Болдырева Оксана Викторовна воспитатель Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новохоперского муниципального района Воронежской области «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»
Актуальность:
Песочная терапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему, справиться с тревожностью, страхами и стать уверенным в себе и в своих возможностях человеком. Еще К. Д. Ушинский отметил, что «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка». Наблюдения многих известных психологов свидетельствуют о том, что дети, которые активно играли в детстве с песком, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми. В приведенной ниже совместной деятельности используется материал нового поколения, удивительный по своим свойствам – кинетический песок.
Скачать конспект
Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, но, в то же время, позволяют песку легко менять свою структуру и рассыпаться при необходимости на мелкие частички. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами и не содержит токсичных веществ. Поэтому может использоваться в работе даже с самыми маленькими детьми. Действия песка завораживает. Движения плавны, спокойны, непредсказуемы. Материал можно использовать для снятия эмоционального напряжения, уравновешивания нервно-психических процессов. Кроме того, необычайная структура песка позволяет развить познавательные функции ребенка, речь, моторику, а также творческие способности и креативное мышление. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Цель: развитие познавательной активности посредством кинетического песка.
Задачи:
- поддержка детской инициативы в различных видах деятельности;
- развитие общей, мелкой моторики, речи, психических процессов;
- активизация гуманного отношения к окружающему в игровой ситуации.
Планируемый результат:
создание эмоционального настроения; активизация речи; поддержка доброжелательного отношения друг к другу; развитие познавательной активности и любознательности, воображения и творческой активности.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Необходимое оборудование для организации развивающей предметно-пространственной среды: просторное помещение, стилизованное под песочный остров: самодельные пальмы, покрытие для пола, имитирующее песок; мультимедийное оборудование для презентации фотоснимков: ноутбук, проектор, экран; музыкальный центр с USB-входом, колонки; столы, стулья, кинетический песок, подносы и формочки для песка, пластмассовые шарики, мячики-массажеры, влажные салфетки, костюм обезьяны, бананы.
Ход совместной деятельности (Приложение 1)
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать?
На улице зима, холодно, а я предлагаю вам отправиться в путешествие на песочный остров, где всегда жаркое лето. А доберемся мы туда на самолетах. Запускаем мотор и полетели (дети двигаются по залу под музыку).
2. Основная часть.
Вот мы с вами прилетели. Смотрите, какой замечательный остров. Как здесь красиво. И как здесь много песка. Но этот песок не простой, он живой. Он может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить.
1. Упражнение «Живой, песок!» (Знакомство с песком)
Дети различными способами дотрагиваются до песка.
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, влажный, шершавый, мягкий).
Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок!».
Послушайте. Он с вами здоровается. Вы слышите? Он говорит почему-то тихим голосом. А может быть он грустный?
А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
Вы слышите, как он смеется? (аудиозапись смеха)
2. Упражнение «Кто это был?»
«Идут бегемоты» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают кенгуру» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Сюрпризный момент – появление взрослого в костюме обезьяны.
Ребята, слышите, тут кто-то плачет? Смотрите, да это обезьянка.
Обезьянка, что случилось? Почему ты плачешь?
Обезьянка: Я осталась на этом острове совсем одна, у меня нет друзей. А мне так хочется с кем-нибудь поиграть, потанцевать.
Ребята, может мы сможем развеселить обезьянку?
Обезьяна: давайте танцевать и веселиться!
Физмунутка (музыка)
Обезьяна: Ребята, мне так нравится с вами играть, что же я буду делать, когда вы вернетесь домой?
Не грусти, обезьянка, мы оставим тебе на память друзей из живого песка.
Дети проходят к столам и приглашают обезьянку, а при помощи формочек для песка делают фигурки животных.
Воспитатель на поднос при помощи шпателя перекладывает фигурки животных и вместе с детьми отдает обезьянке.
Обезьянка благодарит детей, угощает бананами.
3. Заключительная часть.
Ну, а нам пришла пора прощаться с нашими чудесными песочными друзьями и песочным островом, мы возвращаемся обратно в детский сад. Ребята, вам понравилось путешествие? Дети отправляются домой на самолетах.
Список литературы:
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб, 2005.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПб, 2003.
- Большебратская Э.Э. Песочная терапия. Петропавловск, 2010.
- Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. М, 2009.
- Нищева Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста СПб, 2011.
- Павлова Л.И, Маврина И.В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет М, 2002.
- 25 игр с кинетическим песком! Kinetic Sand Швеция.
|