Болотских Анна Александровна. Предупреждение у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к аграмматической дисграфии

Предупреждение у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к аграмматической дисграфии

Работа по предупреждению предпосылок к аграмматической дисграфии включает в себя работу над грамматическим строем речи и лексикой.

Болотских Анна Александровна, учитель – логопед, МАДОУ Жилёвский детский сад комбинированного вида «Алёнушка» Ступинского муниципального района, Московская область, Ступинский район, п. Жилёво

Этапы работы над лексико-грамматическим строем речи:

  1. Развитие активного словаря
  2. Развитие навыка словообразования:
  • Развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Развитие навыка образования притяжательных прилагательных
  • Развитие относительных прилагательных
  • Развитие навыка образования качественных прилагательных
  • Развитие навыка образования приставочных глаголов
  • Употребление слов с суффиксами вместилища – ница

3. Развитие навыка словоизменения:

  • Развитие навыка согласования существительных с числительными
  • образование существительных во множественном числе
  • употребление слов в винительном падеже
  • употребление множественного числа в родительном падеже
  • употребление предлогов

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации, прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формы (звучания).

Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определение общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделение этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно- параллельно.

Образование уменьшительно-ласкательных существительных

1 В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода).

Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:

дом-домик, куст-кустик ключ-ключик
нос-носик, халат-халатик стол-столик
хвост-хвостик, лист-листик
карандаш-карандашик,

б) с чередование глухих и звонких звуков в корне:

таз — тазик, гвоздь — гвоздик
сад-садик; лоб-лобик
клюв-клювик

2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса — чик — (существительными мужского рода).

Речевой материал также предъявляется в следующей последовательности:

А) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:

Забор — заборчик костюм – костюмчик диван -диванчик

Шкаф-шкафчик стул-стульчик крокодил-крокодильчик

Б) с изменением звуковой структуры производного слова:

Рукав — рукавчик.

3. Словообразование с использованием суффикса – к — проводится в следующей последовательности:

а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова:

лапа-лапка мышь-мышка
яблоня-яблонька лошадь-лошадка
туча-тучка ночь – ночка

б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования):

шуба-шубка капля — капелька
береза-березка, книга — книжка
корова-коровка бумага-бумажка
синица-синичка птица-птичка
страница-страничка

в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова):

крыльцо-крылечко кольцо-колечко

4. Словообразование существительных с использованием суффиксов -очк-, -ечк- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на –а, -я-

Аня-Анечка Таня — Танечка
Оля-Олечка Соня — Сонечка
Ваня — Ванечка Дима – Димочка

Б)словообразование неодушевленных существительных женского рода:

Лента-ленточка тумба-тумбочка
Клумба-клумбочка верба — вербочка
Звезда-звездочка морда-мордочка.

5. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса –ичк-

вода-водичка сестра-сестричка
коса-косичка

6. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса –оньк-, еньк- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на а,я

Маша-Машенька, Надя-Наденька
Даша – Дашенька, Петя-Петенька
Миша –Мишенька Коля-Коленька

Б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:

Береза-березонька, дядя-дяденька
Дочь-доченька, мама-маменька
Тетя-тетенька

В) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова:

Рука-рученька дорога-дороженька
Нога-ноженька

7. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов – ушк -,-ышк-, -иц-, -ец-, -ц-

а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом –ушк-:

дед-дедушка
соловей-соловушка
поле-полюшко

б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом –ышк-:

перо-перышко, стекло-стеклышко
солнце-солнышко, горло-горлышко
зерно-зернышко

в) словообразование с помощью суффиксов –иц-, -ец-, -ц-:

- суффикс -иц- в существительных женского рода:
лужа-лужица земля-землица
кожа-кожица роща-рощица
- суффикс –ец- в существительных мужского и среднего рода:

пыль-пыльца
дерево-деревцо
корыто-корытце

Образование существительных с помощью суффикса –инк-

На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:

бусы-бусинка
пыль-пылинка

В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов:

горох-горошинка, пух-пушинка, чай-чаинка

Примеры упражнений на образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

1. Игра «Волшебник»

Раскладываются картинки, на одной стороне которых изображен предмет обычного размера, а на другой стороне – маленького. Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до картинки, изображающей предмет обычного размера, «превратить» его в маленький, назвав слово. Если ребенок правильно выполняет задание, то картинка переворачивается и ему демонстрируется изображение маленького предмета (нос, куст, сад, стол, корабль, мяч, комар, шкаф, стул, чемодан, диван, помидор,портфель,карман,тигр,волк,чащка,тарелка,ложка,кружка, подушка, книга, дерево, зеркало).

