Театрализованная деятельность в средней группе — путешествие в мир творчества
Автор:
Кузяшина Светлана Петровна МАДОУ Детский сад № 39 «Ромашка» г.Видное Московской обл.
Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Театр для детей — это сказочная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло.
Театрализованная деятельность способствует развитию эмоциональной сферы дошкольника, учит его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении включается в общий образовательный процесс, осуществляясь во время организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т.д.); образовательную деятельность, которая осуществляется в процессе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.
Время организации и проведения театрализованной деятельности не регламентировано. Есть возможность интегрировать ее с другими видами деятельности (музыкальные занятия, работа по развитию речи, в процессе чтения художественных произведений и рассматривания сюжетных картинок и т.д.) Также она может быть запланирована в отдельные часы в форме кружка.
Педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того чтобы это восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами театрализованной деятельности.
Виды театрализованной деятельности:
Общеразвивающие игры способствуют развитию у детей умения ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. В процессе такого вида деятельности развивается способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, совершенствуется память (необходимо запоминать слова героев спектаклей), развивается зрительное и слуховое внимание, наблюдательность. Главной задачей специальных театральных игр развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству.
Ритмопластика. В процессе работы по данному направлению у дошкольников развиваются двигательные способности (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость), пластическая выразительность (ритмичность, музыкальность, быстрота реакции, координация движений), воображение (способность к пластической импровизации). Ритмопластические упражнения не дублируют задачи музыкально-ритмического направления в рамках музыкальных занятий, они, прежде всего, развивают гибкость и умение владеть своим телом.
Культура и техника речи. Упражнения и игры из этого раздела способствуют формированию четкого произношения (дыхания, артикуляции, дикции, орфоэпии), развитию умения точно и выразительно передавать мысль автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), развитию воображения, расширению словарного запаса, делают речь ярче и образнее.
Основы театральной культуры. Это направление театрализованной деятельности способствуют формированию у детей представления о театральном искусстве, знакомит их с основными понятиями и терминологией театральных постановок.
Работа над спектаклем. Работа по данному направлению направлена на непосредственное создание театрализованных постановок с детьми. При этом дети знакомятся со всеми этапами создания спектакля, принимая активное участие не только в создании постановки, но и в подготовке к театрализованному действию.
Виды театра в дошкольном учреждении:
- Театр картинок, театр на фланелеграфе и настольный театр. Наиболее простой в изготовлении и показе. Показывать этот вид театра просто потому, что все действие происходит на специальной плоскостной доске, покрытой фланелью. В настольном театре сценой служит стол. Целью подобного вида театра является разнообразить игровую деятельность в группе детского сада. Всех героев дети также могут вырезать самостоятельно из бумаги или картона.
- Театр игрушек – все объемное. Для этой формы театрализованной деятельно подойдут любые объемные игрушки (магазинные, сделанные своими руками). Целью является совершенствование умения передавать эмоциональное состояние героев приёмами кукловождения.
- Пальчиковый театра. Представляет собой сшитые маленькие мешочки, которые одеваются на пальцы. С помощью такого театра развивается мелкая моторика, совершенствуется жестикуляция.
- Театр рукавичек – детские рукавички и перчатки. Такие атрибуты театрализации не перегружаются реальными деталями. Их цель – способствовать формированию умения кукловождения, самостоятельному придумыванию движений, создающие образ.
- «Би-ба-бо» – этот театр представляет собой набор кукол, которые одеваются на руку (указательный палец управляет головой куклы, остальные пальцы руками). Театральная деятельность с помощью «Би-ба-бо» закрепляет навыки кукловождения «живой рукой», обогащает словарь дошкольников, способствует вырабатыванию чёткой и правильной дикции.
- Театра теней организуется с помощью вырезанных из картона или фанеры силуэтов фигурок, которые покрывают темной краской. Этот театр способствует развитию фантазии дошкольников, учит коллективно и согласованно взаимодействовать друг с другом, проявлять при этом свою индивидуальность.
Полезным будут плановые посещения театров, театральных касс в виде экскурсий: это разовьёт у ребёнка интерес к театральной деятельности в целом. У детей дошкольного возраста в процессе знакомства с театром формируются представления о театральных профессиях. Когда спектакль готовится к постановке, все дети задействуются в этом процессе.
Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду – это возможность не только раскрытия творческого потенциала ребенка, но средство всестороннего воспитания личности дошкольника. Полноценное участие детей в театрализованной деятельности требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов, а также использовать разнообразные изобразительные средства, такие, как мимика, жесты, выразительная по лексике и интонации речь и др.
|