В настоящее время мы (воспитатели) работаем над качеством дошкольного образования, осваиваем новые образовательные программы, участвуем в реализации основной образовательной программы в дошкольном учреждении, в котором работаем. Наша работа требует осмысленного и крайне вдумчивого отношения к планированию воспитательно – образовательного процесса. Давайте рассмотрим планирование на примере конструктора тематического пространства по проектной деятельности «Ты и я с книгой лучшие друзья» в средней группе.
Виды детской деятельности
|
ООД
|
Совместная деятельность
|
Условия для самостоятельной деятельности
|
Работа с родителями
|
Игровая
деятельность
|
Мотивационная игра «Самая интересная сказка»
(выбор детьми сказки для более детального изучения)
|
Д/И «Узнай сказку по иллюстрациям», "Из какой сказки герой"
Изготовление пальчиковых кукол для театрализации «Репка», «Три поросенка»
Интерактивный театр по сказке «Колобок»
Ира-этюд «Девочка и волк»
|
Центр игровой активности: кубики, домино, разрезные картинки, пазлы по сказкам, игра – лото "Узнай сказку по силуэту», наст. игра «Как красной шапочке пройти через лес»,
«Что лежит в корзинке», игры лабиринты «Помоги найти дорогу»
|
Творческая мастерская «Буковка»
|
Художественно – эстетическая
деятельность
|
1.Аплкация «Красная шапочка» (из кругов бумаги)
2. Рисование: любимый сказочный герой
|
Прослушивание детских песен о зиме из сказок
Просмотр мультфильмов «Морозко», «Снегурочка»
Кулинарная игра «Печем пирожки для бабушки» (из соленого теста». Разноцветный мир «Декорации сцены» (коллективная работа)
|
Центр творческой активности: раскраски «Сюжет из сказки», картинки для дорисовывания, изготовление персонажей сказки из фетра, пальчиковый театр «Красная шапочка» совместное вырезание героев.
Пространство компетентностных проб: оригами «Корзинка Красной шапочки», «Сказочный ковер самолет», лепка «Мой самый лучший пирожок»
|
Совместное изготовление поделок и рисунков по прочитанным книгам дома
|
Коммуникативная
деятельность
|
1. Развитие речи: составление описательного рассказа по любимой книге.
2. Логоритмика «Три медведя шли домой…»
|
Беседа «Что такое книга?», «Чему учит сказка?»
Составление творческих рассказов «Если бы я попал в сказку»
Сочинение сказок детьми.
загадки «Назови сказку».
Прослушивание сказки «Красная шапочка в наушниках.
Игра фантазия «Что было бы, если»
Речевые упражнения «Как шумит лес»
|
Центр речевой активности:
ТРИЗ (карточки) составление рассказа по картинкам, развивающие карточки «Опиши героя», «Из какой сказки герой»
|
Активное участие в проектной деятельности «Я люблю читать»
|
Познавательная
деятельность
|
1. ФЭМП: вверху – внизу (Петерсон)
2. Лего - конструирование «Сюжеты сказок» (по выбору детей)
3. Познание УМКА: Д/и по сказкам
|
Познавательный рассказ «История детской книги»
Д/И «Сложи картинку из кубиков», «Подбери ключ к шкатулке»
Игра «Кому принадлежат эти предметы?»
|
Центр познавательной активности: Настольные игры "Собери и угадай", "Исправь ошибку", "Русские народные сказки"
Упражнение с блоками Дьениша «Герои сказок»
Лабиринты Венгера: «Помоги Красной шапочке дойти до дома бабушки (к дровосекам) и не встретить волка
Конструирование по образу, по схеме «Красная шапочка и все, все…»
|
|
Двигательная
деятельность
|
Утренняя гимнастика «Герои сказок»
Гимнастика пробуждения «Волшебные превращения».
|
Народная п/и: Хоровод «Гори, гори ясно».
