Тема: Рабочие инструменты ( «В мастерской у папы Карло»)
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Форма НОД: коммуникативная, игровая, познавательно — исследовательская
Форма организации: подгрупповая
Учебно-методический комплект: АООП
Средства:
- наглядные – наборы карточек, презентация;
- словесные – загадки, беседа, вопросы, диалоги;
- практические – игры, работа с лего – конструктором, программируемым роботов BEE – BOOT;
Оборудование – медаль, мультимедийные средства, массажный мяч, аудиозаписи звуков рабочих инструментов;
Обучающие задачи:
- Расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Рабочие инструменты»;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
Развивающие задачи:
- Развивать у детей память, логическое мышление;
- Развивать любознательность детей, умение слышать и воспринимать инструкцию взрослого;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение работать в команде;
- Воспитывать у детей уважительное отношение к трудовой деятельности.
Приветствие
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталия Яковлевна.
Наше занятие мы начинаем с вопросов для мальчиков и девочек. Кто первый ответит, получает медаль «За быстрый ответ» -
Мальчики, вопрос для вас: каким инструментом выкручивают гайки? Девочки, а теперь ваш вопрос: зубов много, а не ест?
- Вы большие молодцы, быстро и правильно ответили.
Эмоциональное погружение
- Ребята, вы знаете сказку про Буратино? А кто вспомнит как звали папу Буратино? (Предложить варианты: Пьеро, Карабас, Карло). Буратино с друзьями открывает театр. Папа Карло делает для спектакля мебель. Спектакль скоро начнется, а мебели мало. Предлагаю помочь папе Карло изготовить недостающую мебель.
- С помощью чего папа Карло изготавливает мебель, можно догадаться собрав это слово из слогов.
(Даются кусочки слогов, из которых можно составить слово «Ин-стру-мен-ты»)
Ребята, вы знаете сказку про Буратино? А кто вспомнит как звали папу Буратино? (Предложить варианты: Пьеро, Карабас, Карло). Буратино с друзьями открывает театр. Папа Карло делает для спектакля мебель. Спектакль скоро начнется, а мебели мало. Предлагаю помочь папе Карло изготовить недостающую мебель.
- С помощью чего папа Карло изготавливает мебель, можно догадаться собрав это слово из слогов.
(Даются кусочки слогов, из которых можно составить слово «Ин-стру-мен-ты»)
Ребята, напомните мне как используются рабочие инструменты.
Опора на имеющийся опыт
Вам в помощь я пригласила умную пчелу – робота. Она хочет задать вам вопросы, и проверить, что вы знаете о рабочих инструментах.
- Замечательный дружище, деревянная ручища, да железный обушок, закаленный гребешок. Он у плотника в почете – каждый день с ним на работе. Назовите части топора?
- Жужжит, а не пчела, не муха. Звук громкий, но не шмель. Повесить, чтоб картину, возьми скорее… дрель. А чтоб электродрель заработала, что нужно сделать.
- Если нужно приструнить, шуруп или шурупчик, попрошу меня любить и слушаться голубчик. Танцовщица вертка, а зовут? Какой инструмент похож на балерину?
- Может делать он буфеты, стулья, тумбы, табуреты. В стружках весь его верстак. Человек какой профессии использует инструменты: стамеска, рубанок, пила, молоток.
- Он на работу вышел, каждый его услышал. Он меткий удар оттачивал стучал, забивал, заколачивал.
(дети подходят к столу, на котором лежит комплект с программируемым роботом BEE – BOOT; дети отвечают на поставленные вопросы, выбирая нужное количество клеточек до правильного ответа)
- Мы отлично справились с вопросами пчелы и смогли правильно проложить путь к ответам. Я очень вас хвалю.
Проживание темы
Послушайте внимательно и назовите слово, которое отличается от всех остальных: поток-поток-молоток-поток, набор-набор-топор-набор, дрель-трель-трель-трель.
Молоток, топор, дрель – продолжите ряд.
Как все это называется одним словом? Что мы делаем с помощью этих инструментов: пилой…пилим дрова, ножницами…, топором…, лопатой…, молотком…, клещам…, отверткой …, плоскогубцами…, иголкой…, шилом…
- А вы знаете, что люди тоже могут показать с помощью языка рабочий инструмент? Попробуем? Губы могут изобразить «плоскогубцы» (рот закрыт, с силой втягивать щеки); а язык — «кисть», «иголка», «веник», «молоток».
Язычки потренировались, давайте и мы разомнемся. (см. приложение № 1)
А сейчас нам предстоит интересная игра. Предлагаю поделиться на группы.
Кто хочет поиграть в группе «Сколоти предложение», в группе «Распили слово», в третьей группе «Выточи первую букву». Самый главный в группе будет «бригадиром», его во всем слушаются.
(дети делятся на команды, бригадиру одевается бейсболка и логопед объясняет каждой группе задание, порядок начала и окончания задания – звук колокольчика)
- группа) Подобрать к каждому предмету, расположенному в ряду, подходящий. Составить предложение с парой слов. (на столах разложены картинки, к каждой нужно подобрать по смыслу пару)
- группа) У вас на столах слоговые схемы и предметные картинки. Поделите, прохлопав каждое слово на слоги, и положите эту картинку к нужной карточке со слоговой схемой.
3группа) Написать первую букву в названии рабочего инструмента (на столе предметные картинки, под каждой написать первую букву).
Мы теперь готовы помочь папе Карло сделать мебель. Отправляемся в его мастерскую.
1, 2, 3 вокруг себя обернись и в мастерской у папы Карло очутись.
Слышите, доносятся звуки, (включаются звуки инструмента). Мы с вами в мастреской.
У папы Карло целый шкаф инструментов. Посмотрите, в нем три полки. Скажите, что лежит на нижней полке? Что лежит на верхней полке справа от молотка? Из какого материала делают рабочие инструменты? Почему? Давайте представим, что было бы если молоток был бы из стекла? Если бы пила была бы из дерева? Клещи из картона?
- А теперь помогите мне сосчитать все инструменты. Присаживайтесь перед экраном, мы будем передавать друг другу мяч и произносить то, что увидим на экране.
(дети передают по кругу мяч и называют свое предложение)
Событие
Все инструменты пересчитали, все вспомнили и теперь сможем собрать мебель для спектакля Буратино. Но для начала, чтобы инструменты не выпали из рук, предлагаю размять наши ручки.
(приложение № 2)
В вашем распоряжении набор лего, из которого предлагаю сделать мебель, полагаюсь на вашу фантазию. Но до спектакля осталось немного времени. Как только прозвенит звонок вы должны остановиться.
Самоконтроль
- Что ты изготовил? Расскажи. Что вам понравилось больше всего?
Что было труднее всего?
Анализ
Я тоже очень довольна вашей работой.
Приложение №1
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой.
Приложение №2
«Гора» — ладони повернуты вниз. Кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).
«Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево – вправо каждый пальчик по 2 раза.
«Волна» — соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками.
«Прогулки по карандашу» — ребенок берет карандаш за самый кончик «щепотью», его задача, перебирая пальчиками, добраться до конца карандаша и обратно. Затем вращая карандаш по часовой стрелке также спуститься и подняться
|