Подготовила воспитатель 1-ой квалификационной категории Холодова Лариса Анатольевна МАДОУ д/с"Росинка"№9 воспитатель г. Новоуральск, Свердловская область
Задачи:
- Развивать артикуляционный аппарат и мимику детей.
- Расширять эмоциональный мир ребёнка.
- Развивать фонематический слух детей и навыки звукового анализа.
- Совершенствовать умение детей образовывать множественное число имён существительных.
- Формировать у ребёнка чувство принадлежности к группе, побуждать детей к помощи сверстникам.
- Совершенствовать умение составлять последовательность сказки, развивая связную речь.
- Воспитывать у детей умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
Словарная работа:
Обогащение словаря: антонимы слова красивый — страшный, уродливый
Активизация словаря: употребление существительных множественного числа окна, деревья, стулья. Понятий: волшебная сказка, предметы помощники, герои помощники.
Индивидуальная работа запланирована с учётом индивидуальных потребностей детей.
Материалы и оборудование: группа разделена на зоны, каждая зона оформлена как лесная полянка: ёлочки, берёзки, зелёная ткань. На первой полянке сидит Баба Яга (кукла). На второй – каточки-иллюстрации к сказке «Колобок» размер 20*20 (встречи колобка с лесными зверями). На третьей – мяч с изображением медвежонка для речевой игры. На четвёртой – волшебная палочка и карточки: огурец – огурцы, машина – машины, дерево – деревья, окно – окна, стул – стулья, дом – дома. На пятой полянке – карточки с артикуляцией звуков [о] и [а]. Картинки с изображением: дома, рака, цветка, телефона, санок, чашки. Дорожки, оформленные по заданию: узкая, пошире и самая широкая. Дорожки, на которых нарисованы следы птицы, кошки, человека. Угощение от Бабы Яги.
Ход совместной деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня нас с вами ждёт увлекательное путешествие в загадочный, сказочный лес. Посмотрите, кто нас встречает на опушке леса?
Дети: Баба Яга
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какое чувство возникает у вас при слове Баба Яга? (страх, ужас – мимическое упражнение) Мы с вами прочитали много сказок, где жила Баба Яга, какой это персонаж? какой характер у Б.Я.?
Дети: отвечают на вопрос воспитателя: злая, колдунья, волшебница
Воспитатель: А давайте вспомним так уж ли и во всех сказках Баба Яга злая колдунья? А в сказке о Иване Царевиче, когда она помогла ему найти дорогу к Змею Горынычу? (подарила ему волшебное блюдечко с яблочком, клубочек, указывающий дорогу (обязательно наглядность!), какой поступок она совершила?
Дети: добрый поступок.
Воспитатель: Как вы думаете, с каким настроением нам лучше подойти к Бабушке Яге?
Дети: Нам нужно подарить ей улыбку, и тогда, она тоже улыбнётся нам и будет совсем не злой и страшной. (мимическое упражнение – улыбочка).
Воспитатель: Давайте поинтересуемся, а зачем она к нам в гости пожаловала?
(подходят на опушку леса, где сидит Баба Яга (кукла)). Уважаемая Бабушка Яга, здравствуйте! Мы с ребятами очень рады видеть вас у нас в гостях, но не скажите ли нам, зачем пожаловали в наш садик?
Баба яга: Ой, касатики вы мои, видела я в своё волшебное блюдечко, сколько вы сказок обо мне прочитали, сколько красивых книг принесли про меня. Летела спасибо вам сказать... да вот беда со мной приключилась: мыши, как узнали, что я в детский сад прилетела, всю метлу мою по веточкам растащили, как же мне обратно домой вернуться, не знаю?! Может быть поможете мне, ребята, соберете метлу?
Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь Бабушке Яге?
Дети: Да, хотим!
Баба яга: Да только не просто, вам ребята, это будет сделать! Метла то у меня волшебная и куда попали ветки от метлы, те тропинки и полянки заколдованы…
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, если мы пойдём все вместе, дружно и в пути будем помогать друг другу, мы справимся?
Дети: Да
Воспитатель: Ну, тогда в путь, а ты Бабуленька нас здесь подожди, ноги то у тебя больные, тяжело тебе будет…
Взять Б.Я. с собой обязательно, т.к. именно ей нужна помощь, она будет благодарить детей!!!!!
Дети с воспитателем отправляются в путь, звучит фонограмма «Если с другом вышел в путь». Приходят на первую полянку. На ней лежат карточки – иллюстрации к сказке «Колобок»: встреча колобка с зайцем, медведем, волком, лисой, ежом, лягушкой. Дети должны восстановить последовательность сказки и убрать вымышленных персонажей.
Воспитатель от лица Б.Я: Ребята, посмотрите, пожалуйста, картинки из сказки перепутались, давайте восстановим последовательность: расставьте картинки в такой последовательности, в какой колобок встречал лесных зверей в сказке.
Дети совместно выполняют задание, обсуждая последовательность. После выполнения задания у них остаются 2 невостребованные картинки.
