Воспитатель: Архипова Нафиса Хамитовна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 77 Комбинированного вида Приморского района Санкт- Петербург 2017г
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких
слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д. Ушинский
Развитие речи- очень важный раздел во всех образовательных программах. Программа по развитию речи разрабатывается с учетом целевых психологических и педагогических установок базисного содержания дошкольного образования. Развитие разговорной речи занимает центральное место в подготовке ребенка к школе.
Работая над этой задачей воспитатель продумывает организацию речевой среды детей через опосредованные способы познания мира. Чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдение за объектами природы способствуют наиболее оптимальному общению детей со взрослыми и сверстниками, в процессе которого они учатся задавать вопросы и отвечать на них, сообщать о своих впечатлениях- осваивают уроки культуры общения. Все виды речевой деятельности являются предметом повседневного внимания и целенаправленного обучения в детском саду, а именно:
- Повседневное общение
- Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи
Повседневному общению уделяется большое внимание, во время которого педагог старается дать ребенку пример правильной речи, умения слушать и выражать свои мысли
Темы непосредственной образовательной деятельности планируются педагогом в соответствии с программой детского сада и с учетом уровня развития всей группы детей в целом, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка в отдельности.
Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе по картинке – как предметной, так и сюжетной, знакомой или малознакомой.
Дети испытывают затруднения при составлении рассказа по картинкам.
При ознакомлении детей с картинками необходимо знать детскую литературу, уметь составлять увлекательный рассказ, знать алгоритм описания картинки, уметь правильно, логично и увлекательно для ребенка поставить вопросы. Для изучения особенностей состояния связной монологической речи используется методика обучения составления рассказа по картинкам.
Воспитатели используют разные виды работы с картинкой:
- Рассматривание
- Беседы
- Составление рассказов по картинке
В реализации программных задач по речевому развитию детей, беседа по картинке способствует:
- закреплению у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы
- пополнению, уточнению и активизации словарного запаса
- развитию памяти и внимания
- совершенствованию словесно-логического мышления
- формированию фонетической стороны речи
- приобретению фонетической стороны речи
- приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами
- развитию понимания смысла и содержания картинки
- формированию объяснительной и доказательной речи
- конкретизации знаний об окружающих предметах
- закреплению умений ориентироваться в пространстве и т. д.
В ходе беседы по картинке воспитатель может проводить систематический контроль за постановкой звуков и грамматической правильностью речи детей, навыками звукового анализа и синтеза. Использование диалогов по картинке способствует не только речевому, но также социально- эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной сферы. Любая методика по развитию речи предполагает обязательное использование наглядно-дидактического материала. Наборы картинок с изображением знакомых ребёнку процедур и процессов (подъём, умывание, уборка, одевание) будут отличным подспорьем для освоения глаголов, наречий, причастий и деепричастий. Попросите детей описать то, что они видят на этих картинках. Малыш помладше, скорее всего, будет отвечать односложно, используя только глаголы. Ребёнок постарше будет строить более сложные предложения, вводя в употребление такие части речи, как наречия и прилагательные. Это поможет им описать увиденное на картинке более подробно.
При первичном рассматривании картинки педагог направляет его внимание на определение главных предметов, их свойств, признаков на установление связей между изображенными предметами. При повторном использовании картинки проводится развивающая беседа, которая расширяет возможности речевого общения ребенка со взрослым. Такая вопросно-ответная система разговора, в результате которой у ребенка формируется умение слушать собеседника, высказываться, вести дискуссию. Цель развития диалогической речи детей при проведении развивающей беседы является доминирующей.
Творческий подход к такому виду речевого общения предполагает использование разных приемов:
- намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя об изображенном
- высказывания взрослого, направляющие ребенка на доказательный ответ
- сравнение предметов, изображенных на картинке
- включение в речь разных форм одного и того же слова.
Содержание картинок часто подталкивает педагога к включению в беседу малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, загадок, стихов) Беседуя с ребенком по картинке его внимание можно направить на поиск слов, включающий заданный звук. При подготовке к занятию педагог продумывает не только объем новой информации, новых терминов и понятий, но и учебные дидактические материалы, с помощью которых дети могли бы повторять и осмысливать полученные знания. Рефлексию полученных знаний следует проводить как во время самостоятельной деятельности, так и в течении всего дня. Можно выделить четыре вида рефлексии (от лат. reflexio — обращение назад)
- Творческая (дети учатся фантазировать, сочинять)
- Событийная (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к происходящим событиям)
- Личностная (цель- способствовать самопознанию своего духовного мира)
- Понятийная (педагог должен способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека)
Отличительная особенность рефлексии состоит в том, что она гармонично сочетает в себе информационную, познавательную и эмоциональную сторону, а также развитие разных видов речевой деятельности. Беседы по картинкам предусматривают:
1. Развитие звуковой культуры речи.
- Отработка правильного произношения звуков родного языка, слов и словосочетаний.
- Развитие фонематического слуха (подбор слов на заданный звук, знакомство с рифмой)
- Развитие артикуляции (звукоподражание, артикуляционная гимнастика)
- Тренировка в интонационной выразительности речи (произношение слов и звуков в определенной тональности)
2. Словарная работа:
- Знакомство с обобщающими словами (мебель, посуда, фрукты, овощи, транспорт, животные и т д)
- Знакомство с профессиями взрослых (повар, врач, продавец и т д – в зависимости от уровня начальных знаний детей
- Знакомство с синонимами и антонимами
Синонимы- сходное лексическое значение различное звучание; (идти, мчаться, брести, плестись)
Антонимы -противоположное лексическое значение, различное звучание; (приехал- уехал, добрый –злой)
- Составление описательных рассказов по картинкам о предметах, животных и т д (н-р: Название домашнего животного, описание внешнего вида, чем его кормить, какую пользу приносит, почему я люблю его)
- Для закрепления связной речи составление рассказов по картинке из серии сюжетных картин
- Знакомство с основами этикета (встречаем гостей, культура поведения за столом, хорошие манеры)
3. Грамматический строй речи:
- Знакомство с ведением диалога
- Обучение умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их
- Знакомство с предлогами и умение правильно употреблять их в речи
- Согласование слов в предложении
4. Художественная литература:
- Знакомство с произведениями русского фольклора
- Заучивание стихов, пословиц, поговорок
- Составление и отгадывание загадок
- Знакомство с классическими произведениями детской литературы (С. Маршак, А. С. Пушкин, К Чуковский, А. Барто и т д)
- Драматизация и инсценировка произведений
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения.
Родители подрастающих дошкольников должны понимать, что никакая современная методика по развитию речи, не заменит пользы от живого человеческого общения. Ведь именно повседневное общение в домашней обстановке, в стенах дошкольного учебного заведения или развивающих кружков является залогом своевременного формирования речевых навыков.
Литература:
- Развитие речи. Тематическое планирование занятий В.Ю. Дъяченко г Волгоград 2007г
- Развитие речи детей 3-5 лет О.С. Ушакова г Москва 2011г
- Конспекты интегрированных занятий А.В. Аджи г Воронеж 2006г
|