Часть 5. Психологический портрет травмированной личности

Психологические особенности человека после переживания психической травмы зависят от совокупности нескольких критериев:

  • вид травмирующей ситуации и сила её воздействия на человека;
  • длительность травмирующей ситуации;
  • пол, возраст, психофизиологическая конституция и индивидуальные особенности;
  • возраст и психическое состояние на момент произошедшего события, степень предыдущей травмированности и наличие или отсутствие неблагоприятных условий формирования личности до произошедшего;
  • окружение человека, наличие истинных эмоциональных связей с близкими людьми и их способность к помощи и поддержке;
  • обращение к психотерапии до или после травмы;
  • общая социально-экономическая обстановка в стране, оказывающая влияние на способность к восстановлению веры в себя и свое будущее.

Различаются последствия травмы от внешнего события и кумулятивной травмы, полученной в детстве, прежде всего тем, что детская травма, как правило, относится к разряду хронических и формирующих личность под ее воздействием. Т.е. последствия такой травмы могут быть гораздо более патогенными и глубокими, формирующими характер. В то же время, травмы, полученные во взрослом возрасте, также могут вносить личностные изменения. Психологические последствия травмы всегда строго индивидуальны. Однако можно определить некие общие черты, которые в той или иной степени могут быть присущи травмированным людям.

Основное проявление травмированной личности - это нарушения в эмоциональной сфере. Как правило, из-за подавления чувств боли, страха, отчаяния и других негативных эмоций, возникающих как реакция на травмирующее событие, человек теряет контакт со своими эмоциями и истинными потребностями. Аффективная сфера истощается и человек становится неспособен ощущать какие либо эмоции, как отрицательные, так и положительные. Для детской травмы в таком случае может быть характерно формирование ложного «Я», когда личность выстраивается вокруг разного вида психических защит, которые являются доминирующими при формировании психики. Эмоциональная «замороженность» проявляется не только к своим чувствам и потребностям, но и к чувствам других - утрачивается способность к эмпатии.

Непроработанные травматические ситуации проецируются на все личные контакты человека и составляют их эмоциональный фон. У людей, переживших злоупотребление в детстве – теряется способность верить в надежность и стабильность отношений. Возникают сложности в установлении близких эмоциональных контактов, попытки выстроить взаимоотношения могут оборачиваться постоянными разочарованиями (в партнере или в себе), возвращая к уже знакомому ощущению бессилия. В некоторых случаях травмированная личность будет проявлять равнодушие к объекту, который постепенно начинает становится важным для него. Для травмированного человека оказывается невозможным выдерживать постепенное нарастание глубокой личной вовлеченности и заботы о другом, т.к. у него отсутствуют внутренние инвестиции, которые необходимо вкладывать для установления глубокой эмоциональной привязанности.

В близких отношениях прослеживаются конфликтные ситуации разной степени интенсивности и длительности, человек ощущает бессилие разрешить их. В зависимости от склада характера и индивидуальной истории, кто-то переживает проблемные моменты в отношениях через тревожность и склонность к созависимости от партнера, стремление контролировать его, другие – через проявление отчужденности, холодности, склонности к интеллектуальному анализу в ущерб выражению эмоций.

Пережившим травму свойственно избегающее поведение, выражающееся в попытках предвосхищения повторения травмирующих событий. Для одних это будет избегание ситуаций, мест, мыслей, чувств, разговоров и т.п., а для других избегание установления близких эмоциональных контактов и предупреждение у себя чувства вины в связи с ощущением переполненности ею. Такой мотив связан с пережитыми чувствами беспомощности, бессилия и невозможностью отреагирования во время психотравмирующей ситуации, а также с сохранившимся чувством вины после пережитого.

У травмированных людей могут неосознанно вырабатываться особенности коммуникации:

  1. Предпочтение к критике вместо одобрения. Если человеку кажется, что кто-то действует неправильно с точки зрения выживания, он критикует его действия, проявляя, таким образом, заботу о нём. Т.к. неправильное поведение, как ему бессознательно кажется (под влиянием формирования личности в экстремальных условиях), может привести к гибели или другим катастрофичным последствиям. В то же время, если другой ведет себя правильно (с точки зрения травмированной личности), т.е. таким способом, чтобы выжить или не получить других серьезных последствий, то он считает, что потребность в коммуникации отсутствует. Такой стиль поведения характерен для экстремальных ситуаций: высказываться, когда что-то не так, и молчать, когда всё в порядке.
  2. Сокрытие информации от собеседника. Такая привычка формируется в условиях, когда говорить ясно и правдиво было опасно. Человек с психической травмой может давать расплывчатые и неясные ответы на прямо поставленные вопросы, зачастую делая это бессознательно. Систематические уклонения от прямого ответа могут приводить к растерянности собеседника, т.к. есть неразрывная связь между отсутствием ясной информации и появлением чувства страха. С близкими людьми такие повторяющиеся ситуации приводят к нарушениям в доверии.
  3. Пассивно-агрессивный стиль общения. Проявляется в игнорировании ожиданий окружающих, невыполнении договоренностей, перекладывании ответственности на других, создании неопределенностей и двусмысленностей, невыполнении обещаний. Такой стиль общения обусловлен бессознательным страхом открытой конфронтации и отсутствием позитивного опыта разрешения проблем в коммуникации.

Прослеживается чрезмерная реакция на стрессовые ситуации - из-за сформировавшейся сверхчувствительности травматичной может стать любая ситуация, которая обычно разрешается в повседневной жизни. Могут быть присущи повышенная раздражительность, периодические вспышки гнева без особых внешних причин, повышенная тревожность, страх, который может не проявляться внешне, а также склонность к депрессиям.

У переживших травму может проявляться ощущение беспомощности перед жизненными обстоятельствами и невозможность влиять на ход событий и других людей, что временами влечет за собой неспособность управлять ходом собственной жизни, использовать свои таланты и достигать успехов в карьере. Результаты получаемых достижений могут приносить разочарования и неудовлетворенность собой.

Травмированный человек может утратить способность чувствовать себя комфортно в социуме и чувство безопасности существования. Он может ощущать чувство отстранённости от других людей и ощущение себя по другую сторону от окружающей жизни в связи  с ощущением, что никто не способен понять то, что он пережил.

Цикл статей о психической травме:

  1. Понятие психической травмы. Обзор (часть 1)
  2. Внутренняя работа психики после травмирующего события (часть 2)
  3. Психологические последствия психической травмы и передача травмы следующим поколениям (часть 3)
  4. Кумулятивная (длительная) детская травма и ее последствия во взрослой жизни (часть 4)
  5. Психологический портрет травмированной личности (часть 5)
  6. Особенности травмированной матери как родителя (часть 6)


Просмотров: 568
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Часть 3. Психологические последствия психической травмы и передача травмы следующим поколениям
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Лечит не время, лечат люди (последствия психической травмы)
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • Как травмы детства могут повлиять на продолжительность жизни
  • Что важнее: стать красивой для других или ощущать себя таковой?
  • Психотерапия травмы | Целостность и любовь к себе, самореализация, принятие себя и других
  • Для чего взрослым людям нужно прорабатывать свои детские травмы и их последствия?
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Избавиться от травмы: как, зачем и что будет после?
  • Психологические особенности людей, переживших экстремальные ситуации
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Часть 6. Особенности травмированной матери как родителя
  • Почему у одних людей в сложной ситуации возникают суицидальные мысли, а у других нет
  • Повседневные сексуальные травмы и их последствия для тела и души.
  • Быть хорошим для других... или для себя?
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть2
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • ПТСР, как возможный прогноз развития психической травмы
  • Мой мужчина говорит, что любит другую женщину! Как быть в такой ситуации?
  • Стресс и его последствия для человека. Часть 1.
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Найти себя настоящего. «Раненый внутренний ребенок» или психологические травмы детства.
  • Черты незрелости личности, которые могут привести к делинквентному поведению
  • Человек - не магнит! Он не может притягивать мечты и ситуации
  • Что на самом дне травмы, полученной в детстве?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь