Выполнил Воспитатель подготовительной группы: Балаева С.Н. МБДОУ №17 «Одуванчик»
Тип проекта: информационно – исследовательский, творческий.
Участники проекта – дети, воспитатель, логопед, родители.
Продолжительность проекта – средней продолжительности (февраль-март).
Форма проведения – НОД, досуг, викторины, выставки поделок, конкурс рисунков, консультации.
Актуальность проблемы: Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Одним из таких средств, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность. Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, был разработан проект «Спасем нашу планету от мусора!». Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы и поэтому необходимо помочь детям понять, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека может.
Цель проекта: Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Расширять знания детей о взаимозависимости природы и деятельности человека. Приучать детей к правильному обращению с мусором, сделав акцент на его раздельном сборе.
Задачи проекта:
- Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
- Развивать воображение, умение реализовать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.
- Воспитание эмоционально положительного, бережного отношения к миру природы через различные виды деятельности.
- Формирование активной заинтересованности родителей в экологическом образовании детей.
- Познакомить детей и родителей с правилами раздельного сбора мусора.
Формировать новую культуру и положительное отношение к раздельному сбору мусора как самому эффективному ресурсосберегающему средству
Наш девиз: «Город — наш дом, не мусори в нем!»
Прогнозируемый результат.
Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе и о взаимосвязях в ней, способах сохранения природных богатств.
Готовность детей и родителей участвовать в практических делах по улучшению природной среды.
Осознание детьми и взрослыми значимость социально-экологической проблемы утилизации и переработки мусора, разумного использования упаковочного материала, накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Этапы реализации проекта:
1этап – Организационный.
Введение детей в тему проекта. Привлечение родителей к проектной деятельности. Проведение анкетирования. Сбор необходимого подручного материала для поделок. Подбор художественной литературы.
2 этап –2 этап Реализация проекта. Практический.
Задачи — формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности.
Наблюдения.
Экскурсии по территории детского сада и за его приделами.
Беседы.
Чтение художественной и познавательной литературы по теме.
Просмотр видеосюжетов, презентации по теме.
Дидактические игры.
Образовательная деятельность.
Труд в природе.
Работа по ручному труду.
Викторины, Досуг «Враг природе – это мусор».
Выпуск экологических плакатов. Создание лэпбука по экологии..
3 этап – Заключительный.
Подведение итогов. Фотоотчет.
Мероприятия, проведенные по проекту с родителями.
Просветительская деятельность
Разработка и публикация информационных материалов «Почему бытовые отходы нужно собирать отдельно», «Проблемы твердых бытовых отходов», «Как защитить нашу Землю от мусора».
Проведение – Консультации. Анкетирование «Экологическое образование в семье».
Проведение мастер – класса с ребенком «Чудесное превращение бытовых отходов».
Конкурс — выставка изделий и вторичного сырья «Отходам новая жизнь».
Проведение вместе с воспитателем совместных прогулок и экскурсий. Проведение викторин, досуга.
Конкурс рисунков «Береги планету», «Мой двор».
Экологический праздник и развлечения.
Анкета для родителей.
Сортируете ли вы мусор для утилизации.
Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье.
Каким способом утилизируются отходы.
Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми.
Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы.
Проводите ли вы беседы о вреде бытовых отходов.
Как вы поступаете с отходами после прогулок на природу.
Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле дома.
Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор.
Удовлетворены ли вы утилизацией бытовых отходов в городе.
Ваши предложения.
Мероприятия, проведенные по проекту с детьми.
1 неделя
Понедельник
Познание
Беседа – «Откуда берется и куда девается мусор».
Цель – закрепить знания детей о правилах вывоза мусора, его переработки, формировать желание соблюдать чистоту в городе.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование — Коллективная работа «Сделаем город чище».
Цель – вызвать у ребенка желание выразить свои пожелания по уборке мусора в работе, воспитывать любовь к городу.
Прогулка – Оформление участка для конкурса «Лучший участок» предметами из бросового материала.
Вторник.
Художественно – эстетическое развитие
Аппликация — «Сортировка мусора — разные контейнеры».
Цель – закрепить понятие для чего нужны контейнеры, их значимость.
Прогулка – проведение опыта «Закапывание мусора — что произойдет»
Цель – дать знания детям о свойстве бытовых отходов.
Среда.
Чтение художественной литературы.
Экологические стихи – А. Ерошин «Про рыбалку». Р. Алдонина «Земля дымит». А.Игнатова «Недалекое будущее». А. Сметанин «Благодарность».
Цель – вызвать желание слушать произведения и понимать их смысл.
Четверг.
Социально — коммуникативное развитие.
Беседа «Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети».
Цель — расширить и закрепить представление детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов. Учить использовать различные материалы и правильно группировать мусор по контейнерам.
Пятница.
Художественно — эстетическое развитие.
Ручной труд.
Изготовление кормушек для птиц.
Цель – формировать желание заботиться о птицах.
Прогулка – трудовое воспитание, повесить кормушки «Место для домика».
2 половина дня – изготовление наглядного и дидактического материала для пособия к занятиям по РЭМП «Волшебная ромашка».
2 неделя
Понедельник.
Познание — Целевая прогулка в парк «Помощь обитателям парка и водоема».
Цель – расширить представление о жизни обитателей парка, воспитывать желание оказывать им помощь.
Художественно — эстетическое развитие
Рисование – «Что я видел в парке».
Цель – закреплять умение отражать в рисунке свои впечатления.
Прогулка – Проведение опыта «Закапывание мусора – что произойдет».
Цель – закрепить знания детей о свойстве пластика.
Вторник.
Художественно-эстетическое развитие
Лепка – «Вторая жизнь отходов» — «Красивая ваза» (бросовый материал).
Цель – развивать желание сделать красивую поделку, декорируя ее бросовым материалом.
Среда.
Чтение художественной литературы
Экологические стихи – С. Михалков «Прогулка», М. Крюков «Мусорная фантазия».
2 половина дня – чтение Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки» — «Крылатые помощники».
Цель – закрепление правил поведения в лесу, закрепить понятие «почему птицы друзья людей».
Четверг.
Социально-коммуникативное развитие
Беседа «Вода – источник жизни».
Цель – совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережливое и экономное отношение к воде.
Прогулка – Проведение опыта «Свойства воды, как очистить воду».
Цель – закрепить знания о свойствах воды, ее очистке.
2 половина дня – чтение Т.А. Шорыгина «Вода и ее превращение».
Цель – расширить представление о ценности воды, о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения.
Пятница.
Художественно-эстетическое развитие
Ручной труд – Изготовление дидактического и наглядного материала для пособия к игре «Раздельный сбор мусора».
Цель – вызвать желание у ребенка сделать дидактический материал, понять его значимость.
3неделя
Понедельник.
Познание
Беседа – «Как делают бумагу». Презентация.
Цель – подвести детей к решению собирать бумагу с целью дальнейшей ее переработки.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование
2 половина дня – изготовление поделок из бумаги, свободное творчество.
Вторник.
Художественно-эстетическое развитие.
Аппликация – «Земля наш дом – не мусори в нем» (коллективная работа).
Цель – воспитывать бережное отношение к природе, не загрязнять ее мусорными отходами.
Среда.
Чтение художественной литературы
Сказка «Енот, который живет на облаке» из серии «Мусорный дождь».
Цель – воспитывать желание слушать произведение, понимать его смысл.
2 половина дня – чтение Т.А. Шорыгина «Земля наш общий дом».
Цель – закрепить знания детей о пользе растений на земле.
Четверг.
Социально-коммуникативное развитие.
НОД – «Растения в нашей жизни».
Цель – развивать интерес к миру растений, бережного к нему отношения. Расширять знания детей о флоре нашего края.
Пятница
Художественно-эстетическое развитие.
Ручной труд — «Чудесное превращение бумаги».
Цель – поддержать инициативу детей в создании элементов костюмов из бумаги для конкурса.
2 половина дня – «Дефиле мод».
Цель – создать эмоциональную творческую атмосферу.
4 неделя
Понедельник
Познание
Беседа «Экология моего города – Балашиха».
Цель – уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни человека.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Не загрязняйте город».
Цель – формировать умения прогнозировать последствия своих действий, воспитывать гуманное отношение к природе.
Вторник
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Пчелка на цветке» (бросовый материал) — «вторая жизнь отходов».
Цель – воспитывать бережное отношение к природе, развивать творческое воображение.
Среда
Чтение художественной литературы
Т.А. Шорыгина «Земля наш общий дом».
Цель – закрепление знаний детей о связи живой и неживой природы, что может сделать человек, чтобы сохранить богатство Земли.
Четверг
Социально-коммуникативное развитие
НОД «Новый взгляд на мусор».
Цель – знакомить с принципами сбора и утилизации мусора, формировать умение сортировать мусор.
Пятница
Художественно-эстетическое развитие
Ручной труд «Сова – символ мудрости» (бросовый материал, бумага), коллективная работа.
Цель – вызвать желание создать красивую поделку развивать фантазию.
Итоговое экологическое развлечение
«Враг природы – это мусор».
Цель – формирование у детей экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Формировать навыки практического взаимодействия с мусором – умение сортировать мусор, уменьшать объем мусора.
Прогулка – проверка опыта «Что произошло с мусором, который закопали».
Цель – проверить полученные знания (свойство пластика) на практике.
На протяжении проектной деятельности читать главы из книг «Хранимиры».
Фотоотчет социально – экологического проекта по внедрению системы раздельного сбора мусора и применение бытовых отходов (вторая жизнь).
|