Караваева Наталья Викторовна. Путешествуя по экологической тропе.

Путешествуя по экологической тропе.

Составила воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ№118 г.Комсомольска-на-Амуре КАРАВАЕВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

История создания экологической тропы, её актуальность, цель и задачи, этапы создания.

Впервые проблемы экологического образования в СССР обсуждались на Тбилисской межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. Однако вопросы дошкольного воспитания на конференции не поднимались. В 90-е годы появился ряд авторских экологических программ, и вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных разделов комплексных программ. Впоследствии, отдельные требования к экологическому воспитанию дошкольников были сформированы в книге «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений (раздел «Развитие экологической культуры детей»). Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого типа проводить работу в области экологического воспитания.

Так как современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека. Ведь мы все должны научиться соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к природе. В результате этого и в нашей стране появился ряд документов, где указано о необходимости формирования системы непрерывного экологического образования. Один из них – это проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.

 

Скачать конспект

Итак, можно сказать, что во второй половине 20 века, наше государство стало уделять много внимания непрерывному экологическому образованию, в том числе и у дошкольников.

Цель и задачи экологического образования

Можно выделить основную цель экологического образования — формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Эту цель можно решить посредством следующих задач:

  • Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
  • Формирование знаний о природе;
  • Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;
  • Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
  • Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
  • Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
  • Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
  • Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.

Я считаю, что очень важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологической направленности, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, мог бы самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуя с ними.

Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду является экологическая тропа.

Впервые понятие экологическая тропа появилось в США. В начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «Заповедника для пешеходов» — проложить тропу по Аппалачскому хребту. Эта тропа стала любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США.

Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки, Канады, Франции, Великобритании и других странах.

В последние годы многие школьные и дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функцию. Можно выделить три типа экологических тропинок:

  1. На территории дошкольного учреждения;
  2. В природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.;
  3. В здании детского сада.

Возникает вопрос: По каким критериям отбираются объекты экологической тропы? Я придерживалась двух основных критериев:

  1. Разнообразие и привлекательность объектов живой и неживой природы;
  2. Доступность для дошкольников.

Этапы создания экологической тропы МДОУ №118

1. Создание экологической тропы началось с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. Я сфотографировала детский сад, все объекты нашей экологической тропы и необходимые ориентиры, вывела их на фотобумаге и заламинировала.

Объекты экологической тропы:

  • Березовая Аллея
  • Рябиновая аллея
  • Кедр
  • Лиственница
  • Клен ясновидный
  • Тополь
  • Черёмуха
  • Аллея сирени
  • Смородиновый куст
  • Фруктовый сад (вишня, яблоня)
  • Куст шиповника
  • Огород (помидор, фасоль, горох, лук, огурец, капуста, морковка, редиска, свекла, картошка, кабачок, тыква, укроп, петрушка, подсолнух, кукуруза, хрен).
  • Муравейник
  • Мир насекомых (жук, бабочка, божья коровка, гусеница, комар, комар долгоножка, червяк, пчела, шмель, оса, мошка, жук щелкунчик, моль, слепень, клещ)
  • Цветочная клумба (ирисы, бархатцы низкорослые, георгины многолетние, георгины низкорослые однолетние, сальвия, петуния простая и махровая, хризантемы низкорослые, анютины глазки-виолы, партулак). Клумба-цветник в форме бабочки, солнышка и гусеницы выложена мною в 2010 году.

Тропа Здоровья – спортивная площадка

  • Аптечка Айболита (одуванчик, ромашка лекарственная, васильки, мать – и – мачеха, подорожник)
  • Заброшенный луг

Исследовательская (песочница)

  • «Птичий городок»
  • Старый пенёк

Метеоплощадка со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Перечень метеооборудования:

  • Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
  • Термометр — для изменения температуры воздуха.
  • Анемометр — прибор для изменения скорости ветра.

На метеоплощадке также находятся:

  • Флюгер, ветряной рукав — прибор для опеределения направления и силы ветра.
  • Дождеметр — служит ля измерения количества осадков,
  • Растения-барометры, цветочные часы;

2. Приклеила их на лист фанеры в соответствии с их местоположением. Получилась своеобразная карта-схема экологической тропы. Установила её в начале тропы.

