Приспособления и инструменты, используемые в этом виде декоративного искусства, просты, а сам бисер легкодоступен.
Прежде несколько слов стоит сказать о самом материале. Бисер — окрашенные в различные цвета стеклянные, металлические и пластмассовые зерна. Зерна могут быть сферической, цилиндрической, граненой формы, прозрачные или «глухие», блестящие или матовые, иметь круглые или квадратные отверстия. Технология изготовления бисера
в общих чертах такова: сперва из стекла, окрашенного окислами металлов, вытягивают толстостенные трубки малого диаметра, от которых отсекают небольшие колечки. Такой бисер цилиндрической формы называют рубленым или колотым. Если необходимо получить бисер классической круглой формы, заготовки подвергают дальнейшей обработке. Заполнив отверстия бисера шлифовальной смесью, его нагревают во вращающемся барабане. Порошок, заполняющий отверстия бисера, не дает им заплавиться, а постоянное вращение придает заготовкам сферическую форму. После этого бисер полируется и обретает утраченный при нагревании блеск.
Значительно позже бисера появился стеклярус — стеклянные цилиндрики удлиненной формы. Как мы уже говорили, технология его изготовления была разработана в XVIII веке во Франции. Стеклярус использовали для вышивки огромных сюжетных панно для дворцовых интерьеров. Отсюда еще одно его название — «французские обои».
Кроме бисера, стекляруса и различных бусин, нам потребуются капроновые нитки, леска, стальная проволока различного диаметра, станочек для тканых изделий, тонкие иголки. Иголки нужного диаметра можно получить, обточив обычную тонкую иглу (№0, №1) наждачной бумагой. В настоящее время в магазинах можно найти иголки для бисероплетения иностранного производства. Для работы с мелким бисером вместо иглы я использую петельку из нихромовой проволоки диаметром 0,18 миллиметра, концы которой прочно скручиваю между собой. Постепенно такая «игла» стачивается, становится очень тонкой, что позволяет протягивать через бисеринку несколько нитей.
Капроновую нить, на которую будет низаться изделие, перед началом работы можно навощить. В этом случае нить приобретает определенную жесткость и меньше путается. Если в плетении используется крупный бисер с большими отверстиями, можно взять двойную нить. Это позволит избежать провисания бисера и сделает работу более аккуратной. Для вощения нити вденьте нить в иглу и несколько раз с легким нажимом протащите ее через комочек воска, пока концы нити не склеятся между собой.
На леску или проволоку бисер нижут, когда необходимо получить жесткую конструкцию, например при изготовлении накладных цветков, объемных крестов и других изделий. Для работ, выполненных из прозрачных бисеринок. больше подходит леска, а мелкие непрозрачные зерна хорошо набирать на проволоку.
Конец нити закрепляют следующим образом: сперва пропускают ее через несколько нанизанных бисеринок, затем подтягивают, чтобы нить не провисала, и делают несколько узелков на нити основы в промежутках между соседними бисеринками. Конец нити обрезают, оставив «хвостик» длиной около 5 миллиметров, который впоследствии заплавляют (прижигают спичкой). Эту операцию надо проводить очень аккуратно, следя, чтобы не расплавились нити плетения, а светлый бисер не приобрел желтоватую окраску. Старайтесь, чтобы сама нить не почернела на конце. Для этого нельзя допускать ее горения, капрон должен только плавиться. Особенно аккуратно надо прижигать нити светлых изделий.
Приступая к работе, бисер нужных цветов насыпьте на светлую ворсистую ткань, своеобразную «палитру». На такой ткани бисеринки не перекатываются в разные стороны, их удобно набирать на иглу. Сразу же привыкайте набирать бисер непосредственно иглой, это значительно ускорит вашу работу.
|