Макарова Наталья Валерьевна. Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Игры, развивающие воображение, фантазию и словесное творчество»

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Игры, развивающие воображение, фантазию и словесное творчество»  (к циклу «Воспитатель — творческая профессия»)

  Основным качеством педагога «творческой личности» должна быть постоянная готовность к игре и умение превращать  в игру самое скучное и серьезное занятие. В дошкольном возрасте игра является основным средством общения, обучения, познания и формирования характера и личности ребенка. Именно поэтому нужно быть готовым к участию в игре и уметь ее организовать. Вашему вниманию предлагаются игры, игровые техники, позволяющие развить у дошкольников воображение и фантазию.

 Использование в работе игровой техники «превращения» детей

 Дети живут в мире образов и очень любят разные превращения. Часто сами, без участия взрослых, становятся персонажами сказок и мультфильмов. В зависимости от того, какой вам нужен результат, вы можете вместе с «помощником» совершать различные «превращения».

    Например, если вам нужно создать тишину, можно «превратить» детей в рыбок, бабочек, цветы, камни,  в умных девочек и мальчиков, художников, артистов, либо ученых и т.п. Вы можете вместе с детьми придумать для этого специальные слова-заклинания для подобного «превращения», лучше всего если они будут зарифмованы, чтобы легче произноситься.

  Если же необходимо ускорить наведение порядка или сборы на прогулку, можно ввести соревновательный момент: кто быстрее, лучше, точнее, аккуратнее уложит игрушки, наденет одежду и т.п.

Игровая техника «Настройки» или «Волшебная палочка»

   Еще один способ настроить ребят на нужный лад — начать занятие с определенного звука, мелодии, стихотворения. Поэтому имейте среди учебных средств и материалов звонкий колокольчик, дудочку, будильник, «волшебную палочку» и другие предметы для создания нужной вам атмосферы и настроения.

  Творческий подход к работе предполагает постоянный поиск новой формы, новых материалов, новой методики.

Игры в «словотворчество»

  Цель: расширить лексический запас,  обогатить речь детей, развить  наблюдательность, помочь  научиться выражать свои чувства.

 Такая игра может длиться 10-15 минут до и после занятия, либо вместо него, потому что сама по себе интересна и способствует развитию детей.

  Например, у вас в руках лимон. Как может называться сказочная страна, где живут лимоны? Лимония? Лимонландия? Соединенные штаты Лимонов? Лимоностан? А как называются ее жители? Лимончане, лимонцы, лимоняне? Пусть дети помогут вам в этом разобраться.

  Попробуйте провести такую игру: все дети берут по игрушке, которая им нравиться, а потом пытаются объяснить, что в этой игрушке их особенно привлекает. Например, то, что она большая или маленькая, мягкая или твердая, крепкая или нежная, яркая, красивая, интересная, необычная, новая, старая, любимая, добрая, страшная, смешная, веселая, говорящая, двигающаяся, поющая и т.п.

  Такие игры можно проводить и в помещении, и на прогулке. Предметов для сравнения и определения по признакам вокруг множество.  

   Игра «Королевский бутерброд», она помогает собрать внимание детей, увеличивает запас активных слов, используемых в речи, и укрепляет память, обогащаются знания окружающей среды, вкусовые ассоциации, цветовые характеристики предметов. С «помощником» начинаем делать «бутерброд». Сначала берем кусочек хлеба, затем каждый ребенок поочередно кладет на него что-либо съедобное. Желательно, чтобы дети сидели в кругу на ковре или на стульях. Повторять продукты нельзя, педагогу на первых порах приходится подсказывать детям составляющие «бутерброда». Когда круг завершится, «помощник» «съедает» бутерброд и начинается веселая часть игры: все вспоминают, что же попало в живот «помощнику». Возникает огромное количество вариантов проведения игры. Можно усложнить задание: детям постарше называть продукты в прямом или обратном порядке их появления на «бутерброде». Можно отдельно указать овощи, мясные и молочные  продукты, зелень, соусы и т.д. Все зависит от вашей фантазии, которая, кстати, является обязательной составляющей «творческой личности».

Игровая техника «Тренировка фантазии»

  Игра может начаться в любой момент и с помощью любого предмета, для этого нужно знать как ее организовать и на чем построить.

  Потренируйте свою фантазию. Что можно сделать, например, с помощью упавшего на пол  со стола карандаша? Попробуем придумать варианты:

карандаш потерял своих друзей другого цвета;

карандаш не хочет рисовать «каляки-маляки», ему жаль свой замечательный стержень, созданный для прекрасных рисунков;

карандаш вспомнил, как он раньше был большим деревом и хочет об этом рассказать;

карандаш придумал веселую историю и хочет ее рассказать, изображая персонажей на картинках;

карандаш мечтает превратиться в волшебную палочку, но боится, вдруг не получится, и ждет помощи от ребят.

 А теперь попробуем выбрать характер игры на придуманные темы:

поиски друзей-карандашей;

можно достать остальные карандаши, раздать их детям и вспомнить названия предметов такого цвета;

можно отправиться в далекое путешествие в разноцветные страны и путешествовать целую неделю, ежедневно осваивая какой-либо цвет. Это могут быть страны разных предметов, фруктов, цветов, птиц, насекомых, рыб и т.д.

  Принять решение в данном случае поможет находчивость. Самое главное — нужно принять решение и довести игру до конца, не бросая на полпути.

  Включение в занятие элементов театрализации

  Больше всего дети любят элементы театрализации. Для проведения занятия всегда пригодятся куклы-перчатки или пальчиковый театр. Какой бы материал вы не объясняли, можно использовать прием ведения диалога с игрушкой. Если некоторые дети никак не могут понять суть задания, помогает такой прием: вы как бы объясняете игрушке, что нужно сделать. А потом спрашиваете у нее, все ли понятно. Игрушка «отвечает» неправильно или честно признается, что ничего не поняла. Тогда можно попросить кого-либо из детей объяснить непонятливой игрушке, что требуется сделать.

Игровая техника «Элемент неожиданности»

  Порой навести тишину в группе и начать занятие бывает непросто. Поможет элемент неожиданности.

  Подумайте, чего дети не ждут от вас в данный момент? Можно пропеть первую фразу начала занятия вместо того, чтобы требовать тишины. Можно позвонить в колокольчик, засвистеть в свисток, дудочку, включить говорящую игрушку, начать надувать воздушный шар, взять за руку самого расшалившегося малыша и попросить его помочь делать какое-либо действие вместе с вами. Поверьте, все остальные не останутся  равнодушными.

    Очень хорошо помогает собрать внимание группы и,  кроме того, развивает голос, дыхание, снимает застенчивость у слишком тихо говорящих детей следующий прием:

«зажимаем» в кулачок гласную «а», затем «бросаем» ее — а-а-а-а;

«зажимаем» в кулачок гласную «о», затем «бросаем» ее — о-о-о-о;

повторяем действие с другими гласными: «э», «у», «ы»;

затем «сматываем» в клубочек гласную «и» - и-и-и-и-и-и-и-и, пока хватит дыхания.

 

Игра для тренировки правильного произнесения проблемных звуков «Мой автомобиль»

  Дети встают в большой круг, педагог делает упражнения вместе с ними. Все действия выполняются с произнесением звуков.

  Сначала «проверяем» колеса машины: «бум-бум».

  Попеременно левой и правой ногой нажимаем на «педаль насоса»: накачиваем шину, произнося звук «с» на каждое нажатие педали.

Затем «цокаем» языком, проверяя хорошо ли накачаны шины и выпускаем «лишний» воздух со звуком «ш-ш-ш-ш-ш».

  Затем «наливаем» бензин в бак со звуками «буль-буль-буль» и «закручиваем» крышку бака со звуками «вжик-вжик». Настало время проверить «мотор». Нужно «повернуть ключ» - «чик-чик». Мотор начал работать: «д-д-д-д», потом - «ббр-бр-бр», потом «ж-ж-ж-ж» и «з-з-з-з». Наконец, мотор заработал в полную силу - «р-р-р-р», можно ехать в путешествие — на выполнение задания, к которому мы приготовились.

  Начиная самостоятельную работу с детьми, полезно записывать наиболее удачные игры, занятия, отдельные слова и приемы ведения игры. Со временем можно утратить то, что удалось найти кропотливым трудом. Вам будут благодарны родители, видя, с каким нетерпением собираются в «садик» их дети, чтобы, играя с вами, познавать мир.

Литература:

Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. М., 2005.

Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. 50 упражнений с музыкальным сопровождением. М., 2002.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. СПб., 1997.

Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб., 2005.

Просмотров: 576
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Редактор. Можно ли развить чувство юмора?
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект НОД в средней группе «Кого можно назвать другом».
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Редактор. Как можно украсить пасхальные яйца
  • Коннова Наталья Борисовна. Тема: « Урок -суд над наркоманией» /при изучении социальных норм и отклоняющего поведения можно провести подобные уроки в 8-10 классах/
  • Дунаева Клавдия Павловна. Конспект открытого познавательного занятия на тему: «Частицу города нашего разве можно, друзья, не любить» во второй младшей группе
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Гюзаль Равиловна Якупова. Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевого направления «Чем можно порадовать маму?»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Ладутько Виктория Викторовна. Сценарий квест-игры с родителями «Играем, как дети!»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Батищева Елена Ярославовна. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Сколько раз нужно делать добрые дела?»
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Марина Мартьянова. Бинарное занятие в старшей группе: 'ПО-РАЗНОМУ ЗОВУТСЯ ДЕТИ' (занятие по правовому воспитанию для детей 5-6 лет)
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь