- учитель-логопед Шенцова Оксана Александровна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мценска «Детский сад №14»,
- учитель-логопед Абрамова Елена Олеговна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мценска «Детский сад №14».
Цель мастер-класса: активировать знания педагогов по проблеме формирования словообразовательных операций у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности
- повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
Оборудование: дидактические игры, альбом по формированию словообразовательных операций у детей.
Участники: учителя-логопеды дошкольных образовательных учреждений.
Скачать конспект
Ход мастер-класса:
1. Теоретическая часть
В процессе овладению речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменения слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
Словообразование – это создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно выводится из него по смыслу с помощью окончаний, приставок, суффиксов.
Многие ученые, изучающие вербальное и невербальное развитие детей с ОНР, (Р. Е. Левина, Г.А. Каше, С.Н. Шаховская, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.) неоднократно указывали на их трудности в овладении словообразовательными процессами.
В процессе овладения речью ребёнок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.
В современной науке словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нем ряд базовых операций:
операция вычленения и опознания фонемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции, т.е. включения словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова (А. А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович).
Развитие словообразовательных операций у детей 5-6 лет в норме (О. С. Ушакова)
Старший возраст
- У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть – учить, книга, ручка, учитель) или образовать слово по образцу: весело – весёлый
- дети находят родственные слова в контексте
- развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова: берёза – берёзка – берёзонька
- понимание смысловых оттенков глаголов (бежал – забежал – подбежал) и прилагательных (умный – умнейший), развивается умение использовать эти слова в разных типах высказывания
- развивается способность догадываться о значении незнакомого слова (например, почему шапку называют ушанкой).
Подготовительный возраст
- Развивается умение образовывать степень прилагательного (добрый – добрее);
- развивается умение с помощью суффиксов изменять значение слова, придав ему другой смысловой оттенок (злой – злющий)
- дети учатся правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть – надеть), при этом внимание детей обращается на слова-антонимы (одеть – раздеть, надеть – снять)
- усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал – забежал, перебежал; весёлый – веселится)
- в образовании новых существительных внимание детей обращается на то, как подбирается словообразовательная пара, как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа – школьник) или на предмет (чай – чайник)
- закрепляется умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях и название предметов посуды
- дети учатся подбирать однокоренные слова и конструировать производные слова в условиях контекста.
Характерные ошибки словообразования у детей с ОНР выражались в следующем:
- когда дошкольники с ОНР пытались образовать производные слова нарушенными оказались все словообразовательные операции. Большинство детей останавливались на существительных и не образовывали других частей речи
- часто производная форма слов заменялась на развернутое высказывание (н-р: вместо слова «дворник» говорили «который подметает двор», «душ» — «кран льет воду»
- неверно находили и подбирали аффрикаты к словам, заменяя одни другими:
«грибовый» – грибной суп, по типу дубовый;
«межвежиха» — медведица, по типу ежиха;
«дубный» — дубовый лист;
«елевая» — еловая ветка;
- наибольшую трудность вызывало образование притяжательных прилагательных.
Здесь подбирались различные варианты:
«лисичный», «лисевый», «лисный», «лисядный» лисоный» — лисий (хвост).
«заячные», «заячевы», «зайчишные» — заячьи (уши);
- образование слова от другого корня
- при образовании новых слов типичным было несоблюдение условий организации звуковой, слоговой структуры слова, ошибочная постановка ударений.
- дети просто не называли слова, молчали, т.к. не могли подобрать правильное слово. Это выражалось в неумение верно образовать слово с помощью суффиксов и приставок
н-р: вместо слова «зайчиха» говорили «заяц», когда шло уточнение заяц – папа, а как назовем маму у зайчонка? Следовало молчание, т.к. дети не могли образовать заданное производное слово от слова «заяц»;
- дети не улавливали значения слов, которые менялись в зависимости от аффикса, н-р: «пришить» и «перешить». Не могли объяснить смысл этих слов, чем они отличаются и только после неоднократного объяснения значений этих слов, дети начинали понимать, как меняется смысл слов в зависимости от той или иной приставки.
Легче усваивались слова «пришел», «перешел» — глаголы, обозначающие движение.
Трудности словообразовательных операций нельзя отделить от лексических ошибок, они вытекают из них, т.к. словарь детей с ОНР беден, допускается замена одних слов другими, дети не чувствуют различия значений слов, которые меняются в зависимости от того или другого аффикса.
Рассмотрев ошибки в овладении процессами словообразования, остановимся на направлениях работы по их преодолению.
Рекомендуем проводить формирование словообразовательных операций по модели (образцу).
