Влияние театрализованной игры на словесное творчество дошкольников
Г.Новосибирск МКДОУ № 508 «Фея» Воспитатель: Безъязыкова Анна Валерьевна
Огромная роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Творческим играм детей посвящены труды многих ученных. В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх.
Ценность творчества детей очевидна, т.к. ребёнок выявляет своё понимание окружающего, своё отношение к нему и помогает раскрыть его внутренний мир, особенности представлений, интересов. В своём творчестве ребенок открывает для себя, а для окружающих, новое о себе.
Проблема развития речевого творчества детей, является актуальной на протяжении многих лет. У детей дошкольного и младшего школьного возраста не всегда развита способность правильно воспринимать художественную информацию, выражать словесно свои чувства и эмоции, описывать художественный образ. В данный возрастной период происходит активное становление таких психических процессов как мышление, воображение, речь, память, восприятие, поэтому необходимо уделять больше внимание развитию речевого творчества. Недостаток жизненного опыта и ограниченность словарного запаса не позволяет детям адекватно выражать словами те чувства и эмоции, которые они испытывают при восприятии окружающего мира и художественного образа.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей, они являются неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к художественным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.
В настоящее время учёными рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Н. Ф. Сорокина и Л. Г. Миланович, Э. Г. Чурилова, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности (А. И. Буренина, предложена методика работы (Т. Н. Доронова, Э. Г. Чурилова, выявлены особенности проведения театрализованных занятий (Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова, М. Д. Маханева, разработаны пособия, сценарии, конспекты занятий. Можно утверждать, что имеется достаточный для систематизации объём знаний, материалов в области детской театрализованной деятельности.
Театрализованная игра, это особый вид творческой игры, содержание которой составляет проигрывание детьми литературных произведений. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует слова, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на театрализованные игры, игры с настольным театром, фланеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками, бибабо.
Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.). Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.
Изучение данной темы я начала с обработки методической литературы, поиска интересных форм совместной деятельности с детьми и родителями и составления поэтапно – творческого плана работы над темой «Влияние театрализованной игры на словесное творчество дошкольников»
В группе мы создали «Театрализованный уголок», в котором поместили различные виды театров (пальчиковый, театр из ложек, настольный, кукольный, костюмы, шапочки, маски, ширма, настольно – печатные игры по сказкам. В родительском уголке были оформлены тематические стенды «Воспитание дружеских отношений в игре», «Развитие у детей навыков сценического искусства», «Игровая деятельность детей»
В процессе театрализованной деятельности у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. У детей появилось желание придумать и показать сказку, историю, сочинить танец и т. д.
Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Литература
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
- Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
- Любина Г. О формах и организации работы по развитию речи. // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 11. — С. 49.
- Маканева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М., Сфера, 2002.
- Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников. // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 11. — С.6-14.
|