Швец В.В. — воспитатель МБОУ «С (К) НШ-ДС №2» г. Нерюнгри
Сотрудничество с родителями – это процесс сложный и является одним из условий развития личности ребенка. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по всеобщему признанию учёных исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи и т.д.
Скачать конспект
С целью определения, какие трудности испытывают родители в общении с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы и неврологические особенности, посещающими на учреждение, была проведена диагностика по выявлению знаний о своём ребёнке, Беседа для родителей «Мой ребенок» (Модифицированный вариант О.И. Бочкаревой).
Для изучения педагогических потребностей родителей, источников повышения их педагогической культуры использовали анкетирование родителей «Семейное воспитание» (автор Хоменко И.А. – модификация Ворониной О.И.)
По итогам диагностики выявили, что родители нуждаются в разнообразных знаниях: психологических, педагогических. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих детей, так как, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием.
Для решения выявленных проблем создали семейный клуб «Мы вместе».
Семейный клуб организуется с родителями и детьми группы один раз в месяц в форме совместных детско-родительских занятий.
Цель работы: установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.
Это достигается благодаря решению конкретных задач:
- повышение педагогической культуры родителей
- развитие и гармонизация детско- родительских отношений в условиях совместной деятельности
- установление эмоционального контакта между всеми участниками
- создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы
- развитие коммуникативных навыков.
Основные функции клуба:
- Информационно — образовательная (повышение уровня психолого- педагогических знаний родителей);
- Организационно — коммуникативная (организация общения детско-родительского коллектива в ходе различных игр и продуктивной деятельности; раскрепощение детей и взрослых, развитие взаимной эмпатии у детей и взрослых, укрепление семейных связей, установление доверительных отношений с педагогами группы)
Направления деятельности:
Первое направление психолого-педагогическое просвещение родителей. Задачей этого направления являлось повышение психолого-педагогической компетенции и обогащение знаний родителей об условиях и закономерностях общего психического, коммуникативного и эмоционального развития старших дошкольников с ограниченными возможностями. Заседание клуба проходило в форме нетрадиционного общения с родителями, например: «Круглый стол», «Устный журнал», «Педагогическая гостиная». Тема заседаний ставится проблемно, например: «Я — это я, и это замечательно», «Опора семьи – здоровые отношения» и т.д. Родителям не навязывали готовую точку зрения, проблемная постановка вопроса вынуждала их думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации, опираясь на свой опыт. В ходе заседания находился ответ, удовлетворяющий большинство родителей.
Также в работе клуба использовали методы:
- Метод проблемной постановки вопроса
- Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. В качестве домашнего задания родителям предлагалось проанализировать существующую ситуацию и поделиться положительным опытом. Способ решения педагогических задач способствовал формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления.
- Метод анализа: Основным методом формирования родителя как педагога — являлся анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формировало родительскую позицию, повышало активность участников клуба, актуализировало полученные знания, помогало посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
- Метод игрового моделирования: В игровой обстановке родители получали возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинал заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную. Родители, из «зрителей» и «наблюдателей», становились активными участниками встреч, вовлекались в исследования собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании.
- Метод беседы: Беседа является одним из основных методов работы клуба «Мы вместе». Легкий музыкальный фон, атмосфера игр, все это содействовало эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность, открыто высказывать собственное мнение делиться успехами и трудностями семейного воспитания.
Второе направление практически- действенное: На этом этапе проводилась практическая работа с родителями и детьми. Практическая часть начиналась с ритуала приветствия, включающего тренинговое упражнение на установление контакта между участниками: «Знакомство», «Улыбка», «Комплименты», «Паутина» и др.
В ходе выполнения этих упражнений, родители и дети получали обратную связь друг от друга, обогащали представления о себе, учились понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность.
Далее шло выполнение совместной творческой работы. В совместном практическом выполнении творческой работы (изготовлении поделки) родители имели возможность применить полученные теоретические знания на практике. Совместное выполнение заданий ребенка с родителем способствовало развитию коммуникативных умений, положительных эмоциональных состояний, взаимопониманию в семьях.
Наблюдение за ребенком родителем и результатами их деятельности во время занятий помогало выявить проблемы развития ребенка (или убедиться в их отсутствии) и давало необходимый материал для проведения консультаций родителей и педагогов.
Опыт работы родительского клуба показал положительные результаты проводимой работы, позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Список литературы
- Гладкова Ю. А., Баринова Н. М. Детско- родительский клуб // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №1. С. 66.
- Зубова О. Н., Лукьянова Н. А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. №11. С. 52-60.
- 3. Каракозова Н. Ю., Мязина А. И., Кудрина А. А. Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребенка: учебно-методическое пособие. 2012.
|