Пальчиковая игра «Улыбнемся солнышку».
Мимическая гимнастика «Был у зайца огород»
|
|
|
Восприятие художественной литературы
|
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»
|
Чтение пословиц, поговорок, потешек по сказкам».
Литературная гостиная «Мое любимое стихотворение»
|
Центр художественной литературы: книги «сказки о зиме», русские народные сказки, пополнение аудиобиблиотеки сказками по желанию детей
|
Дать рекомендации «Читаем вместе с детьми»
|
Моя задача при планировании организованной образовательной деятельности увидеть задатки способностей каждого воспитанника, предоставить ему возможность для их реализации в тех видах деятельности, к которым он проявляет наибольший интерес, содействовать реализации способностей. Я обязательно учитываю возможность деления детей на подгруппы.
Скачать конспект
Каждый ребенок выбирает значок с обозначением интересующей его деятельности в первую очередь, также он может остаться в выбранной деятельности и продолжить заниматься с другой подгруппой. Наше дело помогать детям, систематизировать информацию. Они учатся через общение со сверстниками, с взрослыми. Важными условиями поддержки детей являются:
- демократический стиль отношений, доброжелательный климат на всех уровнях общения в детском саду и семье
- нерегламентированная творческая среда
- активная включенность ребенка в практическую деятельность
- доверие ребенка
- поддержка мотивации, познавательных потребностей ребенка
- широкий круг общения
- социальная значимость ребенка и поддержка развития не только специальных возможностей, но и интеллектуальных, творческих способностей через прессу телевидение, общественную оценку
- объединение усилий с родителями
- использование всех возможных ресурсов.
В основе планирования тематического пространства лежит амплификация детского развития, и также необходимо учитывать, что в этом возрасте у ребенка происходят в физическом и психическом развитии происходят значительные сдвиги, и все еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, повышенная эмоциональность и, как следствие этого, быстрое снижение работоспособности. Анализируя педагогические наблюдения, я определяю зону актуального развития детей и планирую условия для самостоятельной деятельности, при этом учитывая тот факт, что материал должен быть разнообразным и разноуровневым, интересным и доступным для каждого ребенка. Так, например, в представленном выше тематическом конструкторе в центре игровой активности я предлагаю детям кубики, домино, разрезные картинки, пазлы по сказкам, игру – лото "Узнай сказку по силуэту», настольные игры «Как красной шапочке пройти через лес», «Что лежит в корзинке», игры — лабиринты «Помоги найти дорогу». И всегда есть в запасе несколько игр, которые можно добавить в центр, при потере интереса детьми к уже имеющимся. Особое внимание хочется уделить центру художественной литературы, где у нас располагается картотека для аудиобиблиотеки, и каждый ребенок может самостоятельно с помощью беспроводных наушников прослушать любимую или новую сказку. По тому же принципу определяем наполняемость других центров активности речевого, творческого, познавательного, физического. Так как тематический конструктор – это мой рабочий документ, всегда есть место и возможность дополнить, учитывая выбор ребенка и его инициативу.
Организуя образовательную среду для совместной деятельности, я учитываю способность ребенка учиться самостоятельно, взаимодействуя с окружающим миром, возможность приобретения собственного опыта, при этом взрослый (педагог) выступает в роли партнера. Например, планируя работу по речевому направлению развития, я использую такие виды деятельности как тематические беседы «Что такое книга?», «Чему учит сказка?», составление творческих рассказов «Если бы я попал в сказку», сочинение сказок детьми, отгадывание загадок «Назови сказку», прослушивание сказки «Красная шапочка» в наушниках, игра фантазия «Что было бы, если», речевые упражнения «Как шумит лес» и другие. В процессе совместной деятельности дети всегда могут выбрать наиболее актуальный для себя вид.
Содержание тематического конструктора группы должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между детьми и взрослым, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права детейна свободный выбор мнений и убеждений.
|