Автор:
- Сафиева Ольга Григорьевна Воспитатель МБДОУ "ДСОВ №20" г. Усинска, Республика Коми
Работа с конструктором букв является реализацией биоинформационной технологии предписьма, которую можно разделить на два этапа.
I этап Работа с «графическим» конструктором.
Рекомендуемый возраст детей – 3 года.
Конструктор называется «графическим», так как на этом этапе происходит знакомство с конструктором, его элементами. С помощью графического конструктора ребенок сначала совместно с взрослым, а затем уже самостоятельно составляет узоры и орнаменты, или образы животных.
Детям можно предложить следующие задания с графическим конструктором: «Сделай по образцу», «Закончи узор», «Найди и исправь ошибку», «Придумай узор на платье Маше и нарисуй», «Сделай по памяти». При этом, какой сложности будет задание, педагог может решать сам, учитывая возраст ребенка и его уровень развития.
На этом этапе решаются следующие задачи:
- развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления);
- развитие творческих способностей;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие пространственной ориентации, чувства пропорциональности.
II этап Работа с конструктором букв.
Возраст — старший дошкольный.
На этом этапе ведется непосредственная работа со знакомством дошкольников с буквами и их конструированием во время занятий по обучению грамоте. Задания с конструктором тоже могут быть самыми разными: от конструирования одной буквы по образцу или по памяти до «конструирования» слогов и слов с учетом цвета буквы, которая обозначает звук (гласный, твердый согласный, мягкий согласный). А экспериментирование детей с элементами букв совершенствует дифференциацию букв схожих по строению, для этого можно предложить задания типа «Преврати букву А в Н», «Сколько букв можно сделать из тех же элементов, что и у буквы Б?».
Печатание стоит проводить на строке, пропорциональной элементам конструктора. При этом в активную речь вводим понятия «строка», «верхняя» и «нижняя линия строки», «начало и конец строки» для того, чтобы ребенок, будучи школьником, легко ориентировался на плоскости листа тетради при письме.
На этом этапе решаются следующие задачи:
- развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления);
- формирование и развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
- тренировка орфографической зоркости на основе орфографического чтения;
- развитие умения целостно и симметрично воспринимать графическое изображение;
- предупреждение зеркальности письма;
- развитие пространственной ориентации, чувства пропорциональности, глазомера;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Задания с конструктором букв можно проводить как на организованных образовательных занятиях, так и в свободной деятельности, как фронтально, так и индивидуально. Чтобы не было пресыщения и потери интереса к конструктору со стороны ребенка, рекомендуется использовать его не чаще одного раза в неделю.
Данная игра предназначена для воспитателей, логопедов, педагогов-психологов и родителей. Ее можно использовать на развивающих, коррекционно-развивающих занятиях, а также при обучении грамоте.
Конструктор очень прост в изготовлении. Для этого необходима плотная бумага (картон), желательно основных цветов, если для графического конструктора. При обучении грамоте рекомендуем использовать цвета, которыми обозначают звуки.
Все буквы печатного алфавита можно составить из шести элементов, произведенных от двух основных элементов — полосы и круга. Размерность этих элементов меняется: полоса – это черта, прямая вертикаль, размером в широкую линейку; половина полосы высотой в полстроки, полоса высотой в четверть строки; круг высотой в широкую линейку; малый круг высотой в полстроки; половина большого круга (полуовал); маленькая половина круга (в два раза меньше предыдущей половинки, размером в полстроки).
Чтобы составить все буквы алфавита, авторы этой технологии предлагают изготовить 90 элементов, из них 74 полос и 16 «круглых» элементов. Для совместной деятельности с дошкольниками достаточно иметь по 3-4 образца каждого элемента. Из палочек составляется 20 букв: А, Г, Д, К и т. д. Из полос и «круглых» элементов сотавляются такие буквы, как Б, Ъ, Ю и тд.
При конструировании, у ребенка как субъекта, активизируется речемыслительная деятельность. Поэтому «Конструктор букв», как игра, позволяет ему не только легко запомнить графический образ буквы, различать ее от других, но и способствует быстрому овладению звукобуквенным анализом и синтезом и чтением, что и является главным результатом.
«Конструктор букв» мы применяем в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста во время обучения грамоте. Он стал для нас настоящим помощником, дети с удовольствием конструируют буквы, слоги, слова, короткие предложения, сравнивают с образцом, проверяют друг у друга. Конструктор букв способствует не только быстрому овладению грамоте, но активизирует речемыслительную деятельность, так как при конструировании задействованы все анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный).
ЛИТЕРАТУРА
- Беляковская Н.Н., Засорина Л.И., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии. Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей / под ред. Л.Н. Засориной. – М.: ТЦ Сфера, 2009. -128 с.
|