Авторы: Саликова М.Т. — воспитатель Шаболдина Н.А. — воспитатель МБУ детский сад №93 «Мишутка» г.о. Тольятти
Проблема формирования дружелюбия является многогранной.
Как известно в настоящее время в обществе все менее значимыми становятся такие понятия, как доброта, дружелюбие, доброжелательность. А ведь именно эти качества способствуют благополучной атмосфере не только в детском, но и в любом взрослом коллективе.
Проблема формирования нравственных качеств у дошкольников изучалась в коллективной деятельности, игре, художественной деятельности и др. Формирование таких нравственных качеств как дружелюбие в коллективном труде изучено не достаточно.
На современном этапе перед обществом стоит глобальная задача нравственного воспитания, но ее реализации не уделяется достаточно внимания. Так, программы воспитания и развития дошкольников делают акцент на интеллектуальном, физическом, речевом, музыкальном развитии своих воспитанников и нравственное воспитание осуществляется в контексте этих направлений.
Педагогическое воздействие в процессе коллективной трудовой деятельности, направленные на нравственное воспитание дошкольников могут стать для ребенка своеобразной школой, где он сможет приобрести опыт нравственных отношений, усвоить правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи.
Методологическими основами исследования явились:
-идеи о роли коллективной трудовой деятельности для формирования дружелюбия у детей дошкольного возраста (Н. К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, В.А. Сухомлинский).
Актуальность нашего исследования обусловлена с одной стороны важностью проблемы формирования дружелюбия у младших дошкольников как качества личности ребенка, с другой — недостаточной представленностью теоретических исследований и практических разработок по формированию дружелюбия у дошкольников посредством трудовой деятельности.
Мы предположили, что процесс формирования дружелюбия у младших дошкольников как нравственного качества возможен при организации коллективной трудовой деятельности с учетом:
– гармоничного сочетания целостности компонентов трудовой деятельности, стимулирующего дружеские отношения;
– обогащения средств и способов общения детей;
– эмоционально-положительного отношения к сверстникам в общении;
– создание в группе атмосферы, стимулирующей проявление дружелюбия у дошкольников.
Опираясь на изучение психолого-педагогических основ формирования дружелюбия у младших дошкольников как нравственного качества посредством коллективной трудовой деятельности, нами была определена специфика констатирующего и форматирующего эксперимента.
В эксперименте определение уровня сформированности дружелюбия у детей младшего дошкольного возраста посредством коллективной трудовой деятельности осуществлялось по следующим критериям и показателям, определенным учетом подходов Т.А. Марковой и Л.А. Пеньевской, Л.В. Крайневой:
1. Когнитивный:
- наличие у дошкольников знаний о нравственных нормах поведения (дружба, дружелюбие).
2. Эмоционально-ценностный:
- интерес к деятельности сверстников, желание и умение договориться
- готовность отозваться на переживания другого человека, отношение не только к нему, но и к делу.
3. Действенный:
- умение руководствоваться имеющимися знаниями в практической деятельности
- сочувствие и помощь другим детям.
В констатирующем эксперименте были использованы следующие методики: серии бесед с детьми, решение педагогических ситуаций, опрос, наблюдение за взаимоотношениями дошкольников в коллективном труде.
На основе полученных данных и, принимая во внимание вышеизложенные показатели, мы условно разделили детей на три уровня сформированности дружелюбия у младших дошкольников. К первой группе нами были отнесены дети с высоким уровнем сформированности дружелюбия у детей младшего дошкольного возраста. Эту группу составили 28% исследуемых детей. Ко второй группе нами были отнесены дети со среднем уровнем сформированности дружелюбия. К данном группе были отнесены 32% испытуемых. К третьей группе нами были отнесены испытуемые с низким уровнем сформированности дружелюбия у детей младшего дошкольного возраст, что составило 40% от общего числа испытуемых.
Результаты эксперимента определили необходимость формирования дружелюбия в коллективной трудовой деятельности, посредством формирования эмоционально-положительной направленности на сверстника и обогащения средств общения.
Основываясь на результатах констатирующей ступени, определили задачи формирующего эксперимента:
– уточнить и расширить знания дошкольников о понятии «дружелюбие»;
– закрепить ценностное отношение к сверстникам;
– научить дошкольников реализовывать имеющиеся знания в коллективной деятельности.
В соответствии с результатами констатирующего этапа с намеченными задачами формирующего эксперимента были определены следующие этапы работы по формированию дружелюбия в коллективном труде у младших дошкольников:
1 этап — когнитивный- направлен на уточнение и углубление знаний дошкольниками понятия «дружелюбие» во взаимодействии со сверстниками.
Для решения задач первого этапа нами использовались разные методы работы с детьми: чтение художественной литературы, предполагающее последующую беседу по содержанию с использованием пословиц, занятия, решение этических задач.
При подборе художественных произведений учитывали следующие требования, предложенные А.М. Виноградовой: доступность излагаемого материала; содержание должно способствовать решению поставленных задач, развитию человечности, гуманных качеств личности; литературное произведение должно быть художественно ценно.
В соответствии с поставленной задачей данного этапа и учитывая требования к подбору художественной литературы для нравственного развития дошкольников, мы использовали следующие произведения, направленные на воспитание дружелюбия: В. Карасева «Новый товарищ», В.Осеева «Синие листья», «Три товарища».
2 этап — эмоционально-мотивационный направлен на выработку у дошкольников эмоционально-положительной направленности на сверстников.
С целью развития чувства доверия, обогащения навыков межличностного общения с детьми были проведены серии бесед на этические темы и игры: «Ночной поезд», «Испуганный ёжик», «Дружба», «Живые картинки».
После 1-2 этапа мы провели с детьми небольшую беседу, в которой они очень эмоционально высказались о том, что им нравятся наши встречи, и мы предложили их продолжить и назвать «трудовыми встречами».
3 этап — действенный — направлен на закрепление полученных знаний в практической деятельности (в коллективной трудовой деятельности со сверстниками).
На 3 этапе, учитывая способность младших дошкольников отделять трудовую деятельность от игровой, мы в нашей работе использовали приёмы игровой мотивации.
В работе мы опирались на присущую детям этого возраста активность и самодеятельность, на их стремление мастерить что-то своими руками, способность длительно удерживать единую линию игрового замысла. На этом этапе работы мы использовали наглядную опору (картинки нравственного содержания, например-помощь друг другу, дружелюбные отношения). Например строительство корабля для игры «Морское путешествие», изготовление подарка для мамы (шкатулку), уборка и украшение групповой комнаты к празднику 8 марта. Трудовая деятельность детей на групповом участке показала слаженность
в действиях, проявление дружелюбия и эмоционального комфорта: дети дружно, не ссорясь убирали мусор с участка.
Целью завершающего этапа нашего исследования было заключение эффективности проделанной нами работы.
Таким образом, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза, о том, что процесс формирования дружелюбия у младших дошкольников как нравственного качества возможен при организации коллективной трудовой деятельности с учётом:
– гармоничного сочетания целостности компонентов трудовой деятельности, стимулирующего дружеские отношения;
– обогащения средств и способов общения детей;
– эмоционально-положительного отношения к сверстникам в общении;
– создания в группе атмосферы стимулирующей проявление дружелюбия у младших дошкольников.
Литература:
- Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности Н.Н Авдеева; О.А. Князева; Р.Б. Стеркиан — СПБ: Детство-Пресс, 2010
- Давидчук А.Н. Обучение и игра. А.Н. Довидчук, М: Мозаика — Синтез, 2006
- Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. М: Академия, 2004
- Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие: Академия, 2006
- Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений М: 2005
- Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: методическое пособие. О.В. Солодянкина, М: 2006
- Эльконин Д.Б. Детская психология М: Академия, 2008
|