Этот способ дает возможность наглядно моделировать словообразовательные отношения, что для детей с ОНР 3 уровня значительно облегчает усвоение данных грамматических конструкций.
Формирование словообразовательных операций по модели (образцу) включает в себя следующие этапы работы:
- формирование предварительной ориентировки
- формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил в контекстной речи детей.
На первом этапе формируется предварительная ориентировка детей в структуре слов, определяется длина слогового контура слов, звуковое сходство пары родственных слов.
При работе по образцу отрабатываются продуктивные, наиболее часто встречаемые грамматические конструкции, объединяя исходные и производимые слова в паре для ориентировки.
Необходимо объяснять детям значения слов.
Особое внимание уделяется лексическому подбору материала.
На этом этапе идет формирование обобщенности восприятия морфем. Все это должно помочь детям осознать морфему, как отдельный языковой знак.
Для этого необходимо:
- закрепить навык нахождения однокоренных слов в контексте
- закрепить умение выделять в них корневые морфемы
- научить выделять в словах словообразовательные аффиксы
- сформировать умение определять позицию словообразовательного аффикса в слове
- показать наглядно способы конструирования продуктивных словообразовательных моделей
- уточнить значения производных слов.
2 этап логопедической работы – это формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил. На этом этапе идет обучение дошкольников с ОНР навыкам осознанного образования производных слов. Подобное осознание становится возможным, когда формируется обобщенное восприятие не только предметного мира, но и языковых явлений, т.е. по мере усвоения правил словообразования.
На 2 этапе работы необходимо:
- закрепить навыки составления производных слов по модели
- продолжать формировать обобщающее значение словообразовательных морфем
- научить сравнивать между собой словообразовательные модели
- выделять в них похожие и различные компоненты (на слух и графически)
- сформировать понимание общности производящей основы
- закрепить навыки осознанного применения словообразовательных правил.
Этот метод дает возможность наглядно моделировать словообразовательные процессы, что значительно облегчает усвоение данных грамматических конструкций.
Работу по овладению словообразовательными операциями логопед проводит на подгрупповых и индивидуальных занятиях. При этом необходимо учитывать индивидуальные способности и возможности каждого ребенка.
2. демонстративно — практическая часть
Задание №1
Игра «Мозговой штурм».
Вы берете первую пару картинок «ЛЕС» и «ЛЕСНИК» и спрашиваете ребёнка:
«Эти слова совсем разные или похожи?»
Ребёнок отвечает, что на первой картинке нарисован «ЛЕС», а на второй «ЛЕСНИК». Это человек, который охраняет лес.
Затем уточняете: слова похожи потому, что в них есть одинаковый (по звучанию) кусочек.
Послушайте: ЛЕС, ЛЕСНИК (интонационно выделяется корневая часть слова).
Затем вместе с ребёнком проговариваете эти слова. Уточняете: какой кусочек слова звучит похоже (в начале или конце слова)? Какое слово короче «ЛЕС» или «ЛЕСНИК»? Если слово «ЛЕС» короче, обозначаем какой полоской: короткой или длинной? А слово «ЛЕСНИК»? Накладываем короткую полоску на длинную полоску, видим, что слово «ЛЕСНИК» длиннее слова «ЛЕС». Выясняем, какой именно кусочек в слове похож первый или последний. Уточняем, что к слову «ЛЕС» прибавляется, присоединяется, «приклеивается» частица –НИЦ- (а), и получается слово «ЛЕСНИК».
Заштриховываем похожие части слова на полосках: короткую полоску целиком, а длинную – только начало полоски.
Выделяем графически корневые части этих слов.
Задание №2
Пальчиковая гимнастика.
«Игровой практикум»
Логопед предлагает провести следующую пальчиковую гимнастику вместе с присутствующими. Сначала логопед показывает упражнение, затем советует выполнить это упражнение всем вместе.
Учителя-логопеды демонстрируют игры и игровые упражнения по формированию словообразовательных операций у детей старшего дошкольного возраста.
По данной работе разработали ряд игр:
а) игры без наглядной опоры:
«Найдите частицу слова», «Перебрось мяч товарищу», «Назовите спортсменов»;
б) игры с наглядной опорой:
«Грамматическое лото», «Домик для слов», «Кормушка для птиц», «Вкусный обед», «Лабиринт», «Наша Армия», «Кто построил дом?»,
«Чья мама? Чей папа?», «Вкусное варенье», «Ателье», «Веселый художник».
Уважаемые коллеги! Мы надеемся, что наш мастер-класс будет вам интерес, полезен и будет использоваться в вашей работе по преодолению нарушений грамматического строя речи.
Желаем удачи!
|