2. Игра «Дюймовочка»

На наборном полотне расположена сюжетная картинка, на которой нарисованы Дюймовочка и предметы, которые ее окружают. Логопед предлагает детям назвать предметы, которыми пользуется Дюймовочка. Поскольку Дюймовочка –маленькая девочка, то и все вещи, которыми она пользуется, тоже маленькие.

Речевой материал: зеркальце, столик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, кроватка, туфельки, цветочек, платочек.

1. Игра с мячом «Назови ласково»

Ягода – ягодка, малина-малинка смородина-смородинка редис-редиска, репа
крыжовник-… черешня- Вишня -…
Голубика-… Клубника-… земляника-… Ежевика-… поганка-… Сыроежка -… Волнушка-…
Помидор- помидорчик Огурец-… перец-…

чеснок-… лук-…
Гриб – грибочек Опенок-… Подберезовик-… Масленок-…
моховик-…

2. Игра «Большой и маленький»

Инструкция: Я буду говорить о большом предмете, а вы — о маленьком. Например: Цветок красный, а цветочек красненький

Клубника красная, а (клубничка красненькая)
Малина сладкая, а (малинка сладенькая)
Вишня вкусная, а (вишенка вкусненькая)
Зеленая смородина кислая, а (смородинка кисленькая)

Яблоко сладкое, а (яблочко сладенькое)
Чашка синяя, а (чашечка синенькая)
Ведро белое, а (ведерко беленькое)
Цыпленок пушистый, а (цыпленочек пушистенький)

Дом низкий, а (домик низенький)
Морковь вкусная, а (морковочка вкусненькая)
Большой стол- маленький столик полка- полочка
Дубовый шкаф – дубовенький шкафчик кровать –

Красивое кресло — красивенькое креслице
Старый диван – старенький диванчик
Большой стул — маленький стульчик
Круглый пуфик – кругленький пуфик

Коричневый комод – коричневенький комодик

С учетом семантики, частотности употребления и последовательности появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в следующей последовательности.

Образование притяжательных прилагательных

  1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ин-, -ов-. Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин,, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый.
  2. Словообразование с использованием суффикса j и с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

Образование качественных прилагательных

3. Словообразование с использованием суффикса –н-

а) Без чередования (вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный)

Б) с чередованием в корне слов (смешной, скучный, мрачный).

4. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов –ив-, -лив-, -чин-, -оват-, -еват-. (ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый).

Образование относительных прилагательных

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ов- ев-

- Без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова.

(шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый).

- С чередованием звуков в корне (беглая гласная): ситцевые, перцовый.

2. Словообразование с использованием суффикса –н-.

-Без чередования в корне производного слова (зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной).

- с чередованием звуков в корне производного слова (яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный).

3. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов –н-, -ян-, -ск-, -енн- и др. (кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебрянный, овсяный, детский)

Примеры упражнений на образование притяжательных прилагательных, используемых при коррекционной работе с детьми

1. Игра « «Чей? Чья? Чьи?»

Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у них все перепутано: и головы, и хвосты, и уши. Расстроились звери. Разве подходит зайцу волчий хвост, а лисе — заячья голова? Помогите зверям найти свои хвосты, головы и уши. Назовите чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Чей хвост?

У зайца – заячий у ежа — ежиный
У кошки – кошачий у лошади — лошадиный
У козы – козий у льва — львиный
У лисы – лисий у моржа — моржиный

У волка – волчий у орла-орлиный
У белки-беличий у петуха-петушиный
У овцы-овечий
у тюленя-тюлений

у черепахи-черепаший
Чье ухо?
У зайца – заячье у лошади — лошадиное
У овцы — овечье у ежа — ежиное

У кошки — кошачье у льва — львиное
У козы — козье
У поросенка — поросячье
У белки — беличье

У волка — волчье
У лисы – лисье
Чья голова?
У коровы – коровья у ежа — ежиная

У зайца – заячья у лошади — лошадиная
У кошки – кошачья у льва-львиная
У козы – козья у петуха-петушиная
У белки – беличья у курицы-куриная

У волка — волчья
У лисы – лисья
У медведя-медвежья
Чьи глаза?