Воспитатель от лица Б.Я: Объясните мне, пожалуйста, почему вы не выбрали карточки с изображением лягушки и ежа?
Дети: Таких героев в сказке не было!
Б.Яга: Молодцы, ребята, справились с этим заданием, а вот и первая веточка от метлы нашлась.
(На черенке от метлы наклеены липучки, и каждую веточку, которую мы будем находить, будем приклеивать на черенок).
Воспитатель: Посмотрите-ка, перед нами раскинулось огромное озеро, нам никак не попасть на другую полянку, но вот подошёл котёнок и начал лакать воду из озера (артикуляционное упражнение). Мимо проплыла уточка, и она расплескала немного воды (упражнение «Утиный клювик»), а, проходивший мимо слон, опустил в воду свой хоботок и стал набирать её (упражнение «Хоботок» с сильным вдохом).
Вот и осушили озеро, и попали на полянку, где нас ждёт Медвежонок (мяч с изображением медведя, которым ребята играют только в речевые игры), и он приготовил для нас интересную игру: «Скажи наоборот»
-Ребята, вставайте в круг, а медвежонок встанет в центр. Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы произносите его противоположное значение (например: большой — маленький) готовы?
Злой — добрый Грустный – весёлый Холодный – горячий Старый – молодой
Мокрый – сухой Богатый – бедный Колючий – мягкий Храбрый – трусливый
День – ночь Красивый – страшный, уродливый.
Педагог и Баба Яга являются равными участниками этой игры
Молодцы, всё сделали правильно и помогали друг другу, а вот и ещё веточки (крепим к метле)
Воспитатель: На следующую полянку нас сможет привести только самая широкая дорожка, посмотрите внимательно и скажите, по дорожке какого цвета мы должны двигаться дальше?
Дети: выбирают самую широкую дорожку
Воспитатель: На этой полянке хозяйка Волшебная палочка, и она умеет превращать один предмет во множество таких же. На полянке лежат картинки с изображением машины, огурца, дерева, окна, стула, дома. А рядом под салфеткой такие же предметы, но в большом количестве. Ребята по очереди дотрагиваются до картинок с одиночными предметами волшебной палочкой, а воспитатель в это время убирает нужную салфетку. Ребёнок, в чьих руках волшебная палочка, называет одиночный предмет, а другой ребёнок — его множественное число.
Машина – (большие) машины Огурец – (зелёные) огурцы Дерево – (огромные) деревья Окно – (красивые) окна
Стул – (деревянные) стулья Дом – (кирпичные) дома
Педагог является равным участником в этой игре
Молодцы, всё у вас получилось! Вот ещё две веточки от метёлки (дети крепят их к метле)
Воспитатель: а на эту полянку мы с вами должны пройти по следу человека (на поляну ведут несколько дорожек: со следами птицы, кошки, детских сапожек
Оля и Аня: Если вы сможете правильно определить все слова со звуком [о], а к Ане — слова со звуком [а], тогда мы отдадим вам прутик от метелочки.
Вот они, наши девочки: Оля и Аня перепутали все картинки, которые лежали у них в корзиночках. Давайте поможем им, ребята, в корзинку к Оле положим все слова со звуком [о], а к Ане — слова со звуком [а].
(Перед детьми лежат картинки с изображением: дом, рак, цветок, телефон, санки, чашка)
Дети выполняют задание, вслух проговаривая слова, выделяя ударный звук, и распределяют картинки по нужным корзинкам.
За правильно выполненное задание получайте последние веточки от метлы! Молодцы! (дети прикрепляют веточки к черенку)
А сейчас садитесь в поезд, он нас мигом домчит до полянки, где нас ждёт Баба Яга (дети становятся в колонну, и, имитируя движение поезда, движутся к полянке с Бабой Ягой).
ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ – дружных я ребят качу! ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ – похвалить вас всех хочу! ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ – вы метлу собрали всю! ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ – до опушки вас качу!
Воспитатель: Бабушка Яга, а вот и мы с ребятами приехали! Ну, что, ребята, показывайте сюрприз для Бабы Яги (дети все вместе показывают метлу, которую они сделали, двигаясь по лесным полянкам.)
Баба яга: Трудно вам, наверное, было, касатики мои? Через какие трудности пришлось вам пройти?
Б.Я: ребята, оглянитесь назад, давайте вспомним, что нам пришлось сделать, чтобы собрать метлу для Бабы Яги
Дети: ответы детей: Собирали сказку «Колобок»
Играли в игру наоборот
Один предмет превращали, и их становилось много
Помогли Оле и Ане разобрать картинки
Баба яга: Какие вы молодцы, спасибо вам, ребята, примите от меня вот это угощение, оно не простое, волшебное, кто его съест – станет красивым, добрым, сильным человеком и у него всегда будет много друзей!
Дети благодарят Бабу Ягу за угощение и предлагают поиграть вместе с ребятами в подвижную игру по выбору детей
|