Грачева Татьяна Михайловна Щербакова Валентина Николаевна. Работа над звуковой культурой речи дошкольников

Работа над звуковой культурой речи дошкольников

Красивая грамотная правильная речь ребёнка — залог успешного всестороннего развития личности. Дети с хорошим речевым развитием могут грамотно, логически последовательно излагать свои мысли, познавать окружающий мир. В общении с взрослыми и сверстниками они раскованы, не закомплексованы. Хорошая речь дошкольника — неотъемлемая часть успешного обучения в школе.

Звуковая культура речи является составной частью речевого развития. Дошкольники овладевают ею в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Огромная роль в этом процессе отводится воспитателю. Он помогает детям овладеть правильным дыханием и чётким произношением звуков и слов. Педагог учит воспитанников говорить неторопливо, интонационно выразительно. Для этого можно использовать в работе «Напоминалочку»:

Говорим всегда красиво: тихо и неторопливо.

 

Ясно чётко говорим, потому что не спешим.

Звуковая культура речи формируется у детей в комплексе с речевым дыханием и артикуляцией.

Педагог должен построить свою работу в этом направлении комплексно.

С учетом возрастных особенностей детей, работу по развитию звуковой культуры речи можно разделить на 3 этапа:

1. От 1,5 до 3 лет. У детей в этом возрасте развивается способность осознанно подражать произнесению целого слова. Воспитатель получает возможность влиять на развитие звуковой речи ребёнка. На данном этапе используются различные звукоподражания.

- Кто это? Гусь.

- Как он «разговаривает»: «Га – га – га!».

- Давайте поговорим с ним. (Воспитатель говорит, дети повторяют).

2. От 3 до 5 лет. Это этап становления звуков речи. Постановка звуков начинается с более лёгких по артикуляции и заканчивается самыми сложными звуками (шипящими, свистящими, «р», «л»). При постановке звука на данном этапе достаточно фиксировать внимание ребёнка на звуке, используя приём подражания. Если данный приём не даёт результата, тогда нужно использовать показ правильной артикуляции нужного звука и повторение упражнения детьми. На этом этапе уместно проводить артикуляционную гимнастику фронтально и индивидуально. Ведущими методическими приемами являются речевой образец, беседы, заучивание наизусть, дидактические игры и т. д.

3. От 5 до 7 лет. Этот этап является завершающим в развитии звуковой речи дошкольников. На начальной стадии проводится закрепление и автоматизация звуков. Для этого нужно создавать такие условия, чтобы ребёнок в течение дня произносил данный звук не менее 10 – 20 раз. Далее на данном этапе идёт работа по дифференциации смешиваемых звуков. Начинать эту работу нужно только тогда, когда дети чётко произносят каждый из смешиваемых звуков. Ребёнок произносит чётко звук в сочетании, но в речи иногда путает его, заменяя один звук другим. При индивидуальной работе нужно подробно рассмотреть артикуляцию этих звуков и найти различие.

Проводя работу по формированию звуковой речи дошкольников, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей.

Ведущими формами работы с детьми в данном направлении являются организованная совместная деятельность. Огромное значение имеет работа вне занятий: чистоговорки, дидактические игры, скороговорки, хороводы, игры – драматизации. Работу по звуковой культуре речи можно организовать во время утреннего прихода детей, на прогулке, во время игр, вечером, перед уходом домой.

Учитывая индивидуальные особенности детей, на каждом этапе работы целесообразно привлекать родителей к данной работе. Консультации для родителей должны носить индивидуальный характер.

Очень важной составляющей является культура речи воспитателя. Она должна быть не только правильной, с чётким произношением всех звуков, но и интонационно выразительной, связной и доступной для детей.

Проводя планомерную поэтапную работу по формированию звуковой культуры речи, выполняя виды упражнений, предложенные выше, (с учётом индивидуальных особенностей) можно добиться красивой правильной речи у дошкольников.

Просмотров: 340
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Александрова Оксана Васильевна Малева Наталья Владимировна. Конспект открытого логопедического занятия по воспитанию звуковой культуры речи в подготовительной группе Тема: «Автоматизация звуков [р] и [р’] в слогах, простых словах «Поездка в деревню»
  • Жданова Галина Ильинична. Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе Тема: «Волшебный мир звуков (З-С)»
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Федотова Евгения Сергеевна. Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет
  • Размета Татьяна Евгеньевна. Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: Звук «Ш» для детей старшей группы
  • Дульцева Анна Сергеевна. Мультимедийное игровое занятие по теме : «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л]-[р]»
  • Желябина Татьяна Викторовна. Совместная образовательная деятельность по звуковой культуре речи (для детей подготовительной к школе группы)
  • Даутова Елена Николаевна. Конспект ОД по звуковой культуре речи в средней группе, звук Ч.
  • Соина Валентина Константиновна. «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Мавлютова Сиреня Рафиковна. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
  • Кулик Елена Аркадьевна. Семинар-практикум по методической теме: «Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений детей дошкольного возраста»
  • Попова Ольга Степановна. Конспект интегрированного занятия по формированию логико-математического мышления и воспитания звуковой культуры речи детей средней групы - «Малыши спешат на помощь»
  • Гилева А.И. Головкина Т.И.. Дидактическая игра по звуковой культуре речи «Звуковичок» для детей 4-7 лет
  • Мухаметгареева Регина Илдаровна. Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»
  • Морозова Карина Анатольевна. Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи) по дифференциации звуков «С» и «Ш».
  • Чурикова Ольга Николаевна. Методическое сопровождение к использованию логопедического тренажера «Дифференциация звуков ш-ж в речи» в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности
  • Галина Котова. Автоматизация звуков (Р), (РЬ) в словах, предложениях, связной речи.
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Алексеенко Татьяна Анатольевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Звуковая культура речи (проверочное).
  • Хамитова Дина Асгатовна. Тема: «Звук З» Организованная образовательная деятельность образовательная область «Речевое развитие» раздел «Звуковая культура речи»
  • Лоскутова Яна Петровна. «Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Малай Елена Владимировна. Конспект НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Весну выручаем!»
  • Басараб Наталья Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Весёлая школа»
  • Аксёнова Ирина Александровна. Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [Р], [Р'] в связной речи по лексической теме «Весна»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Аликина Тамара Ивановна. Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь