Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Саликова М.Т.. Формирование дружелюбия у детей младшего дошкольного возраста посредством коллективной деятельности.



Саликова М.Т.. Формирование дружелюбия у детей младшего дошкольного возраста посредством коллективной деятельности.

Формирование дружелюбия у детей младшего дошкольного возраста посредством коллективной деятельности.

Авторы: Саликова М.Т. — воспитатель Шаболдина Н.А. — воспитатель МБУ детский сад №93 «Мишутка» г.о. Тольятти

Проблема формирования дружелюбия является многогранной.

Как известно в настоящее время в обществе все менее значимыми становятся такие понятия, как доброта, дружелюбие, доброжелательность. А ведь именно эти качества способствуют благополучной атмосфере не только в детском, но и в любом взрослом коллективе.

 

Проблема формирования нравственных качеств у дошкольников изучалась в коллективной деятельности, игре, художественной деятельности и др. Формирование таких нравственных качеств как дружелюбие в коллективном труде изучено не достаточно.

На современном этапе перед обществом стоит глобальная задача нравственного воспитания, но ее реализации не уделяется достаточно внимания. Так, программы воспитания и развития дошкольников делают акцент на интеллектуальном, физическом, речевом, музыкальном развитии своих воспитанников и нравственное воспитание осуществляется в контексте этих направлений.

Педагогическое воздействие в процессе коллективной трудовой деятельности, направленные на нравственное воспитание дошкольников могут стать для ребенка своеобразной школой, где он сможет приобрести опыт нравственных отношений, усвоить правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи.

Методологическими основами исследования явились:

-идеи о роли коллективной трудовой деятельности для формирования дружелюбия у детей дошкольного возраста (Н. К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, В.А. Сухомлинский).

Актуальность нашего исследования обусловлена с одной стороны важностью проблемы формирования дружелюбия у младших дошкольников как качества личности ребенка, с другой — недостаточной представленностью теоретических исследований и практических разработок по формированию дружелюбия у дошкольников посредством трудовой деятельности.

Мы предположили, что процесс формирования дружелюбия у младших дошкольников как нравственного качества возможен при организации коллективной трудовой деятельности с учетом:

– гармоничного сочетания целостности компонентов трудовой деятельности, стимулирующего дружеские отношения;

– обогащения средств и способов общения детей;

– эмоционально-положительного отношения к сверстникам в общении;

– создание в группе атмосферы, стимулирующей проявление дружелюбия у дошкольников.

Опираясь на изучение психолого-педагогических основ формирования дружелюбия у младших дошкольников как нравственного качества посредством коллективной трудовой деятельности, нами была определена специфика констатирующего и форматирующего эксперимента.

В эксперименте определение уровня сформированности дружелюбия у детей младшего дошкольного возраста посредством коллективной трудовой деятельности осуществлялось по следующим критериям и показателям, определенным учетом подходов Т.А. Марковой и Л.А. Пеньевской, Л.В. Крайневой:

1. Когнитивный:

- наличие у дошкольников знаний о нравственных нормах поведения (дружба, дружелюбие).

2. Эмоционально-ценностный:

  • интерес к деятельности сверстников, желание и умение договориться

- готовность отозваться на переживания другого человека, отношение не только к нему, но и к делу.

3. Действенный:

  • умение руководствоваться имеющимися знаниями в практической деятельности

- сочувствие и помощь другим детям.

В констатирующем эксперименте были использованы следующие методики: серии бесед с детьми, решение педагогических ситуаций, опрос, наблюдение за взаимоотношениями дошкольников в коллективном труде.

На основе полученных данных и, принимая во внимание вышеизложенные показатели, мы условно разделили детей на три уровня сформированности дружелюбия у младших дошкольников. К первой группе нами были отнесены дети с высоким уровнем сформированности дружелюбия у детей младшего дошкольного возраста. Эту группу составили 28% исследуемых детей. Ко второй группе нами были отнесены дети со среднем уровнем сформированности дружелюбия. К данном группе были отнесены 32% испытуемых. К третьей группе нами были отнесены испытуемые с низким уровнем сформированности дружелюбия у детей младшего дошкольного возраст, что составило 40% от общего числа испытуемых.

Результаты эксперимента определили необходимость формирования дружелюбия в коллективной трудовой деятельности, посредством формирования эмоционально-положительной направленности на сверстника и обогащения средств общения.

Основываясь на результатах констатирующей ступени, определили задачи формирующего эксперимента:

– уточнить и расширить знания дошкольников о понятии «дружелюбие»;

– закрепить ценностное отношение к сверстникам;

– научить дошкольников реализовывать имеющиеся знания в коллективной деятельности.

В соответствии с результатами констатирующего этапа с намеченными задачами формирующего эксперимента были определены следующие этапы работы по формированию дружелюбия в коллективном труде у младших дошкольников:

1 этап — когнитивный- направлен на уточнение и углубление знаний дошкольниками понятия «дружелюбие» во взаимодействии со сверстниками.

Для решения задач первого этапа нами использовались разные методы работы с детьми: чтение художественной литературы, предполагающее последующую беседу по содержанию с использованием пословиц, занятия, решение этических задач.

При подборе художественных произведений учитывали следующие требования, предложенные А.М. Виноградовой: доступность излагаемого материала; содержание должно способствовать решению поставленных задач, развитию человечности, гуманных качеств личности; литературное произведение должно быть художественно ценно.

