Яичница с курицей. Отцы и дети.

Яичница с курицей Отцы и дети

Так, в шутку, я называю проблемы взаимопонимания родителей и взрослеющих или совсем взрослых детей. Отцы и дети. Сегодня я хочу написать о типичных семейных историях разлада с родителями при уходе из семьи, формировании собственной «ячейки общества». Оставим психоаналитикам истории об проснувшемся эдиповом комплексе, о ревности отцов и матерей к избранникам своих детей… Все это существует, у меня нет сомнений. Речь пойдет о базовых РОДИТЕЛЬСКИХ убеждениях, которые не позволяют объективно принять изменившиеся, "взрослые" отношения с детьми.

Путь взросления человека может быть представлен как процесс постоянного перераспределения ответственности. Родители учат ребенка принимать с каждым годом все больше ответственности за свои поступки и переживания. Чем старше ребенок, тем больше ответственности родители ему передают. И как все в этом мире, процесс передачи ответственности не бесконечен. В один момент ребенок и родитель становятся совершенно самостоятельными и независимыми людьми. Родитель избавляется от обязанностей по передаче ответственности. Повзрослевший ребенок принимает полное право распоряжаться своей жизнью. Если процесс перераспределения ответственности еще хоть самую малость не завершен, то родители имеют право выполнять функции контроля, регулировать деятельность, оберегать и предостерегать, могут требовать и ожидать соответствующего поведения от ребенка, налагать санкции и наказания. Они же ответственны! Родителям даже следует делать все это на благо своего чада. Каждый справляется в меру своего разумения. Но однажды от этого придется отказаться. От всего и сразу, безапелляционно! Поставьте себя на место такого родителя. Власть и былая сила покидают вас, тают на глазах. А ваш ребенок «все тот же». И ведь никто не говорит, что вы не можете использовать в отношении этого уже взрослого человека «старые методы воспитания». Можете, но все они вдруг стали неуместны. Еще раз: СИЛА РАСТАЯЛА.

Но привычка – вторая натура. К отношениям перераспределения ответственности привыкают и родители, и дети. У ребенка может возникнуть желание подольше сохранить свою защищенность, приятные бонусы опеки и иждивения, остаться невинным чадом. Родителю может быть тяжело расстаться с властью и силой, признать неспособность контролировать и использовать ребенка для решения своих бытовых задач. Ребенок может продолжать поддерживать быт своих родителей, отчитываться о каждом своем шаге. Внешне эти формы поведения могут сохраниться. Но разница в мотиве. Либо я реализую такое поведение из соображений непонимания своей и родительской ответственности, либо это мой свободный и самостоятельный выбор, я могу в любой момент отказаться, а мое решение будет принято с пониманием.

Наиболее распространенные убеждения родителей, которые не позволяют признать взросление детей:

    1. Ребенок не способен позаботиться о себе, постоять за себя (нуждается в защите и опеке)
    2. Ребенок не знает, чего хочет и нуждается в совете, мудром руководстве.
    3. Мне следует все проконтролировать.
    4. Ребенок все должен рассказывать родителям, в семье не может быть тайн (побуждение к излишней открытости).
    5. Я что-то не дал(а) своему ребенку. 6. Я виноват(а), что его жизнь складывается именно так.
    7. Дети не должны отказывать своим родителям.
    8. Мне может быть стыдно за ребенка.
    9. Дети – смысл моей жизни.
    10. Это ужасно, если ребенок покинет меня и будет жить сам. Я не смогу так жить.

 

Особенно отмечу, что эти убеждения могут быть конструктивны и уместны, когда распределение ответственности еще не завершено, но становятся «отравляющими» в отношении повзрослевших детей.

В следующей статье рассмотрю, как конкретные убеждения влияют на поведение и переживания в детско-родительских отношениях.

А какие родительские убеждения, мешающие передаче ответственности, встречались вам?

 



Просмотров: 372
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок живет с бабушкой - необходимость или нарушение зоны ответственности?
  • Об ответственности родителей за воспитание детей
  • Опыт родителей передачи ребенку ответственности за желания
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Как сформировать у ребенка чувство ответственности
  • Ошибки в распределении ответственности в воспитании ребенка
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Что должны родители ребёнку и ребенок родителям?
  • Может ли ребенок повлиять на развод родителей?
  • Про детей, свободу и разделение сфер ответственности
  • Маленький неудачник | Как мы (не) учим детей ответственности
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Как воспитать в ребёнке чувство ответственности – 10 советов родителям
  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности
  • Распределение ответственности в близких отношениях
  • Родительские установки в воспитании... (или я родитель, он ребенок... я решаю каким он должен быть)
  • Ресурс ответственности. Или как стать автором своей жизни.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Распределение ответственности
  • Никто никому ничего не должен - о долге и ответственности
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Правила передачи ответственности ребёнку.
  • Алгоритм передачи ответственности ребёнку.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь