Сафиева Ольга Григорьевна. Технология предписьма «Конструктор букв»

Технология предписьма «Конструктор букв»

Автор:

  • Сафиева Ольга Григорьевна Воспитатель МБДОУ "ДСОВ №20" г. Усинска, Республика Коми

Работа с конструктором букв является реализацией биоинформационной технологии предписьма, которую можно разделить на два этапа.

I этап Работа с «графическим» конструктором.

Рекомендуемый возраст детей – 3 года.

Конструктор называется «графическим», так как на этом этапе происходит знакомство с конструктором, его элементами. С помощью графического конструктора ребенок сначала совместно с взрослым, а затем уже самостоятельно составляет узоры и орнаменты, или образы животных.

 

Детям можно предложить следующие задания с графическим конструктором: «Сделай по образцу», «Закончи узор», «Найди и исправь ошибку», «Придумай узор на платье Маше и нарисуй», «Сделай по памяти». При этом, какой сложности будет задание, педагог может решать сам, учитывая возраст ребенка и его уровень развития.

На этом этапе решаются следующие задачи:

  • развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления);
  • развитие творческих способностей;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • развитие пространственной ориентации, чувства пропорциональности.

II этап Работа с конструктором букв.

Возраст — старший дошкольный.

На этом этапе ведется непосредственная работа со знакомством дошкольников с буквами и их конструированием во время занятий по обучению грамоте. Задания с конструктором тоже могут быть самыми разными: от конструирования одной буквы по образцу или по памяти до «конструирования» слогов и слов с учетом цвета буквы, которая обозначает звук (гласный, твердый согласный, мягкий согласный). А экспериментирование детей с элементами букв совершенствует дифференциацию букв схожих по строению, для этого можно предложить задания типа «Преврати букву А в Н», «Сколько букв можно сделать из тех же элементов, что и у буквы Б?».

Печатание стоит проводить на строке, пропорциональной элементам конструктора. При этом в активную речь вводим понятия «строка», «верхняя» и «нижняя линия строки», «начало и конец строки» для того, чтобы ребенок, будучи школьником, легко ориентировался на плоскости листа тетради при письме.

На этом этапе решаются следующие задачи:

  • развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления);
  • формирование и развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
  • тренировка орфографической зоркости на основе орфографического чтения;
  • развитие умения целостно и симметрично воспринимать графическое изображение;
  • предупреждение зеркальности письма;
  • развитие пространственной ориентации, чувства пропорциональности, глазомера;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук.

Задания с конструктором букв можно проводить как на организованных образовательных занятиях, так и в свободной деятельности, как фронтально, так и индивидуально. Чтобы не было пресыщения и потери интереса к конструктору со стороны ребенка, рекомендуется использовать его не чаще одного раза в неделю.

Данная игра предназначена для воспитателей, логопедов, педагогов-психологов и родителей. Ее можно использовать на развивающих, коррекционно-развивающих занятиях, а также при обучении грамоте.

Конструктор очень прост в изготовлении. Для этого необходима плотная бумага (картон), желательно основных цветов, если для графического конструктора. При обучении грамоте рекомендуем использовать цвета, которыми обозначают звуки.

Все буквы печатного алфавита можно составить из шести элементов, произведенных от двух основных элементов — полосы и круга. Размерность этих элементов меняется: полоса – это черта, прямая вертикаль, размером в широкую линейку; половина полосы высотой в полстроки, полоса высотой в четверть строки; круг высотой в широкую линейку; малый круг высотой в полстроки; половина большого круга (полуовал); маленькая половина круга (в два раза меньше предыдущей половинки, размером в полстроки).

Чтобы составить все буквы алфавита, авторы этой технологии предлагают изготовить 90 элементов, из них 74 полос и 16 «круглых» элементов. Для совместной деятельности с дошкольниками достаточно иметь по 3-4 образца каждого элемента. Из палочек составляется 20 букв: А, Г, Д, К и т. д. Из полос и «круглых» элементов сотавляются такие буквы, как Б, Ъ, Ю и тд.

При конструировании, у ребенка как субъекта, активизируется речемыслительная деятельность. Поэтому «Конструктор букв», как игра, позволяет ему не только легко запомнить графический образ буквы, различать ее от других, но и способствует быстрому овладению звукобуквенным анализом и синтезом и чтением, что и является главным результатом.

«Конструктор букв» мы применяем в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста во время обучения грамоте. Он стал для нас настоящим помощником, дети с удовольствием конструируют буквы, слоги, слова, короткие предложения, сравнивают с образцом, проверяют друг у друга. Конструктор букв способствует не только быстрому овладению грамоте, но активизирует речемыслительную деятельность, так как при конструировании задействованы все анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный).

ЛИТЕРАТУРА

  • Беляковская Н.Н., Засорина Л.И., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии. Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей / под ред. Л.Н. Засориной. – М.: ТЦ Сфера, 2009. -128 с.
Просмотров: 640
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение грамоте детей




Другие новости по теме:

  • Бондаренко Ольга Николаевна. Конспект итоговой НОД по обучению грамоте. «Путешествие в страну гласных звуков и букв» (для детей старшего дошкольного возраста)
  • Костылева Татьяна Прокопьевна. Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей логопедической группе с элементами экспериментирования «В гостях у Феи букв и звуков»
  • Поскребышева Татьяна Фёдоровна. Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте «В стране звуков и букв»
  • Труль Татьяна Анатольевна. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием элементов технологии исследовательской деятельности. Тема: 'Путешествие в сказку'
  • Салина Светлана Викторовна. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) Тема: «Путешествие в город букв и звуков»
  • Радюкова Елена Васильевна. Развитие элементов логического мышления посредством развивающих игр у детей 5 лет
  • Головятенская Светлана Александровна. Совместная деятельность педагога с детьми «Развитие речи через организацию строительных игр и игр с конструктором в средней группе «Ферма»
  • Осипова Елена Витальевна. Как спланировать конструктор тематического пространства в соответствии с ФГОС, при этом поддержать детскую инициативу.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Румянова Ольга Викторовна. Конспект НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте «В поисках буквы «Ч».
  • Новицкая Альбина Константиновна. Дифференциация звуков и букв Р-Л в произношении и на письме Тема: «Путешествие в страну согласных»
  • Махмедова Светлана Владимировна Замотина Зинаида Григорьевна. Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Кузя ищет буквы»
  • Тимченко Светлана Максимовна. План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Путешествие по стране гласных и согласных звуков и букв»
  • Мадина Тимуровна Атабаева. Конспект открытого урока по подготовке к обучению грамоте и письму. Тема 'Звук и Буквы В, в.'
  • Захаркина Марина Васильевна. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Гласные звуки и буквы второго ряда».
  • Кузнецова Валентина Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Гласные звуки и буквы»
  • Степанова Татьяна Петровна. Именины гласных букв
  • Галина Александровна Спирина. Урок по грамоте в 1 «А» классе. Тема: «Звуки [ с], [ с`], письмо буквы С, с».
  • Корниенко Татьяна Сергеевна. Конспект группового занятия по обучению грамоте в подготовительно группе детского сада по теме: «Звук [К], [К']и буквы К, к»
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
  • Кривасова Надежда Николаевна. Логосказки при подготовке к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Подружим звуки, подружим буквы»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Непосредственно образовательная деятельность по грамоте в подготовительной школе группе на тему «День Рождения буквы С»
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Спраговская Ольга Викторовна. КОНСПЕКТ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ (КОМБИНИРОВАННОЙ) ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И БУКВ»
  • Владимирова Екатерина Михайловна. Конспект фронтального занятия по грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: «Звуки [Ч], [Щ]. Буквы Ч, Щ»
  • Бобылева Олеся Владимировна. Конспект занятия «Путешествие в страну гласных звуков и букв»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Чепига Оксана Витальевна. Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Город звуков и букв»
  • Вицина Валентина Владимировна. Конспект открытого занятие по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в страну букв»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь