Введение
1. Пояснительная записка к рабочей программе по исследовательской деятельности «Я познаю мир»
1. 1. Цели программы
1. 2. Основные задачи программы
1. 3. Задачи реализуются
- 4. Программа включает в себя
- Методические рекомендации по использованию игр поисковой деятельности детей
- 1. Рекомендации для родителей по организации игр с песком (основные принципы игр на песке, что нужно для игр в песок.)
- 2. Рекомендуемые игры
- Общее содержание и задачи:
- 1 Задачи экспериментально – исследовательской деятельности для детей
- Перспективное планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности
- Литература
Пояснительная записка к рабочей программе по исследовательской деятельности «Я ПОЗНАЮ МИР».
Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, педагоги обратили внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребёнка. Именно в этом возрасте познавательная активность выражается в поисковой и исследовательской деятельности, которая направлена на «открытие» нового и которая развивает продуктивные формы мышления. Как подчёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана актуальность внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ. Воспитателями делается всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Ребёнок выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувства удовлетворения от проделанной работы.
Цели программы:
- Развитие у детей познавательной активности через поисковую деятельность.
- Обогащение знаний детей об окружающем мире.
- Усвоение ребёнком представлений о взаимосвязи природы и человека.
- Развитие личности ребёнка.
Основные задачи программы:
- Формирование у детей диалектического мышления.
- Расширение перспективного развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Эти задачи реализуются:
- Занятия по ознакомлению с окружающим через поисковую деятельность.
- Наблюдения.
- Эксперименты.
- Беседы.
- Игры.
Авторская программа включает в себя:
- Пояснительную записку.
- Методические рекомендации по использованию игр в поисковой деятельности детей.
- Задачи по старшим возрастным группам.
- Перспективный план
- Рекомендации для родителей по организации игр с песком
- Список предлагаемой литературы.
Методические рекомендации по использованию игр в поисковой деятельности детей.
Практика показала, что для работы по этой программе необходимо:
- наличие уголка для детского экспериментирования, для самостоятельной и свободной деятельности и индивидуальных занятий.
- демонстрационное лабораторное оборудование.
- дидактический материал, игры, направленные на развитие поисковой деятельности.
Для организации игр и проведения опытов целесообразно иметь:
- приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, компас, песочные часы, магниты.
- разнообразные сосуды из различных материалов (стекло, метал, пластмасса) разного объёма и формы.
- природный материал: камешки, земля, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена и т. д.
- бросовый материал: проволока, пробки и т. д.
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди и т. д.
- разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная и т. д.
- красители: пищевые и непищевые (гуашь и акварельные краски).
- медицинские материалы: микроскоп, пипетки, колбы, шприцы, мерные стаканы и ложки, резиновые груши, деревянные палочки.
- прочие материалы: зеркала, мыльные и воздушные шары, цветные и прозрачные стеклышки, сито, восковые свечи, наборы игрушек для воды и песка и д. р.
Дополнительное оборудование:
- детские халаты, клеёнчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
- дневник наблюдений и экспериментов, в котором ставится дата эксперимента, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем.
Рекомендации по организации игр с песком. Принцип «песочной терапии» был предложен ещё Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, психологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию и взаимодействие с ним очищает энергетику. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Основные принципы игр на песке.
- Создать среду, в которой ребёнок будет чувствовать себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
- Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
Что нужно для игры в песок?
Практика показала, что наиболее приемлемо использовать в работе пластмассовую ёмкость размером 60см -45см. Такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия. Песок должен быть чистым и просеянным. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Рекомендуется песок закрывать крышкой от пыли и загрязнения. Раз в месяц необходимо проводить обработку песка. Для игр с песком необходимо иметь разнообразную «коллекцию» миниатюрных фигурок (киндеры, зверюшки, песочные наборы, воронки и т. д.), которые обрабатываются согласно санпину и хранятся в специальных отведённых доступных местах. Для разнообразия игр можно изготовить плоскостные фигурки домов, построек, животных, растений, сказочных персонажей и т.д. Естественные предметы: ракушки, веточки, камни и т.д. Словом, всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции».
Теперь, у Вас есть всё, чтобы отправиться вместе с ребёнком в увлекательный мир путешествия, где увидите творческий полёт его фантазии. Окружающий мир многогранен и удивителен. Именно на песке мы можем создать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом, не только воображать, представлять, фантазировать, но и реально создавать и проживать. Например:
- используя фигурки доисторических животных и людей, мы знакомим ребёнка с жизнью Древней Земли.
- выкладывая в песке красивые ракушки, фигурки морских жителей мы отправляемся в подводный мир.
- фигурки трансформеров, космонавтов помогут нам побывать на др. планетах.
- фигурки животных, насекомых, транспорта, деревьев, озёра, поля, реки и т.д. помогут нам знакомиться с окружающим миром.
- экзотические деревья и животные помогут нам узнать как живут люди и животные в разных уголках планеты.
Игрового материала должно быть в достаточном количестве.
Рекомендуемые игры:
«Чьи следы?», «Каменная дорожка», «Спрячь игрушку».
«Угадай на ощупь», «Нарисуй узор», «Подземный город»,
«Песочный замок», «Секретики», «Полёт на луну», «Озеро в песке», «Посади дерево», «Подарок для друзей», «Песочные гонки»,
«Подводный мир», «Путешествие в пустыню».
Общее содержание и задачи
Задачи экспериментально-исследовательской деятельности для детей старших групп.
- Воспитывать у детей экологическую культуру, через познание окружающего мира. Способствовать воспитанию самостоятельности, эстетического вкуса и коммуникативных навыков.
- Способствовать развитию творческого начала ребёнка. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, делать выводы.
- Через эксперименты и опыты дать детям элементарное представления о явлениях природы: суточный цикл оборота Земли вокруг своей оси, процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха, образование радуги
Познакомить детей с проявлением статического электричества, с различными видами ткани, бумаги, стекла.
- Учить понимать детей значение воздуха, воды и света в жизни человека и растений.
- Воспитывать в детях любовь к природе, доброе отношение к окружающему миру, через исследовательскую деятельность
- Развивать в детях мыслительные операции: выделять и ставить проблему, выдвигать гипотезы, разрешать проблемные ситуации, делать выводы на основе наблюдений, делать обобщения.
- Познакомить детей с функционированием организма человека, с материалами и их свойствами, с преобразованием предметов. Познакомить с многообразием живых организмов и приспособлением к окружающей среде.
Октябрь
1. Тема: Воздух
,,Сколько весит воздух?
Цель: Знакомство со свойствами воздуха. Выявить с детьми, что воздух имеет вес.
2. Тема: Воздух
,,Подводная лодка №1 из винограда»
Цель: Выявить, что воздух легче воды, он имеет силу и вытесняет воду. Воздух помогает поднимать предметы со дна и превращает их в плавучие.
3. Тема: Воздух
,,Подводная лодка №2 из яйца»
Цель: Определить с детьми, по какому принципу плавает подводная лодка. Знакомство со свойствами соленой и пресной воды.
4. Тема: Вода
,,Делаем облако»
Цель: Выявить с детьми процесс формирование облаков, при охлаждении теплого воздуха. Выявить откуда же берется дождь.
Ноябрь
1. Тема: Воздух
«Ветер, ветер — ты могуч» (игра- соревнование)
Цель: Выявить, что воздух имеет разную силу и с помощью этой силы двигает различные предметы.
2. Тема: Бумага
«Цветы лотоса» (опыты с бумагой и водой)
Цель: Знакомство со свойствами бумаги.
3. Тема: Ткань
«Волшебная куртка» (опыты с тканью)
Цель: Знакомство со свойствами и видами тканей.
4. Тема: Воздух
«Раздувайся пузырь» Игровое экспериментальное занятие с мыльными пузырями.
Цель: Выявить с детьми, что в каждом мыльном пузыре внутри находится воздух и как он туда попадает.
Декабрь
1. Тема: Вода
«Чем пахнет вода и какого она цвета»
Цель: Выявить с детьми, что вода впитывает запах того предмета, который в неё положили.
2. Тема: Вода
«Хитрый карандаш»
Цель: Выявить с детьми, как вода может искажать предметы.
3. Тема: Вещества. Латэ. Рисование на молоке.
«Распустились цветы на молоке»
Цель: Выявить с детьми, как происходит взаимодействие двух веществ и как можно ими управлять.
4. Тема: Вода
«Мне мало места»
Цель: Обнаружить с детьми, как вода при охлаждении расширяется, меняет форму.
5. Тема: Вещества
«Письмо Деду Морозу»
Цель: Выявить, как с помощью молока можно создать секретное письмо и как при нагревании письмо проявляется.
Январь
1. Тема: Воздух
«Бывает ли воздуху холодно?
Цель: обнаружить, что воздух при охлаждении сужается и занимает меньший объем.
2. Тема: Воздух
«Танцующая монетка»
Цель: Обнаружить с детьми, что воздух при нагревании расширяется и может управлять легкими по весу предметами.
3. Тема: Центр тяжести
«Почему не падают падающие башни»
Цель: Познакомить детей с понятием центр тяжести
4. Тема: Центр тяжести
Я — фокусник»
Цель: Выяснить с детьми, для чего нужен центр тяжести и как он действует.
Февраль
1. Тема: Магнитные силы. «Мы — волшебники»
Цель: выявить материалы, взаимодействующие с магнитами. Выявить свойства магнита: прохождение магнетических сил через различные материалы и вещества.
2. Тема: Магнитные силы.
«Живая скрепка»
Цель: Определить способность металлических предметов намагничиваться.
3. Тема: Магнитные силы.
«Парусная Регата» /игра- развлечение/
Цель: Выявить свойства магнита: притягивание магнетических предметов, умение управлять ими, действовать через преграду.
4. Тема: Магнитные силы.
«Горнолыжник» /игра-развлечение/
Цель: Объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картины.
Март.
1. Тема: Вещества. Нетрадиционное рисование
«Подарок для мамы»
Цель: Выявить, как можно рисовать на ткани с помощью лепестков цветов.
2. Тема: Вещества. Нетрадиционное рисование на молоке. Латэ.
«Распустились цветы»
Цель: Выявить с детьми, как происходит взаимодействие двух веществ и как можно ими управлять.
3. Тема: Галактика
«Где ночует солнышко?
Цель: Выяснить с детьми, что Земля вращается вокруг своей оси, за 24 часа, и это время называется сутками. Выявить, как день и ночь сменяют друг друга.
4. Тема: Вещества.
«Куда делся сахар, когда я размешал его ложечкой…»
Цель: Выявить с детьми реакцию различных веществ, которые часто встречаются в быту.
5. Тема: Тень
«Почему тень перемещается или «Солнечные часы»»
Цель: Выявить с детьми, что такое тень и как она зависит от источника света. Что размер тени зависит от расстояния между источником света и объектом.
Апрель.
1. Тема: Тень. «Рисуем теневой портрет»
Цель: Выявить с детьми, что тени повторяют контур разных предметов и тела человека в том числе
2. Тема: Вещества
«На что похож мой остров?» /Игра-развлечение/
Цель: Познакомить детей со свойствами воска. Выяснить, как воск взаимодействует с водой. Развивать воображение.
3. Тема: Вещества
«Выращиваем кристалл»
Цель: Провести с детьми исследования по выращиванию кристалла из поваренной соли. Выявить, как соль кристаллизуется, в домашних условиях
*
4. Тема: Свет.
«Солнечный зайчик»
Цель: Выявить с детьми, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно.
5. «Играем в сыщиков»
Цель: Выявить, что у каждого человека на пальчиках есть свой рисунок – «отпечаток» и он не повторяется и по этому отпечатку можно разыскать человека.
Май
1. Тема: Статическое электричество
«Умный шарик»
Цель: Выявить с детьми, причину образования статического электричества. Выявить, какие вещества электризуются.
2. Тема: Статическое электричество
«Танцующая фольга»
Цель: Выявить, как с помощью статического электричества, можно управлять предметами.
3. Тема: Статическое электричество»
«Гибкая вода»
Цель: Выявить с детьми, как статическое электричество может менять траекторию струи воды.
4. Тема: Звук.
«Спичечный телефон»
Цель: Знакомство детей с понятием «звуковые волны»
5. Тема. Вода.
«Комната смеха» /развлечение/
Цель: Выявить, как с помощью воды и зеркала можно создавать смешные образы и искажать предметы.
|