- Кострицкая Светлана Николаевна, старший воспитатель, педагог-психолог МБОУ «Устьянская СОШ» СП дс «Бережок», Архангельская область
- Кононова Елена Ивановна, учитель-логопед МБОУ «Устьянская СОШ» СП дс «Бережок», д/с «Василёк», Архангельская область.
Цель: обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы; помощь родителям в овладении игровыми способами познавательного общения с ребенком в семье для подготовки к школе.
Задачи:
- Повышать родительскую компетентность в вопросах психологической готовности детей к школе.
- Учить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы: внимание, мышление, память, речь.
- Формировать учебную мотивацию у детей
- Показать родителям важность развития психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.
- Способствовать сближению взрослых и детей в процессе выполнения заданий и игр.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа, карточки с заданиями на каждую пару родитель-ребёнок, простые и цветные карандаши, маркеры, клей, ватман, различные картинки и иллюстрации из журналов.
1. Приветствие
- Здравствуйте, уважаемые родители, ребята! Очень приятно видеть вас на психолого-педагогической гостиной! Спасибо, что нашли время для встречи и интересного общения. Тема нашей гостиной «Готовимся к школе вместе».
- Ребята! На нашей встрече вы не одни! Рядом с вами сидит кто-то из вашей семьи – мама, папа, бабушка, дедушка. Сейчас вы расскажете нам всем про того, кто сидит рядом. Назовёте того, кто сидит рядом с вами, скажете, как его зовут. А взрослые пусть также представят своих детей.
Игра-приветствие «Передай мешочек»
-А теперь поприветствуем друг друга все вместе необычным образом. Все, взрослые и дети, встаём в круг.
Предлагаю вам мешочек, в котором написаны задания. Мешочек передаете по кругу или бросаете друг другу. Начинать выполнение задачи мы будем под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался мешочек открывает его и берет первый, попавший в руки листок, читает и выполняет задание. Игра будет продолжаться пока все листочки в мешочке не закончатся.
(Примеры вопросов и задач: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый мультфильм, напойте любимую песню, какое время года вам больше всего нравится и т.д.)
2. Основная часть
Поступление в школу — знаменательное и важное событие в жизни. Его ждут с нетерпением и тревогой. Вся семья надеется, что вчерашний малыш легко вольётся в школьную жизнь. Все стараются как можно лучше подготовить будущего школьника.
- Уважаемые родители, как вы считаете, в чём заключается подготовка детей к школе?
(высказывания)
- Расскажите, как вы готовите к школе своего ребёнка, что вы для этого делаете?
(высказывания)
Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие родители думают, что чем раньше ребёнок начнёт читать и писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть!
Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. То, что узнаётся без принуждения, в игровой форме, запоминается надолго. А будущему школьнику необходим широкий кругозор. Все знания дошкольнику лучше преподносить в игре.
Сегодня мы с вами будем играть.
Начнём с игр, которые помогают развивать речь и мышление.
Игра «Найди лишний предмет» (на экране)
Большое значение для развития мышления и речи имеют упражнения, в процессе которых дети проводят классификацию предметов. Сейчас мы поиграем с вами в такую игру, а вы можете использовать её с ребёнком дома, по дороге в детский сад, гуляя на улице. Данную игру можно проводить с предметами, картинками или устно.
Выберите один лишний предмет из четырёх. Лишний предмет определяется по несоответствию обобщающему понятию. Объясните свой выбор.
- Яблоко, клубника, банан, мандарин. (Фрукты – ягода).
- Сосна, ель, роза, берёза. (Деревья – цветок).
- ворона, голубь, ласточка, синица. (Зимующие птицы – перелётная птица).
- Собака, кошка, сорока, рысь. (Животные – птица).
- Свинья, корова, лиса, лошадь. (Домашние животные – дикое животное).
- Волк, белка, баран, ёж. (Дикие животные – домашнее животное).