У коровы – коровьи у лошади — лошадиные
У зайца – заячьи у ежа — ежиные
У овцы – овечьи у льва-львиные
У кошки – кошачьи у моржа-моржиные

У козы – козьи у петуха-петушиная
У белки – беличьи у курицы-куриная
У волка — волчьи
У лисы — лисьи

У черепахи – черепашьи
У медведя-медвежьи

2. Упражнение «Подскажи словечко»:

Игра «Доктор Айболит»

Доктор Айболит в своей лечебнице оказал помощь всем животным. Ответьте на вопросы:

Волку Айболит вылечил хвост. Чей хвост вылечил доктор? Волчий
Медведю вылечил зубы. Чьи зубы вылечил доктор? Медвежьи
Белке вылечил глазки. Чьи глазки вылечил доктор? Беличьи
Зайцу вылечил уши. Чьи уши вылечил доктор? Заячьи

Ежу вылечил лапку. Чью лапку вылечил доктор? Ежиную
Лосю вылечил ногу. Чью ногу вылечил доктор? Лосиную
Лошади вылечил ногу. Чью ногу вылечил доктор? Лошадиную
Мышке вылечил горлышко. Чье горлышко вылечил доктор? Мышиное.

Моржу вылечил ласту. Чью ласту вылечил доктор? Моржиную
Тигру вылечил пасть. Чью пасть вылечил доктор? Тигриную

Игра «Я – художник»

Измените предложения по образцу: Я нарисовал медведю лапу. — Я нарисовал медвежью лапу.

Я нарисовал волку лапу — Я нарисовал волчью лапу
Я нарисовал тюленю морду — Я нарисовал тюленью морду.
Я нарисовал собаке клыки — Я нарисовал собачьи клыки.
Я нарисовал жирафу пятна. — Я нарисовал жирафьи пятна

Я нарисовал кошке усы. – Я нарисовал кошачьи усы.
Я нарисовал корове рога. – Я нарисовал коровьи рога.
Я нарисовал поросенку глаза. — Я нарисовал поросячьи глаза
Я нарисовал белке ушки. — Я нарисовал беличьи ушки

Я нарисовал тигру хвост. — Я нарисовал тигриный хвост
Я нарисовал слону хобот – Я нарисовал слоновый хобот
Я нарисовал льву когти — Я нарисовал львиные когти
Я нарисовал петуху гребешок. — Я нарисовал петушиный гребешок

3. Игра «Прятки» Логопед сообщает детям, что животные решили поиграть в прятки, но не смогли спрятаться полностью. И поэтому можно увидеть их. Логопед помещает на наборном полотне картинки с изображением частей тела спрятавшихся животных и предлагает детям угадать, какие животные спрятались (голова – рыбья, оленья, лисья, коровья, птичья, медвежья. Заячья, заячья, беличья; хвост — рыбий, олений, лисий, коровий, птичий, медвежий, заячий, беличий)

4. Игра «Ералаш». Перед детьми на столах разложены картинки, изображающие животных. Картинки разрезаны на три части. На наборном полотне демонстрируются картинки, на которых нарисованы животные. Логопед предлагает детям из разрезанных картинок составить целое изображение животного, назвав при этом правильно его части (голову, хвост и туловище).

5. Игра «Чьи хвосты?» Сказка «Хвосты»

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты (Давайте поможем им). Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?»

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (медвежий). Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (лисий) А на пенечке-тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (мышиный)

Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

- А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки-собачий.
Хвост кошки-кошачий.
Хвост коровы-коровий,
Хвост быка-бычий

Хвост козы-козий
Хвост овцы-овечий,
Но хвост лошади-лошадиный,
хвост барана-бараний.

Игра «Ветер-шалун»

Шли по улице люди. Играли дети. Старичок отдыхал на скамейке. Вдруг налетел ветер, подхватил шляпы, платки, игрушки и все перепутал.

Помогите людям отыскать их вещи

Инструкция: Называйте так это дедушкина шапка, это девочкин шарик, это тетина шляпа, это бабушкин платок…

Формирование словообразования глаголов.

Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. В связи с этим в процессе логопедической работы проводится закрепление наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.

Формирование словообразования глаголов у дошкольников с ОНР осуществляется в следующей последовательности.

I. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

Образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

-с- (играть-сыграть, петь-спеть, есть-съесть, делать –сделать)
* на- (рисовать-нарисовать, колоть-наколоть, писать –написать)
-по- (обедать-пообедать, сеять-посеять, ужинать-поужинать)
-про- (читать-прочитать)

б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, -ыва-, -ва- (застегнуть-застегивать, умыть-умывать, заталкивать –затолкнуть).

  1. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
  2. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками:

в—вы-, под- -от-, при-, у-, пере-, за—от-, на--вы
входит – выходит, подходит – отходит,
влетает – вылетает, подлетает – отлетает,
въезжает – выезжает, подплывает – отплывает,
прибегает-убегает подъезжает-отъезжает

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов

Задание 1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается.

-мыла-вымыла
одевается-оделся
гладит-погладила
рисует-нарисовал

поливает – полил
чинит – починил
рубил-срубил

Задание 2. «Выполни инструкцию»

Логопед предлагает детям выполнить действия по инструкции.

Речевой материал: войти в комнату, выйти из комнаты, сойти с ковра, подойти к столу, отойти от стула, зайти за угол, перешагнуть через порог, пододвинуть стул.

Задание 3 «Что общего» Логопед произносит ряд слов, выделяя голосом приставку, и предлагает детям назвать общую часть слова (влететь, вбежать,выйти,выбежать,вылететь, выпрыгнуть, прилететь, прибежать, принести, прийти, улететь, уйти, убежать, побежать, пойти, полететь, подбежать, подпрыгнуть, подлететь, отбежать отпрыгнуть)

Задание 4. Чем отличаются слова?» Логопед произносит ряд однокоренных слов, выделяя голосом приставку (влететь, вылететь, прилететь, слететь, улететь, полететь, побежать, подбежать, отбежать, перебежать, дойти, зайти, выйти).

Задание 5 «Закончи слово» Логопед произносит глагол без приставки и предлагает детям назвать начало этого слова, используя образец (бежать -прибежать, убежать, вбежать. Выбежать)

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно- логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, задании и речевого материала.

Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

Закрепление формы множественного числа существительных:

1. Формы множественного числа с окончанием –ы (стол-столы)

- словоформа с ударным окончанием, с одинаковой звуковой структурой основы форм слова (кот — коты)
- форма множественного числа с безударным окончанием с одинаковой звуковой структурой основы (слива — сливы)
- форма множественного числа с ударным окончанием, но с измененной звуковой структурой основы (чередование звуков, различение суффиксов) (лев-львы)
- Словоформа с безударным окончанием и с измененной звуковой структурой основы слова (дятел-дятлы, перец-перцы)

- дифференциация грамматических форм с различными флексиями.

2. Формы множественного числа с окончанием –и (мяч-мячи)

3. Формы множественного числа с окончанием –а (дом-дома)

4. формы множественного числа с окончанием –jа (стул-стулья)

Винительный падеж

Последовательность работы над формами существительных в винительном падеже:

1) формы с нулевым окончанием неодушевленных существительных:

- мужского рода (дом, стол, мяч)
- женского рода (кровать, морковь)

2) Формы неодушевленных существительных среднего рода с окончанием –о, -е (окно, дупло, кофе)

3) Формы с окончанием –у, -ю одушевленных и неодушевленных существительных мужского и женского рода на -а, -я в именительном падеже, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа

- с ударным окончанием (лису, осу, сосну)
- с безударным окончанием (папу, маму, утку, куклу)
- Формы с окончанием –а, -я одушевленных существительных мужского рода, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа:
- с ударным окончанием (слона, паука, ежа, коня)
- с безударным окончанием (тигра, медведя, волка, мальчика).

4) Формы с окончанием –а, -я одушевленных существительных мужского рода с изменением звуковой структуры основы слова:

- с ударным окончанием (льва, щенка, воробья)
- С безударным окончанием (утенка, дятла, котенка, скворца).

Родительный падеж

Последовательность работы над формами родительного падежа существительного:

1) Формы существительных мужского рода с окончанием –а, -я, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа:

- с ударным окончанием (мяча, моста, карандаша, стола, коня)
- с безударным окончанием (дома, дуба, стула, медведя)

2) Формы существительных среднего рода с окончанием –а, -я, сохраняющие основу именительного падежа без изменений:

* с ударным окончанием (яйца, кольца, ведра)
- с безударным окончанием (яблока, озера, кресла)

3) Формы существительных мужского рода с окончанием –а, -я с изменением звуковой структуры основы слова:

- с ударным окончанием (щенка, скворца, льва)
- с безударным окончанием (дятла, зайца, перца, котенка)

3) Формы с окончанием –и, -ы существительных мужского и женского рода на –а, -я в именительном падеже:

- с ударным окончанием (лисы, козы, пилы, воды, косы)
- с безударным окончанием (рыбы, кошки, папы, мамы, пчелы)

Задания на согласование числительных с существительными

Игра «Сколько их?»

В зоопраке живут звери-сосчитай их
Один медвежонок, два медвежонка, пять медвежат
Один волчонок, два волчонка, пять волчат
Один лисенок, два лисенка, пять лисят

Один тигренок, два тигренка, пять тигрят

Задания на употребление существительных во множественном числе.

Игра «Один –много»

Задание 1.

Поле-поля число-числа
Море-моря весло-весла
Облако-облака кресло-кресла
Ведро-ведра стекло-стекла

Окно-окна полотенце-полотенца
Село-села одеяло-одеяла
Озеро-озера покрывало-покрывала

Задание 2

Кол-колья клок-клочья сын-сыновья
Ком-комья друг-друзья дочь-дочери
Стул-… ухо-уши мать-матери
Лист-.. небо-небеса

Колос-
Копье-…
Крыло-…
Перо-…

Платье-…
Полено-…
Дерево-…

Задание 3.

Слон — слоны
Тигр-… медведь-…
Корова-… волк-…
Коза-… олень-…

Сосна-… лошадь-…
Береза-… гусь-

Задание 4

День-дни рот-… кусок-куски
Пень-… лоб-… носок-…
Сон-… мох-.. чулок-…
Ров-… лев-… платок-…

Просмотров: 549
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Татьяна Аграмакова. Конспект занятия по теме: 'Изменение по падежам существительных в единственном числе'
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Калинина Надежда Александровна. Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Словообразование на примере относительных прилагательных»
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы тема: «Почему у Медведя короткий хвост»
  • Шерникова Венера Жавдетовна. Исследовательская работа “Чудо хвост”
  • Устинова Марина Павловна. Конспект Образовательная область «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова».
  • Макарова Светлана Андреевна. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей при нормальном и нарушенном речевом онтогенезе.
  • Маматова Юлия Владимировна, Микова Анна Григорьевна. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушения слоговой структуры слова
  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Анна Александровна Агурьянова. Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра «Путешествие по стране – Развитие речи»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Прокофьева Елена Николаевна. Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова
  • Эргарт Екатерина Валерьевна. Коррекция слоговой структуры слова посредством изобразительной деятельности
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Устян Елена Борисовна. Конспект НОД. Коммуникация (развитие речи). Интегрированное занятие. Тема: Закрепление использования детьми в речи притяжательных прилагательных.
  • Воробьева Галина Алексеевна. Конспект логопедического развлечения «Как доктор Логопед зверятам помог»
  • Гилева А.И. Головкина Т.И.. Дидактическая игра по звуковой культуре речи «Звуковичок» для детей 4-7 лет
  • Иванова Елена. Организация и осуществление процесса развития замысла в изобразительной деятельности у младших дошкольников с использованием художественного слова.
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Закирова Ольга Вадимовна. Использование современных технологий в работе над слоговой структурой слова у дошкольников с ОНР.
  • Потичко Ирина Юрьевна. Конспект занятия в подготовительной группе по звуковой культуре речи с использованием здоровье сберегающих технологий «Путешествие в осенний лес за смелостью»
  • Светлана Галицкая. «Формы и методы работы с нетрадиционным использованием классических здоровьесберегающих технологий
  • Любовь Вячеславовна Зотова. Развитие временных представлений у дошкольников 4-5 лет.Формирование знаний о последовательности частей суток.
  • Грачева Татьяна Михайловна Щербакова Валентина Николаевна. Работа над звуковой культурой речи дошкольников
  • Хорошаева Анжела Геннадиевна. Дидактическая игра по речевому развитию «Слушай, думай, отвечай — все слова запоминай».
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Жданова Галина Ильинична. Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе Тема: «Волшебный мир звуков (З-С)»
  • Орлова Нонна Юрьевна. Занятие по математике в детском саду - Образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4. Счёт в пределах 4.
  • Гурбанова Маргарита Витальевна. Педагогическая статья на тему: Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количеством предметов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь