Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений по обучению элементам грамоты.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности», закрепить понятия «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук», закрепить умение дифференцировать на слух твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах, подбирать к ним соответствующую слоговую дорожку, упражнять в определении места звука в слове, продолжать работать над звуковым анализом слов и звуковой схемой.
Скачать конспект
Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, мышление, развивать зрительно-двигательную координацию, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением под музыку, развивать связную речь, совершенствовать умение отвечать полным предложением.
Коррекционно-воспитательные: формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, взаимопомощи, отзывчивости, сопереживании, сочувствии, воспитывать активность и инициативность, умение работать в коллективе, слушать товарищей, слышать и правильно выполнять речевые инструкции учителя-логопеда, воспитывать интерес к школьным занятиям.
Оборудование: проектор, ноутбук, мультимедийная доска, презентация «Сказочная история», музыкальные треки: «Учат в школе», «Плач девочки», «Гудок телефона», логоритмика «Две сестрицы, две руки», русские народные костюмы для Аленушки (лента, белая блуза, сарафан), и Иванушки (кепка, рубаха, шаровары, белые гольфы), корзинка для угощений, колокольчик, угощения – ягоды-мармеладки, детский телефон, микрофон, фишки синего и зеленого цвета по числу детей, «Волшебные замки» (звуковая схема слова), предметные картинки по теме «Школьные принадлежности».
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Дети и логопед под музыку заходят в зал, здороваются с гостями и становятся возле своих стульев.
Трек 1 «Учат в школе».
1. Психогимнастика «Давайте с вами встанем в круг».
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Давайте с вами встанем в круг,
(дети становятся к круг)
Сколько радости вокруг!
(дети поднимают руки вверх и машут ими)
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Вы готовы поиграть?
Можно встречу начинать!
2. Самомассаж «Надо умываться».
Логопед: Ребята, скоро в вашей жизни произойдет очень важное событие — вы пойдете в 1 класс. А сейчас давайте на минуточку представим, что 1 сентября уже наступило, и мы собираемся с вами идти в школу.
Рано утром мы встаем,
(потянуться)
Мыло в руки мы берем
( «намыливают руки»)
Лицо мылом растираем,
(ладонями растирают щеки)
И водичкой все смываем.
(поглаживающие движения лица ладонями)
Логопед: А теперь пройдите и присядьте на свои места.
II. Сообщение темы и цели.
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами проведем итоговое занятие в стенах нашего детского сада и поговорим о школе и школьных принадлежностях. Скажите, пожалуйста, а вы хотите пойти в школу?
Дети: Да!
Логопед: Чтобы учиться на отлично в школе, необходима хорошая подготовка. В детском саду вас учили рисовать, лепить, петь, составлять рассказы, отгадывать загадки и еще многому другому. А еще, вам читали много сказок. А сказки вы любите?
Дети: Да!
Логопед: Послушайте, я расскажу вам одну сказку.
Слайд №1.
В одной небольшой деревне жили-были мужик и баба. Были у них дочка Аленушка, да сынок Иванушка. Родители на целый день уезжали на работу в город, а дети оставались дома одни. Аленушка готовила своего младшего брата к школе. Она хотела, чтобы он был умным, умел читать и писать. Однажды пролетали мимо гуси-лебеди, увидели занимающихся детей и рассказали об этом Бабе Яге. Баба Яга очень рассердилась, она не любила умных и образованных детей.
III Основная часть.
1. Сюрпризный момент.
За дверью раздается плач ребенка.
Трек №2 «Плач девочки».
Логопед: Слышите, ребята, кто-то плачет? Я пойду посмотрю.
Логопед в зал заводит девочку.
Логопед: Ребята, как вы думаете, кто эта девочка?
Дети: Это Аленушка.
Логопед: Аленушка, а почему ты плачешь?
Аленушка: Прилетели гуси-лебеди, похитили моего братца Иванушку и отнесли к Бабе Яге.
Логопед: Ой, беда-то какая! Ребята, мы поможем Аленушке вернуть братца обратно?
Дети: Да!
Логопед: Аленушка, успокойся, не плачь! Присаживайся рядом с ребятами.
Аленушка: Спасибо.
Логопед: Посмотрите, какой у меня есть волшебный телефон. В нем есть номера всех сказочных героев. А давайте позвоним Бабе Яге.
Трек №3 «Гудок телефона».
Голос Бабы Яги: Алло!
Логопед: Здравствуйте, это Баба Яга?
Голос Бабы Яги: Да!
Логопед: Баба Яга, миленькая, пожалуйста, верни мальчика. Мы выполним все, что ты пожелаешь.
Голос Бабы Яги: Выполните все мои задания – отпущу мальчишку! А приносить вам их будут мои верные слуги — гуси-лебеди.
Логопед: Спасибо большое дорогая Баба Яга! Мы с ребятами постараемся выполнить все твои задания.
2. Игровое упражнение «Определить первый звук в слове».
Слайд №2.
Логопед: Ребята, слышите?
Логопед: Посмотрите, гуси-лебеди уже принесли нам первое задание. Ребята вслушайтесь в слова мальчики и девочки. Назовите первый звук в слове «мальчики».
Дети: Звук М.
Логопед: Какой он?
Дети: Согласный твердый.
Логопед: Назовите первый звук в слове «девочки»?
Дети: Звук Дь.
Логопед: Какой он?
Дети: Он согласный мягкий.
Логопед: Фишками какого цвета мы обозначаем твердые согласные?
Дети: Фишками синего цвета.
Логопед раздает мальчикам синие фишки.
Логопед: Фишками какого цвета мы обозначаем мягкие согласные?
Дети: Фишками зеленого цвета.
Логопед раздает девочкам зеленые фишки.
Логопед: Я буду вам показывать картинки с изображением школьных принадлежностей. Если название предмета начинается с твердого согласного звука, значит фишки поднимают мальчики, если с мягкого согласного – девочки.
Картинки: портфель, тетрадь, карандаши, кисточка, альбом, краски, дневник, мелки.
Дети выполняют задание.
Логопед: Молодцы, ребята, справились с заданием! А гуси-лебеди объявляют перемену!
Звенит колокольчик.
Логопед: Приготовьте ваши пальчики!
3. Пальчиковая гимнастика «Переменка».
Переменка! Переменка! Ритмично сжимают-разжимают кулачки попеременно правой и левой рукой.
Отдохните хорошенько: Движения расслабленными кистями рук вверх-вниз.
Можно бегать и шуметь,
Танцевать и песни петь, Попеременно стучат кулачок об кулачок.
Хлопают в ладоши.
Можно сесть и помолчать, Пальцами рук образуют «замок».
Только – чур!
Нельзя скучать! Показывают ладошки с расставленными пальцами.
Движения указательными пальчиками обеих рук вправо-влево.
Логопед: Молодцы! Посмотрите, ребята, гуси-лебеди принесли нам следующее задание.
4. Игровое упражнение «Слоговые дорожки».
Слайд №3.
Логопед: Встретишь слово на дороге – раздели его на слоги! Ребята, приготовьте ваши ладошки.
Слайд №4.
Логопед: Давайте разделим на слоги слово книга.
Дети: Кни-га.
Логопед: Сколько слогов в слове книга?
Дети: В слове книга два слога.
Логопед: Ребята, под каким номером находится слоговая дорожка к слову книга?
Дети аналогично выполняют все задания по слайдам №5-8.
Логопед: Какое сложное задание принесли нам гуси-лебеди, но вы с ним отлично справились! Давайте с вами немного поиграем. Выходите, становитесь в круг!
5. Логоритмика «Две сестрицы, две руки».
Трек №4 «Две сестрицы, две руки».
6. Игровое упражнение «Где спрятался звук?».
Слайд №9.
Логопед: Ребята, пока мы с вами играли, гуси-лебеди принесли нам еще одно задание. Давайте присядем на свои места.
Логопед: Ребята, гуси-лебеди хотят, чтобы вы определили в какой части слова — в начале, середине или в конце, спрятался звук Л. Послушайте и отгадайте загадку.
Раз! Два! И тотчас
В раз наточен карандаш.
Стружек, как на лесопилке, —
Тут работала... (точилка)
Слайд №10.
Логопед: Правильно, молодцы! Ребята, скажите, где в слове точилка спрятался звук Л?
Дети: В слове точилка звук Л спрятался в середине слова.
Логопед: В какое окошко нужно поставить фишку?
Дети: Фишку нужно поставить во второе окошко.
Логопед: Фишка какого цвета нам понадобится?
Дети: Нам понадобится фишка синего цвета.
Логопед: Почему?
Дети: Потому что звук Л в слове точилка согласный твердый.
Логопед: Послушайте еще одну загадку.
Я люблю прямоту, и сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)
Слайд №11.
Логопед: И, наконец, последняя загадка.
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Ребенок, ты меня узнал?
Ну, конечно, я —... (пенал)
Слайд №12.
Логопед: Где в слове пенал спрятался звук Л?
Дети: В слове пенал звук Л спрятался в конце слова.
Логопед: В какое окошко нужно поставить фишку?
Дети: Фишку нужно поставить в третье окошко.
Логопед: Фишка какого цвета нам понадобится?
Дети: Нам понадобится фишка синего цвета.
Логопед: Почему?
Дети: Потому что звук Л в слове пенал согласный твердый.
Логопед: Ребята, какие вы молодцы! Отлично потрудились, а теперь давайте отдохнем и выполним гимнастику для наших глаз.
7. Зрительная гимнастика «Будь здоров».
Чтобы глазки зорче были,
И в очках чтоб не ходить,
Эти нужные движенья Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ножки.
Влево, вправо побыстрей.
Удивился – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь вращай по кругу, Словно стрелочка часов.
Открывай глаза. И снова
На занятье. Будь здоров! Движения глазами по тексту стихотворения.
8. Игровое упражнение «Открой замок».
Логопед: Ребята, гуси-лебеди принесли волшебный замок. Он закрыт. Если мы сможем его открыть – Баба Яга отпустит Иванушку. Ребята, вы готовы?
Логопед: Посмотрите, на замке изображены разноцветные круги — фишки. Давайте вспомним, что обозначает цвет каждой фишки.
Логопед: Ребята, посмотрите, рядом с замком расположены картинки с изображением школьных принадлежностей. Нам нужно найти картинку, которая подходит к звуковой схеме на замке. Если мы найдем эту картинку – замок откроется.
Дети называют предметы, изображенные на картинках, определяют по первому звуку или количеству звуков подходит картинка к звуковой схеме или нет.
Звуковой анализ слова «Мел».
Логопед: Молодцы ребята! Вы смогли подобрать нужное слово и открыть волшебный замок.
Слайд № 13.
Логопед: Баба Яга, как и обещала, отпускает Иванушку домой!
VI. Итог занятия, рефлексия, оценка работы детей.
Трек №5 «Сказочная мелодия».
В зал входит Иванушка.
Аленушка: Иванушка, братец мой дорогой!
Иванушка: Аленушка, сестрица моя!
Обнимаются.
Аленушка: Ребята, большое вам спасибо за помощь.
Иванушка: Аленушка, посмотри, я собрал в лесу немного ягод, давай угостим ребят?
Аленушка: Конечно! Угощайтесь, ребята, а нам пора домой, нас родители уже заждались! До свидания!
Иванушка: До свидания, ребята!
Уходят.
Логопед: Ребята, угощение мы попробуем в группе, а сейчас скажите, справедливо ли поступила Баба Яга, что отпустила Иванушку?
Дети: Да, обещания нужно выполнять, а если не уверен, что обещанное не сможешь выполнить, то лучше не обещать.
Логопед:
- Как вы считаете, мы смогли помочь Аленушке?
- Тяжело было Аленушке помогать?
- Ребята, что было самым интересным? Весёлым?
- А какое задание было самым лёгким?
- Какое задание вам показалось самым сложным?
- А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Дети: Потому что мы очень дружные, умеем отгадывать сложные задания, помогаем друг другу. Работали в команде.
Логопед: Я вас всех благодарю за активное участие.
Логопед: Примите от меня эти полезные и вкусные подарки.
Логопед раздает детям сладкие подарки.
Логопед: А теперь каждый из вас похвалите себя, скажите: «Я – Молодец!».
Дети гладят себя по голове.
Логопед: Ребята, я надеюсь, что полученные в детском саду знания вы будете применять в школе и учиться с огромным желанием. Я желаю вам успехов! Наше итоговое занятие окончено, до свидания!
Логопед под музыку выходят из зала.
Трек №1 «Учат в школе».
|