3. Выбрала вместе с детьми хранителя экологической тропы – Грибка Боровичка. И установили его в начале экологической тропы. Изготовили его из подручных материалов: туловище из спила дерева, голова из пятилитровой бутылки, окрашенной в желтый цвет. Шляпа из старого тазика, глаза из очков для плавания. Руки из веревок, прикрепленных к дереву степлером для мебели. Кисти рук — перчатки, прикрепленные к веревке. Ноги сделаны из детских туфлей. На нем надеты детские штанишки. Кармашек нашит впереди. Волосы из ниток, прикрепленных степлером к верху сруба степлером. В кармашек кладутся задания для детей, иногда конфеты за помощь. Здесь же находятся необходимые материалы и инструменты для исследования и работы на тропе.

4. Вместе с детьми своей группы мы сочинили девиз и речёвку для нашей экологической тропы.

ДЕВИЗ

«По тропинке мы шагаем А вокруг берёзы, ели,
Громко песенку поем. И рябина под окном.
И узнать мы всё желаем Захотим узнаем сами,
Про природу, что кругом. Что в саду растет кругом.»

РЕЧЁВКА

«Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два.
Это кто шагает в ряд?
Боровичков наших отряд.

Смелые, умелые, на солнце загорелые.
Любим мы играть и прыгать,
Любим петь и танцевать.
А еще и днем, и ночью

Очень дождика мы ждем.
Потому — что мы — Грибочки.
Мы — от дождика растем!»

5. Изготовили эмблемы для детей

6. На каждой точке экологической тропы создали сказочного персонажа, который рассказывает детям об особенностях данного экологического объекта:

  • Лебедь, вырезанный из шины
  • Лягушка, сделанная из колес
  • Садовник Поливайкин из старой лейки
  • Ослик, цапля и жираф из пластиковых бутылок

7. Составила рекомендации по использованию объектов экологической тропы для работы с детьми

8. Составила картотеку:

  • дидактических игр,
  • конспектов занятий
  • настольных игр,
  • демонстрационного материала,
  • настольного театра
  • сюжетно-ролевых игр
  • книг

ВЫВОД

Можно сказать, что экологическая тропа позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, помогает детям изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.

Просмотров: 524
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Ирина Николаевна Ковригина. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Плотникова Любовь Серафимовна. Проект - Создание экологической тропы в детском саду
  • Евгения Зайцева. Паспорт экологической тропы
  • Никифорова Ольга Алексеевна. Паспорт экологической тропы ДОУ
  • Шинкаренко Эдуард. ПАСПОРТ Экологической тропы для старшего дошкольного возраста
  • Колиниченко Анна Валериевна. Конспект НОД «Прохождение экологической тропы осенью»
  • Данилова Е.Ю. Кондрашова О.Ю.. Проект экологической тропы: «Научная станция «Почемучкино» (метеостанция)
  • Буланова И. П., Кузнецова Н.Е.. Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Консультация для воспитателей на тему: «Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников»
  • Дудукина Ирина Геннадьевна. Конспект экологической викторины ко Дню земли в старшей группе на тему: «Всё о природе Земли»
  • Пантелеева Наталья. Воспитание экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи
  • Краснова Наталья Андреевна. «Экологическая интерактивная площадка, как средство развития экологической культуры будущего поколения»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Ладошина Яна Николаевна. Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой
  • Харинова Наталия Александровна. Формирование основ экологической культуры дошкольников «Мир вокруг нас»
  • Козырева Татьяна Владимировна. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
  • Макарычева Юлия Николаевна. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста
  • Шкрунина Елена Борисовна. Статья «Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектно — исследовательской деятельности»
  • Серегина Валентина Сергеевна. «Экологическая сказка – источник формирования экологической культуры»
  • Никитина Оксана Юрьевна. «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
  • Лариса Гурылина. Презентация - Формирование экологической культуры у младших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях ДОУ
  • Василенко Светлана Борисовна. Формирование экологической культуры дошкольников
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Кудрявцева Татьяна. Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у дошкольников»
  • Гульфизя Завдатовна Фасахова. Формирование основ экологической культуры у дошкольников
  • Мироненко Марина Ивановна. Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Шубина Любовь Владимировна. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарных форм детского туризма
  • Потапычева Наталья Геннадиевна. Конспект экологической викторины «Юные знатоки природы»
  • Щукина Наталья Борисовна. Консультация для воспитателей 'Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь