не только солнца, но и грозы. Считалось, что в такой дом не ударит молния.

В резьбе применялись природные узоры: цветы, травы, а также геометрический орнамент. Ромбы означали вспаханное поле. Они были символом хорошего урожая.

Современные жители нашего города, конечно, уже не верят в защитные силы обереговых узоров, но если деревянные кружева на каком-либо доме разрушились под влиянием дождей или ветра, томичи бережно восстанавливают старинные узоры, чтобы памятник деревянного зодчества выглядел так же, как сто лет назад, и продолжал радовать своим видом жителей и гостей нашего города.

Совершая виртуальное путешествие по старинному городу, вы, наверное, обратили внимание на то, что больше всего узоров архитекторы делали вокруг окон – на наличниках. Наличники на окнах нужны прежде всего для защиты окна от сквозняков и теплопотерь — они закрывают щель между стеной и оконной коробкой. Но и другое назначение, как вы теперь понимаете, было у наличников. Считалось, что окно – это лицо дома, а наличники — украшение лица. Как по лицу человека, по его выразительности, мимике мы судим о человеке, так и наличники деревянного дома во многом определяют его облик. Посмотри, какие наличники бывают на окнах деревянного дома. (Приложение 3)

Как вы обратили внимание, ребята, узоры на наличниках окон симметричные. Что это значит? Мысленно проведите прямую линию сверху вниз в середине окна. Узор левой части окна будет повторять узор правой части окна, только в зеркальном варианте. Как будто половинка наличника с узорами «смотрит» на себя в зеркало и видит свое отражение. Подойдите к зеркалу. А теперь прислоните ладошку ребром к зеркалу. Большой пальчик при этом отведите в сторону (вправо). Ваша ладонь отразится в зеркале и будет точно такой же, только большой палец при этом будет отведен влево. Давайте продолжим наш эксперимент с зеркальным отражением. Посмотрите у меня на рисунке есть половина окошка, поднесем изображение к зеркалу. Половинка вашего рисунка отразится и превратится в целую картинку. При этом левая часть будет очень похожей на правую часть, но «смотреть» они будут в разные стороны. Также симметрично изображались и узоры на наличниках деревянных домов.

А теперь давайте создадим свои шедевры деревянного зодчества, только не из древесины, а из бумаги. Я даю вам половинки окон, как будто мастер сделал часть работы и очень устал, а ваша задача – закончить работу.

Заключительная часть:

Понравилось ли вам занятие

Что было сложно сделать?

А вы бы хотели жить в старом деревянном доме, украшенном резьбой или в новом?

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Просмотров: 376
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Агеева Светлана Витальевна. Буклет «Как развивать речь ребёнка дома»
  • Танарбергенова Ксения Капановна. Безопасность детей дома и на улице.
  • Стерх Татьяна Николаевна. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Наш дома Земля» для детей 5 – 7 лет
  • Казакевич Татьяна Михайловна. Модель образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Усть-Илимск – город мастеров» (I часть)
  • Полищук Елена Владимировна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»
  • Романова Светлана Витальевна. Открытое занятие по образовательной области физическое развитие «Ребята, давайте жить дружно»
  • Смирнова Александра Никитична. Конспект НОД 'Много есть садов на свете, но такой, как наш, один'
  • Мельникова Ольга Николаевна. Видео занятие по познавательному развитию «Если ты один дома»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Сергеева Елена Викторовна. «Сюжетно-ролевая игра дома»
  • Купцова Анна Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Мой город Томск»
  • Эльвира Ахатовна Мингазова. Сценарий 8 марта для подготовительной группы «А теперь давайте с вами потолкуем мы о маме»
  • Вероника Адаменко. Конспект НОД по образовательной области «Безопасность» в старшей логопедической группе по теме «Безопасность в быту: если ты остался один дома»
  • Лучина Зинаида Дмитриевна. Конспект игрового практикума для родителей средней группы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»
  • Корсакова Елена Николаевна. Городская прогулка «Дома бывают разные»
  • Карпова Ирина Владимировна. Презентация: Мнемотаблица для заучивания отрывка из стихотворения Саши Чёрного «Когда никого нет дома»
  • Бескровная Светлана Михайловна. Родительское собрание «Развитие познавательно — исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»
  • Митрюшина Анна Викторовна. Проект «Совместные индивидуальные занятия родителей и детей старших групп по теме: «Артикуляционная гимнастика дома. Ставим звуки вместе»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. «Памятка для родителей о соблюдении правил безопасности, если ребёнок один дома»
  • Редактор. Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения их дома
  • Наталья Владимировна Миронова. Организация активного отдыха детей в детском саду и дома.
  • Воронцова Жанна Валерьевна. Занятие для детей подготовительной к школе группе по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Путешествие в Изумрудный город»
  • Вяткина Лариса Анатольевна. Методическая разработка Тема. Вместе у нас получится или как заниматься с неговорящим ребенком дома»
  • Татьяна Соколик. Развлечение для детей раннего возраста совместно с родителями «Давайте любимым игрушкам своим праздник сегодня мы посвятим»
  • ОКСАНА ПОГОДАЕВА. Одарённый педагог. Какой он?
  • Жубуль Инна Сергеевна. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по нравственно – патриотическому воспитанию с применением интерактивной доски «Томск – город сердца моего»
  • Абушкевич И.А., Кузнецова В.А., Никонова Е.Е.. Формирование навыков безопасного поведения детей дома на материале авторских сказок
  • Дудкина Елена Викторовна, Николаева Галина Петровна. Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем дома с детьми аутистами»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь