Согласно ФГОС «обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованиям окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия».
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделяют познавательному развитию, где приоритетом является опытническая деятельность. Совершаем с детьми «открытия», узнаем много нового и интересного, казалось бы, в самых простых вещах. В то же время опыты позволяют формировать элементарные представления о свойствах предметов, их значении, дети учатся выявлять существенные признаки веществ, особенности их взаимодействия, устанавливать причинно – следственные связи, развивается наблюдательность, мыслительная деятельность. Прививаются навыки экологически грамотного поведения в быту. Воспитывается бережное отношение к природе.
Скачать конспект
Опыты, знакомящие детей с природой, используются на занятиях в кружковой работе, а также на прогулках и в уголке природы.
Сезон Тема Цель Оборудование Содержание Примечание
Осень Сыпучий песок Показать, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, разного цвета Бумага, лупы, песок, сито Просеять песок через сито, рассмотреть через лупу форму и цвет песчинок Провести беседу на тему: Кому нужен песок для жизни?»
«Сравнение песка с речными камнями» Учить детей сравнивать песок речными камнями Песок, набор камней Дети берут в руки камни, рассматривают их свойства (форму, цвет, твердость), сравнивают с песком, называют отличия и сходство Предложить детям отыскать красивые камни на участке д/с
«Свойства мокрого песка» Учить детей называть свойства мокрого песка Песок, вода, формочки, лоток, штампы Намочить песок водой, сделать из песка различные изделия (сырой песок не слепится, из него легко слепить различные изделия). Оставить следы с помощью штампов (остаются следы, можно узнать, кто ходил) Организовать конкурс на лучшую постройку из песка
«Свойства металла» Показать детей со свойствами металла (сохранение тепла) Несколько монет Взять монету, сжать в руке, и немного подержать, положить на стол; затем сравнить ее с другими монетами (она теплее остальных). Вывод: металл сохраняет тепло Д/з детям: повторить данный опыт дома
Зима «Получаем талую воду» Показать детям, что снег в теплом помещении тает, из него образуется талая вода, она содержит мусор, грязь Снег, стаканчик Принести в группу снег, поместить его в прозрачный стакан, наблюдать как снег будет таять, отметить что при таянии снега образуется талая вода (она грязная) Загадать детям загадки о снеге; предложить самостоятельно придумать загадки о воде
«Лед-твердая вода» Закрепить знания детей о свойстве льда, учить детей делать вывод Сосульки, прозрачная посуда Принести сосульки, поместить каждую в прозрачную посуду, обратить внимание детей на то, что разные кусочки льда, растают в разные промежутки времени. Сделать вывод, что лед-это тоже вода Организовать наблюдение на прогулке за сосульками, напомнить о правилах безопасности в зимний период, изготовить разноцветную гирлянду из льдинок, украсить на прогулке елочку
«Лед легче воды» Расширить знания детей о свойствах льда и воды, дать понять, что лед легче воды Стакан с водой, кусочек льда Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растет, но вода не перельется через край. Вывод: вода в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее Предложить детям придумать сказку о воде, нарисовать рисунок
«Пар — это тоже вода» Познакомить детей с парообразным состоянием воды Термос с кипятком, зеркальце Взять термос, открыть его, поместить над паром зеркальце, на нем выступят капельки воды. Вывод: пар – это тоже вода Где можно встретить пар в окружающей обстановке. Демонстрация, опыт
Весна «Ветер» Показать детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение Веера (для каждого ребенка) Предложить детям обмахивать лицо веером, что почувствовали? Воздух начинает двигаться. Вывод: ветер – это движение воздуха Пронаблюдать за ветром во время прогулки, определить его силу
«Воздух невидим» Показать, рассказать детям, что не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха Ароматизированные салфетки, корки апельсина Взять ароматизированные салфетки, корки апельсина и предложить детям почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении Придумать загадки о воздухе
«Вода нужна всем» Развивать в детях наблюдательность – умение замечать изменения в росте семян, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся, правильно отображать наблюдения в рисунке 2 горошины, 2 блюдца, вата Показать детям 2 горошины, предложить положить одну горошину на блюдце намоченную вату и поддерживать ее во влажном состоянии; вторую горошину поместить на другое блюдце в сухую вату и не смачивать ее совсем, поставить блюдца на подоконник, наблюдать у какой из горошин появиться росточек, а у какой нет. Вывод: расточек появился там, где была всегда вода для развития растения нужна вода Зарисовать в дневнике наблюдения развитие горошин
Лето «Сравнение свойств дерева и металла». Учить детей сравнивать дерево с металлом, закрепить умение детей рассуждать, делать вывод Деревянные бруски, металлические пластины, ведро с водой, лупа Дети рассматривают через лупу деревянные бруски, металлические пластины, провести опыт «тонет – не тонет» Организовать постройку города из деревянного конструктора
«Вода не имеет формы» Расширить знакомство детей о свойствах воды, развивать умение анализировать Стаканчик, графин, ваза, поднос, вода Налить воду в емкости и на поднос. Вода примет форму того предмета, в котором находится. Вывод: у воды нет формы Игры с водой на свежем воздухе
«Растения пьют воду» Закрепить знания детей о том, что вода необходима растениям для роста, развития Букет цветов, ваза с подкрашенной водой Поставить букет в вазу с подкрашенной водой; через некоторое время стели цветов также окрасятся. Вывод: растения «пьют» воду Предложить детям полить цветы на клумбе
Список литературы:
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет». Воронеж. ТЦ «Учитель», 2004 г.
- «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Старшая группа» Под общей редакцией Л. Л. Тимофеевой. М.: «Центр педагогического образования», 2013 г.
- «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
|