Культура общения – определённое собрание норм и правил, которых должен придерживаться каждый человек уважающий себя и окружающих. По соблюдению этих норм можно судить о воспитанности, уровню образованности и культуре личности. Культура общения многофункциональна. Она вырабатывает нормы поведения, регулирует цели, находит средства, определяет мотивы, дает оценку поступкам. Все функции культуры общения созданы только лишь для того, чтобы оптимальным образом наладить контакт с собеседником, создать благоприятную эмоциональную среду.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия, направленные на создание практического условия и закрепления правил и норм культурного общения.
В дошкольном возрасте картина общения складывается следующим образом – дети формируют отдельные группы, складывающиеся в зависимости от интересов проигрываемых игр, игровая деятельность является одной из образующих деталей для возникновения коммуникативных актов. Общаясь в игре, дети ругаются, мирятся, проигрывают и проговаривают различные социальные роли, испытывают различные эмоции, проживают в игре жизнь взрослого человека. На этом фоне у дошкольника складываются первые удачные и неудачные коммуникации. Возникновение обиды на кого-то может напрочь отбить желание в дальнейшем строить коммуникативные акты со своим обидчиком. Если у ребёнка эти попытки складываются в большей степени негативно, то это может отложить негативный отпечаток в сфере общения в дальнейшей жизни. Такой ребёнок обычно вырастает неинтересным и грубым собеседником. В этом возрасте необходимо следить за тем как складывается процесс общения у ребёнка со сверстниками – это основная задача родителей и педагогов.
Характерной чертой общения дошкольника является эмоциональная окрашенность. Дети дошкольного возраста ещё слабо владеют контролем своей эмоциональности, легко нарушая интонационные нормы, злоупотребляя излишней жестикуляцией и мимикой. Использование чрезмерной жестикуляции, мимической подвижности становиться нормой, в которой ребёнок без слов может выразить все переживаемые им эмоции. Эмоциональная окрашенность в общении более активно проявляется при взаимодействии ребёнка со своими сверстниками, и пассивно в общении с взрослыми. Ребёнок боится быть непонятым взрослым, может быть им наказанным из-за своих эмоциональных порывов, поэтому дети в общении с взрослыми не позволяют вести себя раскрепощено и действовать так, как им этого хочется.
Для детей дошкольного возраста очень важно, что о них думают окружающие. Отрицательное оценивание самого себя из-за нарушенных норм и высокое желание сохранить прежнее лицо и положительное мнение о себе является высоким ориентиром и стимулом к стремлению усвоить и применять на деле полученные знания. Ребенок уже может разграничить достойное поведение от недостойного, дать оценку нравиться им проделанный поступок или нет, какие чувства у них вызывают красивая культурная речь и речь с грубыми бессмысленными словами. [26, 79-84]
Дошкольник достаточно раскрепощено и уверенно чувствуют себя в ситуациях, в которых применяются слова приветствия и прощания (здравствуйте и до свидания). Только там, где необходимо изложить какую-нибудь просьбу, сказать слова благодарности, попросить прощение, вести диалогическую беседу они с большим трудом подбирают необходимые слова и испытывают некоторые затруднения. В культуре общения самым трудным для детей дошкольного возраста является ситуация, в которой ребёнок должен сказать комплимент и высказать слова одобрения (что не должно касаться внешнего вида другого человека). Обычно делая комплимент, дошкольник ссылается на себя или своего друга сравнивая понравившуюся вещь с похожей.
Дошкольники ещё не все полностью осознают правила поведения в общественных и культурных местах. Перед посещением выставки, концерта, музея для них нужно проводить поучающую беседу, в которой дети должны вспомнить и повторить все правила культурного общения и поведения в таких местах. Следующий момент, в котором дети испытывают трудности — это диалогическое общение. При всём желании общаться у них фиксируется недостаточная инициатива ответных реплик. Дети понимают и слышат друг друга, обмениваются собственными высказываниями, но порой тематически эти высказывания никак не связаны между собой. Любая инициатива ребёнка поговорить со своим товарищем может остаться безынициативной или же состоящей из пары сказанных в ответ реплик, иногда не соответствующих теме. Такая же ситуация происходит у ребят и в общении с взрослыми, чаще всего они оставляют без внимания, даже избегают ответов на конкретно поставленный вопрос и делятся фактами из своей жизни. Распространенной ошибкой, которую допускают дети дошкольного возраста в культуре общения, является нарушение правил очерёдности, они слишком часто перебивают друг друга, так и не давая до конца высказаться своему собеседнику.
Из этого можно выделить общие черты дошкольника, которые выделяют особенности культуры общения.
- Дошкольный возраст, считается наиболее социально значимым, но и с другой стороны педагогически коварным периодом, потому что идёт направленная подготовка ребёнка к принятию новой социальной роли школьника, его вступление в новое общество, в новые групповые отношения, в которых будут формироваться новые нормы, ценности, стереотипы поведения, этот период наиболее важен и сложен для педагога, потому что все отклонения, проявляющиеся в формировании личности, будут скрыты защитной формой поведения дошкольника, такими как послушание, исполнительность и выполнение школьных норм и правил.
- Дошкольный возраст в отличие от детей более высшей периодизации наиболее сенситивен к эмногогранному воспитательному воздействию взрослого. Уровень культуры педагога, его специфика общения с общей группой ребят и с каждым ребёнком в отдельности детерминирует уровень и характер общения детей между собой, поэтому высокий уровень педагога не только благотворно влияет на детей и родителей, предоставляя особенные возможности для организационно – воспитательной работы, но и возлагает огромную ответственность.
- Основная особенность дошкольного возраста, которая формируется в этом возрасте и сохраняется на протяжении всей жизни – это значимый опыт произвольного общения, общения в коллективе, потому что в процессе взросления общение переходит в свободное интимно-личностное. Важно не игнорировать, не ставить препятствия в процессе общения ребёнка дошкольного возраста со своими сверстниками, а побуждать и организовывать игровую деятельность ребят, в которой они смогут самостоятельно общаться под наблюдением взрослого, это важный момент в процессе формирования культуры общения, ведь взрослый всегда сможет откорректировать неправильную речь ребёнка, остановить грубость по отношению к сверстникам.
- Социальная ситуация дошкольного возраста неоднородна. Учитывая психолого-педагогические ситуации в определённые этапы развития дошкольника, можно способствовать реализации потенциала детской группы в процессе формирования культуры общения.
Учитывая вышеперечисленные пункты, особенность культуры общения у дошкольника, заключается в его социальной ситуации, от того общества, в котором находиться ребёнок. Все ошибки, которые будут допускаться в общении в обществе ребёнка, ребёнок будет перенимать на своём жизненном опыте.
Воспитание культуре общения в условиях современного мира, будет успешным тогда, когда его процесс будет организованным и сознательным. Воспитание культуре общения это гармоничное развитие личности ребёнка. Основная трудность, возникающая в процессе воспитания нормам культуры общения – это восприятие и присваивание этих норм ребёнком индивидуально и избирательно, поэтому процесс воспитания должен быть построен таким образом, чтобы соблюдение правил стали стимулом к их исполнению, побуждали к действию, только в необходимых моментах.
Основной целью воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста, считается формирование и закрепление общечеловеческой культуры, которая должна быть присуща каждому воспитанному человеку и таких черт как доверие и доброта к людям, вежливое и внимательное к ним отношение.
От правильного воспитания у детей культуры общения, зависит их благополучная жизненная позиция в обществе. Выработка и закрепление норм достойного поведения, пресекает аморальные поступки в дальнейшей жизни. Самым важным критерием успешного воспитания культуры общения считается наличие высокой, профессиональной осведомленности педагога в этом вопросе. Педагог не только должен знать о правилах культуры общения, но применять их в своей практической работе.
Базовой основой воспитания культуры общения у дошкольника становиться формирование благоприятных межличностных отношенией. Доброжелательность к окружающим позволит дошкольнику без труда знакомиться с интересными для него людьми, находить общие интересы. Отсутствие озлобленности и агрессии сделает ребёнка разговорчивым и раскрепощенном, а знания о дружбе и умение дружить станет основной ценностью. Культура общения у дошкольника проявляется и усваивается, только у дружелюбных и отзывчивых детей.
Воспитание культуры общения облегчается правилами, в которых педагог формирует свои постоянные требования к детям: «Когда приходишь в детский сад, поздоровайся с взрослыми и товарищами. Получив от кого-нибудь подарок, обязательно поблагодари. Не перебивай своего собеседника. Если тебе понравилась игрушка друга, и ты хочешь с ней поиграть, не отбирай её силой, просто вежливо попроси и скажи, пожалуйста».
|