Цель: Обучение детей навыкам пересказа текста, носящего цепной характер.
Задачи обучения:
- формировать навыки связного высказывания
- формировать навыки составления предложений с предлогами на, под.
Задачи развития:
- развивать умение правильно употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом
- развивать графические навыки (штриховка)
- развивать память, внимание, мышление.
Задачи воспитания:
- воспитывать уважительные отношения друг к другу и взрослому
- воспитывать самостоятельность.
Материал к занятию: текст рассказа "Лакомка"; предметные картинки: дом, улей, скворечник, конура; картинный материал для составления предложений с предлогами на, под; картинки по содержанию текста.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Ребята послушайте и отгадайте загадку.
Острые ушки, На лапках подушки, Усы, как щетинка, Дугою спинка.
Днем спит. На солнышке лежит. Ночью бродит, На охоту ходит.
(Кошка)
- Правильно, это кошка. К нам сегодня в гости пришла кошка Мурка.
II. Закрепление материала.
1. Закрепление употребления существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Д/игра "Назови ласково"
- У Мурки есть котенок. Он маленький и все части тела у него маленькие. Я буду называть предложение, а вы должны добавить слово, которое звучит ласково и подходит для маленького котенка.
-У кошки лапы, а у котенка... (лапки). - У кошки хвост, а у котенка... (хвостик) - У кошки голова, а у котенка... (головка). - У кошки глаза, а у котенка... (глазки).
- У кошки уши, а у котенка... (ушки). - У кошки усы, а у котенка... (усики). - У кошки зубы, а у котенка... (зубки). - У кошки нос, а у котенка... (носик).
- Назовите все ласковые слова, которые вы сейчас договаривали.
2. Д/игра "Придумай предложение по картинке"
(У детей на столах конверты с картинками, с изображением кошки и котенка по которым они составляют предложения с предлогами)
- Мурка предлагает вам взять большой конверт, вынуть из него картинку. Внимательно посмотрите каждый на свою картинку и придумайте по ней предложение.
- Кошка Мурка посидит в сторонке, а мы с вами поиграем.
III. Фикультминутка.
Кот Антипка жил у нас. Встали, руки на поясе. Он вставал с лежанки в час. Потянулись, руки — вверх. В два на кухне крал сосиски. Наклоны влево — вправо. В три сметану ел из миски. Наклоны вперед, руки на поясе.
Он в четыре умывался. Наклоны головы к плечам (влево — вправо) В пять по коврику катался. Повороты влево — вправо. В шесть тащил лещей из кадки. Рывки руками перед грудью. В семь играл с мышами в прятки. Хлопки спереди — сзади.
В восемь хитро щурил глазки. Приседание. В девять шел к лежанке спать, Прыжки на месте. Потому что в час вставать. Шагаем на месте.
В. Викторов
IV Основная часть.
1. Чтение рассказа.
- А сейчас послушайте рассказ про нашу кошку.
Наша кошка Мурка на удивление многих любила мед. Запах меда доносился из малинника. В малиннике стояли улья. В ульях жили пчелы. Однажды пчелы покусали Мурку. С тех пор кошка Мурка терпеть не может мед.
2. Вопросы по тексту.
- Кто любил мед?
- Откуда доносился запах меда?
- Что стояло в малиннике?
- Кто жил в ульях?
- Почему кошка Мурка перестала любить мед?
3. Рассматривание домов.
(На доске логопед размещает картинки с изображением конуры, скворечника, улья, дома)
- Ребята, посмотрите какими разными могут быть дома. Как называется этот дом и кто в нем живет? (Ответы детей)
4. Повторное чтение рассказа с опорой на наглядность и с установкой на пересказ.
- Ребята, послушайте еще раз рассказ "Лакомка" и приготовьтесь его пересказывать. Картинки-схемы помогут вам справиться с заданием.
(В ходе чтения рассказа логопед расставляет на наборном полотне предметные картинки, соответствующие содержанию сказки и носящие цепной характер)
5. Пересказ рассказа детьми (3-4 человека)
V Заключительная часть (штриховка).
-Ребята, достаньте из длинных конвертов карточки. Кто изображен на рисунке? (Ответы детей)
- Сейчас вы будите заштриховывать кошек. Первую кошку надо заштриховать прямыми полосками сверху-вниз, а вторую — слева-направо.
VI Подведение итогов.
- Чем любит лакомиться кошка?
- А какие лакомства любят дети?
- Кошка Мурка и котенок приготовили для вас угощение.
(Логопед раздает детям конфеты)
|