Подготовительная к школе группа №7 "Говорушки" компенсирующей направленности для детей с ТНР (с учетом программы «От рождения до школы»)
Творческая группа:
- воспитатель Биглова А.Ж.
- воспитатель Ковригина С.Н.
- учитель-логопед Лукьянова Е.С.
Ступино, апрель 2019г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка – детский сад №22 «Журавушка» городского округа Ступино Московской области
Паспорт проекта
По доминирующему методу: познавательно-исследовательский.
Скачать конспект
По продолжительности: краткосрочный (первая неделя апреля).
По характеру содержания: мероприятия, направленные на уточнение и закрепление знаний детей о школе для успешной адаптации в новом социальном статусе "ученика".
По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.
По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-педагог).
По количеству участников: логопедическая подготовительная группа (20 детей), их родители, воспитатели, учитель-логопед, педагог дополнительного образования (изобразительная деятельность).
Проблема: В ходе беседы с детьми о предстоящей учебе в школе, мы выяснили, что у ребят нашей группы поверхностные представления об этом учебном заведении. Они не смогли объяснить, что такое урок, перемена, школьный дневник, отметка. Многие испытывали затруднения при ответе на вопросы: «Как обратится к учителю, если что-то понадобится или возникнут вопросы», «Какие правила нужно соблюдать в школе», «Какие помещения есть в школе и для чего они нужны».
Так у нас появилась идея восполнить пробелы в знаниях детей о школе и поближе познакомить их с новым этапом в жизни — школьным обучением.
Актуальность:
Очень важно в процессе подготовки к школе развитие у детей социальной общности. Педагоги должны помочь детям, поступающим в школу, как можно быстрее и безболезненнее адаптироваться к новым социальным условиям. Первого сентября, перешагнув порог, ребёнок попадает в совершенно новое для него здание – школу. В ней много этажей, новых помещений: раздевалка при входе, актовый зал, класс, буфет.
Приход в школу сопровождается встречей с огромным количеством новых людей: взрослых, сверстников, старших детей. И здесь часто возникают трудности.
Чтобы чувство неловкости и неуверенности, а может и страха, как можно быстрее прошло, поможет организация познавательно-исследовательской проектной деятельности на соответствующую тематику. Познавательно-исследовательская проектная деятельность – это «общее дело» всего коллектива группы и родителей, в процессе которого расширяются представления о школе, развивается уверенность, способность устанавливать контакты друг с другом.
Поэтому проект «Скоро в школу» поможет детям легко, в непринужденной обстановке познакомиться со школой и безболезненно войти в школьную жизнь.
Совместные экскурсии, наблюдения, просмотр видеофильмов и чтение книг, выполнение творческих заданий в рамках проекта, способствуют укреплению детско-родительских отношений и создают благоприятный эмоциональный настрой для дальнейшего успешного развития и обучения школьников.
Цель проекта: познакомить детей со школой, как с первым социальным институтом ребенка.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и систематизировать представления детей о школе, правилах поведения в ней
- уточнить и закрепить знания о школьных принадлежностях, познакомить с историей их появления
- познакомить с историей школьной формы и ее особенностями в разных странах
- стимулировать поисковую и исследовательскую деятельность в процессе сбора информации по теме.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки детей в процессе совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами
- продолжать развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать и продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе приобретенных знаний и умений
- развивать познавательный интерес, внимание, память, воображение, мыслительные операции (обобщение, классификация, анализ и синтез)
- способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, наблюдения, словесные, дидактические игры, знакомить с произведениями художественной литературой, видео и интернет ресурсами
- развивать творческие способности, совершенствовать умения детей передавать в рисунках свои чувства и фантазии.
Воспитательные:
- способствовать развитию желания учиться в школе
- воспитывать культуру поведения, помочь осознать и принять правила нахождения в школе
- создать социально-психологические условия, позволяющие будущим первоклассникам успешно адаптироваться и развиваться в системе школьных отношений
- воспитывать социальные навыки (самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, интерес к общественной жизни, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
- воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной и совместной деятельности
Работа с родителями:
- привлечь родителей в воспитательно-образовательную работу ДОУ в процессе подготовке детей к дальнейшему школьному обучению
- повысить компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения и развития будущих первоклассников
- познакомить с понятиями "Школьно-значимые функции", "Дети риска школьной дезадаптации", "Основные составляющие готовности детей на пороге школьного старта"
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в период реализации проекта.
Предполагаемый результат:
- у детей будет сформирован интерес к школе;
- дети будут иметь представления о школе, правилах поведения;
- дети будут знать историю школьных принадлежностей, школьной формы;
- дети будут знать безопасную дорогу в школу, длительность пути до школы, свой режим дня;
- дети научатся отражать свои фантазии в изобразительной деятельности, свое настроение в пении;
- будет повышена заинтересованность и активность участия родителей в образовательном процессе ДОУ.
Итоговое мероприятие: Итоговая викторина "Кто больше знает о школе"
Интеграция ОО: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Основные методы и приемы: беседы и вопросы, проблемные ситуации, чтение художественной литературы (рассказы, загадки, пословицы и поговорки), рассматривание картин великих художников по теме проекта, просмотр презентаций, интернет материалов, дидактические и словесные игры, подвижные игры, пальчиковые гимнастики.
Практическая значимость проекта:
Для детей: появился интерес к работе с различными информационными источниками для получения знаний и представлений о школе, в самостоятельной деятельности стали применять полученные знания, умения, стали делиться ими со сверстниками.
Для воспитателей группы: состоялась реализация поставленных целей задач по теме проекта; получили признание родителей и других педагогов.
Для родителей: улучшились детско-родительские отношения в семьях; родители стали больше проводить свободного времени вместе с детьми, беседовать с ними, делиться рассказами о школе из личного опыта, совершать совместные маршрутные прогулки к школе; приняли активное и заинтересованное участие в проекте «Скоро в школу»; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.
I ЭТАП: Подготовительный (25-29 марта)
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации первоклассников в школе.
- Разработать диагностический материал и провести мониторинг на выявление уровня знаний и умений детей подготовительной группы №7 «Говорушки»: (тестовые задания для дошкольника: «Что я знаю о школе»).
- Провести анкетирование родителей по теме «Готовность ребенка к школе».
- Разработать план работы с педагогами и специалистами детского сада по формированию знаний и представлений детей о школе.
- Подобрать демонстративный и наглядный материал по теме проекта (репродукции картин художников Ф. Решетникова «Опять двойка», А. Кречетова «Первое сентября», А. Морозова «Сельская бесплатная школа», И. Тихова «Экзамен», Д. Пускина «Дополнительные занятия в школе» и т.д.; иллюстрации школьных принадлежностей и школьной формы).
- Подготовить презентации «История появления школьных принадлежностей», «Добро пожаловать в школу».
- Составить картотеку пословиц и поговорок о школе.
- Пополнить РППС дидактическими и словесными играми по теме проекта.
- Подобрать художественную литературу для чтения и разучивания с детьми, найти музыкальную фонограмму песни В.Я. Шаинского «Чему учат в школе».
- Организовать фотовыставку родителей в школьной форме «Мы тоже были учениками».
- Подобрать и оформить консультации для родителей «Как оформить план дороги от дома до школы», «Режим дня будущего школьника», «Основные составляющие готовности детей на пороге школьного старта», «Дети риска школьной дезадаптации», «Школьно-значимые функции», «Рабочее место будущего школьника», «Памятка родителям первоклассника».
- Оформить и раздать домашнее задание для детей и родителей по теме проекта.
II ЭТАП: Введение детей в проблемную ситуацию (1 апреля)
Воспитатель: вы любите загадки? Тогда отгадайте мои:
Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают,
Рисуют дети и считают.
(Школа)
В этот день гурьбой весёлой
Дружно мы шагаем в школу.
(1 сентября)
Каждый год школа дверь открывает,
С теплотой всех детей принимает.
Малыши-новосёлы вселяются.
Знаешь ты, как они называются?
(Первоклассники)
Ученикам велит садиться,
Затем вставать и расходиться.
В школе многим он велит,
Ведь звонит, звонит, звонит.
(Звонок)
Воспитатель: правильно, молодцы. Давайте с вами побеседуем о том, что такое школа. Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечайте.
- Как обращаются к учителю?
- Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
- Что говорят, если нужно в туалет?
- Что такое урок?
- Как узнают, что время начинать урок?
- Что такое перемена?
- Для чего нужна перемена?
- Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
- Где пишет учитель, когда объясняет задание?
- Что такое отметка?
- Какие отметки хорошие, а какие плохие?
- Что такое школьный дневник?
- В классе учатся дети одного возраста или разного?
- Что такое каникулы?
- Что такое класс?
- Что такое урок?
- В классе учатся дети одного возраста или разного?
- Школа: хорошо или плохо? (ответы детей)
Воспитатель: молодцы. А вы знаете, какие правила нужно знать школьникам? Что бы вы хотели еще узнать о школе? Как это сделать? Как выдумаете, что нам для этого нужно? Кто нам сможет помочь? (ответы детей)
С детьми составляется план совместной деятельности.
Список использованной литературы:
- Гомзяк О.С. Развитие связной речи у 6 летних детей». Конспекты занятий. -М.: ТЦ Сфера, 2007год– с.71.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. — СПб, 2008 – Февраль.
- Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- http: //vk. com/topic-43722384_30407249- конкурс Василис
- http: //50ds. ru/psiholog/2961-issledovatelskiy-proekt-..
- http: //nsportal. ru/detskiy-sad
Приложение:
- ООД (ознакомление с окружающим миром) «Школа. Школьные принадлежности.»
- ООД (рисование) «Школа моей мечты»
- ООД (презентация) «Добро пожаловать в школу»
- ООД (развитие речи) Составление рассказа по серии картин «Почему Петя опоздал в школу»
- ООД (логопедическое) Пересказ рассказа «Школа»
- ООД Итоговая викторина «Кто больше знает о школе»
- Беседы: «Что мы знаем о школе», «Зачем нужна школьная форма? Как она появилась? (история возникновения школьной формы) Какая бывает?», «Чем занимаются ученики во время школьных каникул?»
- Проблемные ситуации «Что делать если....»
- Дидактические, подвижные игры, пальчиковые гимнастики.
- Художественная литература (рассказы, загадки, пословицы, поговорки)
- Текст и ноты песни В.Я. Шаинского «Чему учат в школе»
- Мониторинг детей группы «Что я знаю о школе»
- Анкеты родителей «Готовность ребенка к школе»
- Консультации и памятки для родителей
- Выставка рисунков «Школа моей мечты»
|