Авторы:
Салихова Ляйсан Абдулхаковна, Полянцева Елена Ивановна Воспитатели ГБОУ Школа № 1150 имени дважды Героя Советского Союза К. К. Рокоссовского г. Зеленоград
Чтобы ребенок хорошо учился в школе необходимо учитывать несколько факторов. Во- первых, психологическая заинтересованность ребенка в обучении. Для этого надо помнить о том, что настроение детей напрямую зависит от настроения взрослого. Поэтому, начиная занятия, воспитатель должен излучать радость как от предвкушения чего-то занятного, веселого и важного. Обучающий взрослый должен помнить, что у большинства детей на начальном этапе обучения работоспособность не высока, внимание быстро истощается. Поэтому каждые 10-15 минут нужно проводить физкультминутки. Завершать занятие следует на оптимистической ноте: отмечать даже малейшие достижения детей, выражать свою радость и уверенность в дальнейших его успехах. Очень полезно рассказать при ребенке о его успехах родителям.
Одним из ведущих мотивов в жизни детей дошкольного возраста является стремление к положительным взаимоотношениям со взрослым. Именно поэтому дети очень чувствительны к оценкам своей деятельности со стороны. Непосредственный интерес к занятиям, положительные оценки взрослых стимулирует ребенка продолжать обучение. Поэтому воспитатель должен быть снисходительным, великодушным, щедрым на похвалу и ласку. Занятия же по принуждению, может быть, и дадут ребенку знания, но интереса к учению не приведут. По мере того, как ребенок овладеет определенными умениями и навыками, у него возникнет интерес не ради похвалы, а ради самого процесса обучения, для собственного удовольствия. В данный период взрослый может и должен предъявлять определенные требования к его поведению на занятиях, качеству выполнения заданий. Но требовательность должна быть разумная, тогда это будет на пользу ребенку, так как недостаточное развитие воли является более частой причиной неуспеваемости в школе, чем интеллектуальная или физическая слабость.
Во- вторых, сформированные волевые качества стимулируют развитие мыслительной деятельности.
Подготовка к школе проходит на занятиях по обучению грамоте, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, математике. Все остальные предметы также имеют огромное значение (ИЗО, музыка, аппликация и т.д.).
Обучая детей грамоте необходимо четко помнить следующее:
- В основе обучения чтению- не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, следует научить его слышать звук в слогах, в словах. На протяжении всего периода обучения следует называть звуки и соответствующие им буквы одинаково, то есть как звучит звук.
- Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть ребенок сначала называет буквы слога А! У!- и только после этого считает слог АУ! Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение- это чтение слогами. И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно читает (тянет) первую букву слова, пока не сообразит, какая буква следующая. Одновременно ребенок переводит пальцем с буквы на букву. Лишь бы он не останавливался после первой буквы, лишь бы он прочитал слитно буквы слога.
Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по обучению грамоте, по ознакомлению детей с окружающим, с природой, с художественной литературой, а также вне занятий: в играх, труде, повседневной жизни. Специальные занятия по развитию речи включают в себя формирование звуковой культуры речи, обогащение, закрепление, активизации словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, формирование элементарного осознания некоторых языковых явлений. Развитие связной речи сочетается с грамматической и словарной работой или с формированием грамматического строя речи и воспитанием звуковой культуры речи или со словарной работой и воспитанием звуковой культуры речи. Такое разграничение условно, так как словарная работа и формирование грамматического строя речи тесно связаны; воспитание звуковой культуры речи осуществляется и при выполнении детьми специальных упражнений, и при выполнении заданий по развитию речи, и т.п. В зависимости от уровня речевого развития воспитатель может изменять удельный вес тех или иных задач. Так, если многие дети нечетко произносят определенные группы звуков, воспитатель усиливает работу над формированием произношения этих звуков, сокращая те задания, которые дети выполняют успешно. Если дети достаточно хорошо владеют пересказом воспитатель дает больше заданий на рассказывание по картине, на творческое рассказывание.
Что касается математики, то воспитатель, обучая детей старшего дошкольного возраста, должен помнить, что формированию у детей элементарных математических представлений способствуют методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно- игровых и поисковых ситуаций.
Большинство занятий должны сочетаться с другими видами детской деятельности, т.е. носить интегрированный характер. Основной упор делать на решение поставленных задач, выбор ими приемов и средств, проверки правильности решения. Обучение должно включать как прямые, так и опосредованные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию дошкольников.
Занятия должны предполагать различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей учебно- познавательной деятельности, что воспитывает у дошкольников учебно- коллективные навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности. В ходе занятий (в старшем дошкольном возрасте) по математике должны использоваться разнохарактерные дидактические игры, это облегчит выработку устойчивых математических навыков (в т.ч., навыков счета от 0 до 20; сложением и вычитанием; понятиями «больше» и «меньше», «четный» и «нечетный»; с местом числа в числовом ряду; геометрическими фигурами; способом образования чисел второго десятка; составлением и решением задач).
Что касается ознакомления с окружающим миром, то проводя занятия по знакомству с явлениями общественной жизни и воспитанию интереса и любви к родной стране, надо помнить, что в старшем подготовительном возрасте углубление и расширение знаний по этим вопросам будет более существенно, используя такие методы и приемы, как экскурсии. Можно проводить и заочную экскурсию- на интерактивной доске. Например, во время заочной экскурсии на стройку детям дается общее представление о широком размахе строительства в стране (строят дома, школы…), о разных строительных профессиях (кровельщик, каменщик, маляр, плотник...). Дети знакомятся с основными этапами строительства (закладывается фундамент, возводятся стены и перекрывается крыша, ведутся отделочные работы), разъясняется роль машин и механизмов. Обращается внимание на качество работы строителей и важность их труда. Закрепить материал рекомендуется с помощью конструирования, лепки, рисования или аппликации на конкретную тему.
По изучению тем по неживой природе надо помнить, что в основе процесса ознакомления с явлениями неживой природы должны лежать действия с реальными предметами, наблюдения за явлениями природы, опыты и эксперименты. Если детям просто говорить, что снег грязный, в нем много частичек пыли и др., то дети не запомнят это, а вот если показать, каким был снег в блюдечке и что с ним стало после того, как снег растаял, то все увидят воочию- снег действительно грязный.
Знакомясь с объектами живой природы, воспитание бережного отношения к растениям и животным осуществляется в повседневной жизни во время кратковременных наблюдений на участке детского сада, которые сочетаются со свободной беседой. Личный пример заботы о растениях или животных в группе- лучшее воспитывающее средство для детей.
А углубление и закрепление знаний по ООМ осуществляется более действенно, если занятия проводятся в игровой форме с использованием наглядности, дидактических игр, физкультминуток (соответствующих теме), игр малой подвижности.
Таким образом, успешность подготовки детей к школе зависит от умелой организации занятий, от личностных качеств взрослого и от индивидуальных особенностей ребенка.
|