- Огурец, баклажан, груша, морковь. (Овощи — фрукты).
- Жук, бабочка, воробей, стрекоза. (Насекомые – птица).
Эта игра учит составлять сложные предложения, а так же очень хорошо развивает логическое мышление, которое необходимо ребёнку для решения математических задач в школе.
Игра «Расскажем друг о друге»
Следующая игра способствует пополнению словаря признаков у детей, обучает детей общению.
Участвуют дети и родители. Сначала в паре ребёнок отвечает на вопрос: «Какая твоя мама?», называя одно качество: красивая, добрая, нежная, заботливая, трудолюбивая, внимательная, модная, весёлая и т. д.
Затем мамы дают характеристики своим детям: мой ребёнок – умный, весёлый, озорной, послушный, красивый, добрый и т. Д.
Игра «Наоборот» с мячом
В данную игру можно играть как устно, так и с предметами или картинками. Эта игра учит детей подбирать слова с противоположными значениями, тем самым обогащает словарный запас дошкольников.
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Наоборот» Встаньте в круг так, чтобы родители находились за своими детьми. Я буду кидать мяч ребёнку и называть слово. Ребёнок называет антоним и кидает мяч обратно. Если дети не могут назвать слово, то родители помогают.
Скажу я слово «высоко», Ответите вы… (низко). Скажу я слово «далеко», Ответите вы… (близко).
Скажу я вам словечко «трус», Ответите… (храбрец). Теперь «начало» я скажу, Ответите… (конец).
Далее можно продолжать играть, называя противоположные по значению:
- прилагательные: мокрый – сухой, добрый – злой, тупой – острый, светлый – тёмный, горячий – холодный, послушный – озорной, сильный – слабый, кривой – прямой;
- существительные: день – ночь, добро – зло, мальчик – девочка, богатство – бедность, жадность – щедрость;
- глаголы: бежать – стоять, смеяться – плакать, кричать – молчать, открывать – закрывать.
Игра «Зеркальное отображение»
Психолог встает лицом к детям и родителям и делает разные движения. А дети должны повторять, как в зеркале, все его движения. Кто допустил ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
Игра «Найди различия»
Поиск отличий на картинках, сравнение предметов развивает зрительное внимание у детей. Всем парам выданы одинаковые картинки. Рассмотрите, найдите и отметьтена них все отличия
Затем можно вывести картинку на экран и проверить.
Рисование по клеткам «Слоник»
Данный вид упражнений развивает у детей мелкую моторику, развивает зрительно-пространственное восприятие.
На картинке изображено два поля, на левом по клеточкам нарисован слоник, он идёт влево. Нарисуйте справа такого же слоника, только пусть он идёт не влево, а направо. Рисовать начинайте от точки.
Игра «Чего не стало» (на экране)
Эта игра так же способствует развитию зрительного внимания. Внимательно рассмотрите картинки на экране. Затем назовите, какой предмет исчез. (проводится несколько раз с разными картинками)
Игра «Проложи путь»
Эта игра развивает пространственное представление.
Перед тобой полянка. На ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо.
Продуктивная деятельность детей и родителей
Мы будем делать коллаж. У нас должна получиться одна большая совместная картинка, которая будет называться «Наше настроение».
Включаем музыку, начинаем изготовление!
Какой красивый у нас получился коллаж! Молодцы!
(обсуждение того, что каждая семья изобразила на общей картине).
Подведение итогов
Прощание
Наше занятие закончилось. Понравилось вам? Родители, приятно вам было играть вместе с детьми? Ребята, вам понравилось играть вместе с родителями? Какие игры вам запомнились больше всего и почему?
Игры, предложенные сегодня, помогут развить интеллектуальную сферу детей и подготовить ребёнка к школе.
Совместные игры очень сближают детей и родителей. Играйте дома как можно больше со своими детьми!
В заключение родителям выдаются памятки.
Общая фотография на память. Чаепитие.
|