В соответствии с поставленной задачей данного этапа и учитывая требования к подбору художественной литературы для нравственного развития дошкольников, мы использовали следующие произведения, направленные на воспитание дружелюбия: В. Карасева «Новый товарищ», В.Осеева «Синие листья», «Три товарища».

2 этап — эмоционально-мотивационный направлен на выработку у дошкольников эмоционально-положительной направленности на сверстников.

С целью развития чувства доверия, обогащения навыков межличностного общения с детьми были проведены серии бесед на этические темы и игры: «Ночной поезд», «Испуганный ёжик», «Дружба», «Живые картинки».

После 1-2 этапа мы провели с детьми небольшую беседу, в которой они очень эмоционально высказались о том, что им нравятся наши встречи, и мы предложили их продолжить и назвать «трудовыми встречами».

3 этап — действенный — направлен на закрепление полученных знаний в практической деятельности (в коллективной трудовой деятельности со сверстниками).

На 3 этапе, учитывая способность младших дошкольников отделять трудовую деятельность от игровой, мы в нашей работе использовали приёмы игровой мотивации.

В работе мы опирались на присущую детям этого возраста активность и самодеятельность, на их стремление мастерить что-то своими руками, способность длительно удерживать единую линию игрового замысла. На этом этапе работы мы использовали наглядную опору (картинки нравственного содержания, например-помощь друг другу, дружелюбные отношения). Например строительство корабля для игры «Морское путешествие», изготовление подарка для мамы (шкатулку), уборка и украшение групповой комнаты к празднику 8 марта. Трудовая деятельность детей на групповом участке показала слаженность

в действиях, проявление дружелюбия и эмоционального комфорта: дети дружно, не ссорясь убирали мусор с участка.

Целью завершающего этапа нашего исследования было заключение эффективности проделанной нами работы.

Таким образом, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза, о том, что процесс формирования дружелюбия у младших дошкольников как нравственного качества возможен при организации коллективной трудовой деятельности с учётом:

– гармоничного сочетания целостности компонентов трудовой деятельности, стимулирующего дружеские отношения;

– обогащения средств и способов общения детей;

– эмоционально-положительного отношения к сверстникам в общении;

– создания в группе атмосферы стимулирующей проявление дружелюбия у младших дошкольников.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности Н.Н Авдеева; О.А. Князева; Р.Б. Стеркиан — СПБ: Детство-Пресс, 2010
  2. Давидчук А.Н. Обучение и игра. А.Н. Довидчук, М: Мозаика — Синтез, 2006
  3. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. М: Академия, 2004
  4. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие: Академия, 2006
  5. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений М: 2005
  6. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: методическое пособие. О.В. Солодянкина, М: 2006
  7. Эльконин Д.Б. Детская психология М: Академия, 2008
Просмотров: 249
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Ершова Татьяна Борисовна. «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Клишина Валентина Викторовна. Интегрированное занятие для дошкольников старшего возраста. Задача: приобщение к трудовой деятельности
  • Птушко Елена Александровна. Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности
  • Аханькова Елена Александровна. Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников.
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Севастьянова Евгения Валерьевна. Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством трудовой деятельности
  • Нечухрина Ирина Сергеевна. «Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игровой деятельности и проблемно-игровых ситуаций»
  • Войлошникова Елена Валентиновна. Доклад 'Обучение целеполаганию, планированию в процессе трудовой деятельности старших дошкольников'
  • Загидуллина Нина Сергеевна. Исследование коммуникативной культуры дошкольников в условиях трудовой деятельности
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Невежина Оксана Владимировна. «Развитие творческих способностей младших дошкольников посредством театрализованной деятельности во взаимодействии всех участников образовательного процесса».
  • Приходько Светлана Анатольевна. «Воспитание нравственных чувств посредством организации художественно – творческой деятельности старших дошкольников»
  • Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Сивушкина Марина Николаевна. «Развитие познавательного интереса младших дошкольников с помощью экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
  • Иванова Елена. Организация и осуществление процесса развития замысла в изобразительной деятельности у младших дошкольников с использованием художественного слова.
  • Шестакова Алёна Александровна. «ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационнаяформа речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников
  • Грачева Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭЛЕМЕНТАРНО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Абраменкова Ирина Алексеевна. Сказка, как средство эмоционально-нравственного развития дошкольников с ОНР
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Новикова Евгения. Развитие творческих способностей младших дошкольников в продуктивных видах деятельности - «Поделки из ватных дисков»
  • Вахрушева Елена Михайловна. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ
  • Павлова Наталья Викторовна. Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности
  • Волошенко И.А., Калугина Е.В.,. «Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей»
  • Даренская Татьяна Владимировна. Формирования экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности
  • Аркатова Татьяна Валентиновна. Конспект занятия по развитию творческих способностей в продуктивной деятельности младших дошкольников «Как помирились овощи и фрукты»
  • Татьяна Шлыкова. Формирование коллективизма у детей в совместной трудовой деятельности
  • Наталья Дубенцова. Развитии речи младших дошкольников через использование произведений художественной литературы
  • Омельченко Виктория Валерьевна. «Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению и формирования читательских компетенций у детей дошкольного возраста».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь