Автор – инструктор по физической культуре Миронова Наталья Владимировна, структурное подразделение ГБОУ гимназия № 1591
Организация активного отдыха детей в детском саду и дома.
Да, да, вначале было не слово, а игра, если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь малыша. Играя почти бессознательно, ребёнок осваивает формы и величины вещей и предметов, различает цвета и звуки, наблюдает, запоминает, повторяет, координирует движения, расширяет свой кругозор, радуется жизни.
Каждый ребёнок имеет право на счастье, понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал, обладающий развитым творческим воображением и высокой потребностью в движениях.
Скачать конспект
Большая роль в воспитании здорового ребёнка принадлежит активным организованным формам двигательной деятельности, одной из которых является физкультурные занятия, спортивно – оздоровительные праздники совместно с родителями, развлечения, дни здоровья.
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной и активной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям производится на основе жизненной потребности ребёнка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закалённости детей, является эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей. Организация активного отдыха – это слаженная деятельность педагогов, детей и взрослых, она служат пропаганде здорового образа жизни, познание окружающей действительности через движение, как среди ребят, так и среди взрослых.
Одним из важных требований к организации активного отдыха является проведение их в разные сезоны года и в разнообразных природных условиях: на участке детского сада, в парке, на стадионе, на берегу реки. От конкретного места проведения активного отдыха во многом зависит его форма, тематика, структура, содержание, оформление. Необходимо все формы активного отдыха детей вынести на свежий воздух, за исключением праздников и досугов в бассейне. При любой форме организации активного отдыха детей взрослые должны позаботиться о том, чтобы никто из детей не находился в рядах постоянных зрителей, болельщиков. Желательно, чтобы дети все вместе и поочерёдно командами участвовали в разных номерах программы, помогали ведущим и судьям, необходимо обеспечить достаточно высокую двигательную активность, обязательно учитывать соответствие одежды детей состоянию погоды.
Положительных результатов в организации активного отдыха детей можно добиться только при тщательной предварительной подготовке, которая начинается с составления программы, всё это поможет правильно спланировать работу с детьми и своевременно приступить к её организации, а также распределить обязанности.
В плане активного отдыха нужно отразить разделы:
- цели и задачи
- место и время проведения данного мероприятия
- состав организационной группы, обязанности
- количество участников и их состав
- поощрения, сюрпризные моменты, награды
В программах активного отдыха детей большое место должно быть отведено: оздоровительно – интегрированным досугам с речедвигательными элементами и игровым упражнениям на развитие физиологического дыхания, подвижным и спортивным играм, эстафетам совместно с родителями, коллективным выступлениям детей. Следует стремиться к тому, чтобы содержание проводимых мероприятий было разнообразным, интересным, создавало возможность активного участия детей, доставляло радость, удовольствие и эмоциональный подъём.
Играя, дети учатся прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете.
Предлагается вашему вниманию сценарий
активного отдыха детей дошкольного возраста.
Оздоровительно – интегрированный досуг с речедвигательными элементами и игровыми упражнениями на развитие физиологического дыхания
«Ах, какая прелесть – золотая осень» - старшая группа
Цели:
Оздоровительные:
-укрепление здоровья, формирование потребности в двигательной активности.
Образовательные:
-целенаправленное развитие физических качеств (ловкости, быстроты, общей выносливости), через игры – развлечения, эстафеты.
Воспитательные:
- воспитание умения детей творчески подходить к выбору и использованию инвентаря, проявляя сообразительность, активность.
Предварительная работа: оформление спортивного зала осенними картинками, разноцветными листочками, угощение для детей.
В спортивный зал оформленный в виде осеннего леса входят дети под музыкальное сопровождение «Прогулка в осенний лес»
Ведущий:
Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели,
если небо хмурое, если дождик льётся это время года –
Дети – осенью зовётся.
Нельзя нам на свете прожить без чудес, они нас повсюду встречают,
волшебный, осенний и сказочный лес, нас в гости к себе приглашает.
Ребята, отправляемся в поход в осенний лес.
- комплекс общеразвивающих упражнений – показывает ребёнок,
дети выполняют движения и проговаривают слова:
Чуть слышно осень наступает, плоды на ветках созревают,
уж ягод сладких полон лес, и дождь осенний льёт с небес,
сад давно уж нас зовёт, мы отправимся в поход, вот дорога впереди,
боком надо нам пройти – (идут приставным шагом боком),
высоко ноги поднимаем, весело шагаем, ступеньки к озеру спешат,
прыгать нам они велят, (шагают с высоким подъёмом колена, прыгают на обеих ногах с продвижением вперёд)
по дорожке земляной все мы «змейкой» пойдём, и куда – то попадём.
Ребята мы попали в сказочный лес, посмотрите под берёзкой
- маленький удаленький, сквозь землю прошёл,
красную шапочку нашёл
Что это? - грибок
Посмотрите, гриб растёт – белый гриб –
Гриб – вырос я в лесу густом, ой как весело кругом,
здесь полным – полно ребят на меня они глядят
Здравствуйте, девочки – ягодки, здравствуйте мальчики – грибочки,
пойдём те со мной за грибами,
А грибы вы знаете?
Сейчас я вам ребятки, загадать хочу загадки,
загадки не простые, а про грибы лесные, вы смотрите, не зевайте,
хором, дружно отвечайте!
-Нет грибов дружней, чем эти, знают взрослые и дети,
на пеньке растут в лесу, как веснушки на носу,
что же это за ребята, как грибы зовут – опята…
- Он в красной шапочке растёт, среди корней осиновых,
его заметишь за версту, зовётся - подосиновик…..
- Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом,
очень дружные сестрички, золотистые … лисички…
Ну и ну, вот так ребятки, отгадали все загадки.
А вот это на полянке, ядовитые поганки,
все друзья мои родные, мухоморчики лесные,
ну, кто хочет поиграть, свою ловкость показать.
Проводится игра «Что за гриб в твоём лукошке» -
будет музыка звучать грибы можно собирать,
стихнет музыка друзья собирать грибы нельзя.
Много, много про грибочки вы узнали, и конечно поиграли,
но пришла пора прощаться, до свидания друзья
не забывайте про меня.
Ой, ребята дождик начинается,
- здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Я – дождинка – хохотушка, я осенняя подружка,
как чудесен мой наряд, всюду капельки весят,
потому что дождь и, я закадычные друзья!
- Что ж, дождинка, оставайся,
Вместе с нами развлекайся, дождик с нами тоже дружен,
Все мы знаем, дождик нужен!
Дождинка –
Бедным тучам очень тесно, нету тучам в небе места,
Перессорятся все двести, а потом заплачут вместе,
и кричит внизу народ … разбегайся, дождь идёт!
Проводится игра «Дождь и зонтик»
- дети боковым галопом двигаются по залу, в середине зала
лежит раскрытый зонтик, музыка стихает,
дети быстро разбиваются на пары, поднимая сцепленные руки вверх, чтобы получилась крыша, оставшийся без пары ребёнок берёт зонтик и танцует с ним под весёлую музыку, остальные игроки хлопают ему, затем игра повторяется.
Дождинка –
Вы чудесные ребята!
Я скажу вам честно, веселиться с вами было очень интересно,
Но прощаться нам пора, до свиданья детвора1
Ведущий:
- Вот дождинка убежала, что – то сразу грустно стало,
Может нам пора играть, овощей по собирать
Вспомним загадки про огородные секреты
Кто узнает все ответы – огородные секреты,
станет самым умным в мире, начинаем три – четыре.
1.Как растрёпанный баран, беломраморный кочан,
листья держатся так густо у растения ….. капуста
2.Красный, сладкий корешок любит каждый наш дружок,
зелен хвост, красна головка, это что ….. морковка
3.В огородном чудном мире, он в пупырчатом мундире,
знает каждый молодец этот овощ …. огурец
Молодцы, все загадки отгадали, а теперь давайте поиграем
- Как – то вечером на грядке, овощи играли в прятки,
и морковка и лучок, и редис, кабачок, спрятались под листья и молчок,
- так давайте их найдём.
Проводится игра «Овощи – фрукты» - поделившись на 2 команды, дети выбирают из корзины овощи или фрукты.
Молодцы, всё правильно собрали.
Ой, ребята, тише, тише,
Что странное я слышу:
Кто – то к нам сюда спешит,
И как будто бы ворчит.
Кикимора – что такое?, Почему?, Ничего я не пойму!
Вы, откуда все взялись в моём лесочке?
Кикимора
Значит, я не зря плутала, значит я туда попала!
Все тропинки исходила, на ногах мозоль набила.
Что? Меня не узнаёте?
Так – так – так, ну вы даёте!
Я ж кикимора лесная, очень вредная и злая,
я веселье отменяю, всех отсюда выгоняю!
(свистит в свисток, бегает среди ребят, пугает их)
Ведущий – никуда мы не уйдём, мы ведь осень в гости ждём,
Осень к нам прийти должна, осень очень нам нужна!
Кикимора – осень вовсе не нужна (топает ногами)
Ну зачем, зачем она?
Осенью дожди, ненастье, ну какое в этом счастье?
Лужи, грязь, морозы, и сплошные слёзы.
Ведущий – что ты, что ты – осень – сказка!
Все вокруг как в ярких красках, жёлтых и багровых,
Красных и лиловых.
Кикимора - Ну ладно, а состязаться со мной не хотите?
Ведущий: смотря в чём
Кикимора – например кто громче закричит, или у кого язык длиннее
Ведущий – скажу тебе заранее: не нужны нам такие состязания!
Ты лучше с нами в игру поиграй, да ребят позабавляй.
Кикимора – хорошо, играем на кого рукой покажу дружно отвечайте
Скажу съедобное отвечайте – ням, ням, ням.
Скажу несъдобное отвечайте – фу, фу,фу.
- булочки хрустящие – ням, ням, ням
- тапки завалящие – фу, фу, фу
-пирожки слоёные – ням, ням, ням
- валенки варёные – фу, фу, фу
- шарики сырные - ням, ням, ням
- салфетки жирные – фу, фу, фу
- пряники вкуснящие – ням, ням, ням
- яблоки хрустящие – ням, ням, ням
- селёдочка пряная – ням, ням, ням
- грибочки поганые – фу, фу, фу
- шишки еловые – фу, фу, фу
- табуреты новые – фу, фу, фу
- рваные карманы – фу, фу, фу
- воза три сметаны – ням, ням, ням
Кикимора – молодцы, все какие внимательные
Что же делать? Как же быть?
Как ещё вас убедить? Вы поверьте, детвора,
Осень – скучная пора, некуда пойти – податься,
в общем нечем заниматься.
Ведущий – осень – славная пора, любит осень детвора,
И сейчас мы споём тебе осенние частушки.
1. Дождик льёт, не уставая, тучам нет конца и края,
беспокоится народ, не случился ли потоп.
2. Осенью спешит народ, поскорей на огород,
время зря нельзя терять, нужно урожай собирать.
3. Летом не ленился, урожаю удивился,
- гляньте, сколько овощей, для салатов и для щей.
4. Грибники берут корзинки, и шагают по тропинке,
вот волнушки, вот опята, сыроежки и маслята.
5. Осень – время золотое, нет нам осенью покоя,
груши, яблоки, компоты, всё попробовать охота.
Кикимора – хорошо частушки спели, вы меня развеселить сумели,
Где веселье – там игра, поиграть хотите?
Игровое упражнение на развитие физиологического дыхания
- дети проговаривают слова и перестраиваются из хоровода в пары,
и подбирают листья общего цвета.
Ты лети, лети листок прямо на дорожку, пролети совсем чуток,
отдохни немножко, хороводик заведём, заведём на славу,
и листочку своему подберём мы пару.
Кикимора – славно мы повеселились, очень крепко подружились,
Поиграли, поболтали, все вокруг друзьями стали.
Вам, ребята помогу, осень я для вас найду, и конечно позову.
Вьётся петляет тропинка лесная, по лесу осень идёт – золотая
- звучит спокойная музыка, в зал входит Осень.
Здравствуйте, мои друзья! Вы рады встретится со мной? Вам нравится наряд лесной?
Ведущий – дорогая наша осень, хороша, что ты пришла, у тебя мы, осень спросим,
Что в подарок принесла?
Осень - принесла я вам муки!
Дети – значит, будут пироги!
Осень – а уж яблоки - как мёд!
Дети - на варенье, на компот!
Ведущий – собирают осенью урожай плодов,
много людям радости после всех трудов.
Осень – славная пора!
Ждёт подарки детвора!
Осень – ну, тогда мне помогите, все листочки соберите!
Эти листья не простые - ярким солнцем залитые,
листья очень разные, жёлтые и красные.
(Ставит корзину с листьями перед детьми, накрывает её большим платком)
Кикимора и осень – сейчас будем колдовать, будем листья превращать!
Всех прошу закрыть глаза, начинаем чудеса, но будьте честными, друзья,
открывать глаза нельзя.
( в это время Кикимора меняет корзинки)
Превращайтесь, листья дубовые, кленовые,
в яблоки душистые, сочные, медовые.
(осень хлопает в ладоши, дети открывают глаза)
Кикимора и осень- ой, ура, ура, ура – посмотрите детвора,
Все листочки испарились, в угощенье превратились,
В яблоки прекрасные, жёлтые и красные,
угостим всех ребятишек, и девчонок и мальчишек.
(осень и кикимора угощает детей – яблоками)
Очень весело нам было, всех детей мы полюбили,
Но прощаться нам пора, что поделать, ждут дела, до свидания!
|