Вид: логопедическое занятие.
Этап: Дифференциация звуков Р,Р* и Л, Л* в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
дифференциация звуков [Р] — [Р "] — [Л] — [Л"] и букв Р-Л,
совершенствование произношения звуков [Р] — [Р"] — [Л] — [Л"] в самостоятельной речи;
учить дифференцировать звуки [Р] — [Р"] — [Л] — [Л"], закрепить произношение данных фонем в речи, уточнить кинестетические ощущения положения органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Р] — [Р "] — [Л ] — [Л "],
развитие общей и мелкой моторики, развитие тактильной чувствительности;
развитие плавного длительного выдоха;
Скачать конспект
тренировка памяти, внимания, активизация словаря.
Коррекционно -образовательные: -
продолжать формировать навыки фонематического анализа и синтеза;
продолжать закреплять умение определять место звуков [р], [л] в словах;
закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными;
развивать умение сравнивать животных по существенным признакам;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к окружающему миру;
воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, умение слушать;
формировать самостоятельность.
Материал: компьютерная презентация, солнышко, артикуляционные профили, дид. игра «Стук-Стук, узнай звук», игра «Тучка», песочный планшет, камешки Марблс и пуговицы со слогами, рисунки, салфетки, игра «Цветы», круги Эйлера (демонстрационный), элементы костюма для игры «Первооткрыватели», кубик, музыкальные инструменты.
Мотивационный момент.
(шум дождя в аудиозаписи)
Ребята, прислушайтесь, что это за звуки могут быть?
(идёт дождь)
Я хочу предложить поиграть вместе с дождём на металлофоне и барабане.
На барабане капли дождя падают как? (тяжело)
А на металлофоне? (легко и звонко)
Угадайте, куда упали дождевые капли?
(дети поочереди проигрывают ритмический рисунок на инструментах)
Игра «Стук, стук, отгадай, чей звук?»
А кто принёс дождик? (тучка).
Вот и тучка, она почему-то грустная, но мы сможем её развеселить.
Каплю поднимаем,
упражнения выполняем.
Артикуляционная гимнастика
Носом воздух мы вдыхаем,
через рот выдуваем.
Упражнение на выработку воздушной струи.
Дождь покапал и прошёл, а солнышка не видно.
Солнышко нам отправило звуковое письмо. Я, солнышко, послало свои солнечные лучики землю согреть, а они потерялись, помогите мне, пожалуйста, их найти. Дорогу вам покажет радуга.
Вы по радуге идите,
Все лучи мои найдите.
Вы хотите помочь солнцу?
В слове РАДУГА какой первый звук? (Р)
В слове ЛУЧ? Л
3. Характеристика звуков
- Произнесите звук Р перед зеркалом. Расскажите, как располагаются органы речи при его произнесении
- В каком положении находятся губы? (Губы растянуты).
- В каком положении находятся зубы? (Зубы сближены).
- В каком положении находится язык? (Кончик языка поднят к бугоркам за
верхними зубами, альвеолам и дрожит, вибрирует).
- Произнесите звук Л перед зеркалом. Расскажите, как располагаются органы речи при его произнесении.
- В каком положении находятся губы? (Губы в улыбке).
- В каком положении находятся зубы? (Зубы сближены).
- В каком положении находится язык?
- Широкий кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами, альвеолам.
Первое знакомство произошло.
А где же радуга?
Что за чудо-чудеса, появилась радуга!
А дорожки непростые и волшебные такие.
Мы по радуге пойдём, лучи солнышку найдём.
Итак, в путь. Мы по первым цветам радуги пройдём,
На планеты попадём.
Игра «Первооткрыватели планеты».
На оранжевую планету
Прилетели две ракеты,
Чтоб своим любимым цветом
Всё раскрасить, оживить!
Два жителя планеты
Красят все предметы
Красным и желтым цветом.
Кто же сможет победить?
На столе силуэты различных предметов, в названии которых есть звуки Р и Л.
Поочерёдно крутим в руках кубик со словами
«Кубик, крутись, вертись,
Цифра, появись.»
Ребёнок перекладывает карточки с оранжевой планеты и комментирует происходящее: Была лампа оранжевая, а стала жёлтая. Перекладывает столько карточек, сколько укажет кубик. (Побеждает самый удачливый, окрасивший в свой цвет наибольшее количество предметов.)
По трём дорожкам радуги прошли,
Лучики нашли.
По зелёной дороге идём,
В траве буквы все найдём
Буквы в слоги собирайте, а потом вы их читайте.
Животное ищите и к слогам его ведите.
Чтение слогов
Смотрите, нам фотографии животные подарили,
А вы про них всё расскажите.
Круги Эйлера. (Сравнительный рассказ о лошади и зебре, чем похожи и чем отличаются, с использованием предложений с союзом А).
Про животных рассказали,
лучик снова отыскали.
Впереди нас ждут дорожки,
Отдохнём на них немножко.
К морю подошли
Встречает нас краб впереди.
Физкультминутка с элементами логоритмики «Краб». Е.Железновой.
ИКТ Здесь живут два крокодила. Они огромные и голодные и нас не пропустят дальше и лучик не отдадут.
-Давай накормим. Один любит угощения, в названии которых есть звук -Р-, другой — Л-.
ГРУША, ВАТРУШКА, КОЛБАСА, ЯБЛОКО, ПЕРСИК, ШОКОЛАД, ТОРТ, БУЛКА, АРБУЗ.
Крокодилов покормили
Лучик в благодарность получили.
Посмотрите, какие цветы расцвели на фиолетовой дорожке радуги.
Один ребёнок выбирает картинки со звуком Л, другой — со звуком Р. Посадите на цветы бабочек, где звук Л и Р находится в начале слова, и божьих коровок посадите на цветы, где звук Л и Р находится в конце слова.
Вы цветочки выбирайте
и веточки украшайте.
Игра «Составь букет»
(Составляется букет из цветов и украшается веточка с помощью прищепок- бабочек)
Цветы на ветках расцвели
И лучик 5 мы нашли.
Ой, смотрите!
На цветы ворона села,
проворчала возмущенно,
Говорю я лучше всех,
а в ответ звучит лишь смех.
Логопед произносит предложение, а дети, изображая ворону, добавляют, КАРКАЯ перед предложением.
Манная каша остыла.
Тиной покрыто дно озера.
Зина собирает грибы.
Мушки летят на свет.
Тошка лает на свет.
Точку ставят в конце предложения.
Ворона закаркала и лучик выронила.
Вот мы и собрали все солнечные лучики.
В каждом из нас живёт солнышко, которое радует, греет всех, кто с нами рядом.
Давайте мы на нашем голубом небе нарисуем яркое и красивое солнце. И все лучики, которые мы нашли, направим на нашу планету, чтобы на ней всегда было тепло и уютно.
Запись Порадовали вы меня, ребята. Вижу, что вы соскучились по моему теплу. Ждете прихода лета. Я стараюсь согревать своими лучами землю, все живое вокруг.
Я дарю свое тепло,
Чтоб все пело и цвело
Всем здоровья пожелаю
Лучики я вам вручаю.
Понравилось вам наше путешествие?
Что понравилось?
Какие звуки путешествовали вместе с нами?
С кем вы поделитесь своими впечатлениями?
Сейчас вы пойдёте в группу и расскажете своим друзьям, где вы были и что вам больше всего понравилось.
|