Ошибки в распределении ответственности в воспитании ребенка

Развитие ребенка проходит под пристальным вниманием множества взрослых. Родители, близкие и дальние родственники, врачи, воспитатели, психологи, педагоги, друзья семьи, соседи, прохожие... все эти взрослые каждый несут свою долю ответственности, прав и обязанностей по отношению к ребёнку.

Казалось бы, окружённый такой заботой, малыш полностью защищен. Если один взрослый совершит ошибку, есть кому «подхватить» и помочь. Несмотря на это, в своей практике я часто встречаюсь с двумя крайностями в воспитании детей.

 

Перекладывание ответственности.

Наверное, когда слышишь слово «попустительство», представляется неблагополучная семья, заброшенный ребенок-маугли. Но это не так. Перекладывание ответственности за развитие ребенка происходит и в самых любящих семьях и даже не связано напрямую со стилем воспитания родителей. Бывает, что ребенок окружен заботой, контролем, но часть ответственности перекладывается с мамы и папы на бабушек и дедушек, со стороны воспитателей и учителей на семью. Когда вокруг ребенка вертится очень много профессионалов, может казаться, что если что-то не так, то кто-то другой обязательно заметит и примет меры. И так думает каждый.

Это явление напоминает один социально-психологический эксперимент, в котором ученые хотели проверить, как много прохожих остановятся и помогут нуждающемуся в помощи человеку. Оказалось, что, когда людей много, никто не подходит, потому что все уверены, что в таком многолюдном пространстве всегда найдется кто-то, кто поможет лучше. Или у кого больше на это времени.

К сожалению, в воспитании таким образом часто пропускается тот факт, что уже развитие ребенка протекает неправильно. Иногда обнаруживается педагогическая запущенность, когда ребенок не научился базовым навыкам самообслуживания или познания; развивающиеся психологически не здоровые проявления и симптомы, которые просто не замечали.

 

Избыток ответственности и сверхзначимость воспитания.

Другая крайность - убеждённость взрослого в том, что, если он совершит ошибку или что-либо упустит, развитие ребёнка будет нарушено окончательно и необратимо. Ребёнок тогда воспринимаемся как роза из «Маленького принца». Ее надо и укрывать от всех бед и несчастий (а ещё и от реальной жизни), и постоянно питать розу, поскольку ее самостоятельное выживание не представляется возможным. Сложно сказать, кто в этом случае страдает больше: взрослый или ребёнок.

Когда в жизни человека появляется сверхзначимая задача: написать книгу, отомстить обидчику или сделать другого счастливым, - все остальное уходит на дальний план. Собственное благополучие, саморазвитие становятся не важными, смысл жизни человек находит в своей «миссии». Если этой миссией становится родительство и воспитание, ребёнок становится заложником ситуации. Представьте, что значит быть смыслом существования близкого человека, например, мамы или папы? Это значит быть обязанным оправдать надежды, быть рядом и,самое опасное, всегда нуждающемся в этом взрослом. Важно отметить, что избыток наблюдается как в позитивной части ответственности, так и негативной. Это значит, что гиперответственный родитель берет на себя все неуспехи ребенка, винит за все нарушения, считая их результатом собственных ошибок.

На самом деле, важно помнить о том, что ребенок сам делает определенные выборы, имеет свои особенности и стремления, которые, часто определяют больше, чем все усилия взрослых.



Просмотров: 410
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как сформировать у ребенка чувство ответственности
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Перекладывание ответственности.
  • Вера в Бога - перекладывание ответственности или...
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Ресурс ответственности. Или как стать автором своей жизни.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 1 - Проблемы в воспитании.
  • Когда одной только ответственности недостаточно
  • Развитие ребенка. Сколько, когда и зачем?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Развитие ребенка. Когда начинать? Как это правильно делать?
  • Ребенок живет с бабушкой - необходимость или нарушение зоны ответственности?
  • Об ответственности родителей за воспитание детей
  • Развитие ребенка, взрослого, семейного рода Человека
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Сказкотерапия для взрослых. Принятие ответственности.
  • Когда у ребенка два папы
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Как быть, если Вы у своей мамы всегда и во всем плохи и виноваты
  • Мудрое родительство: развитие и воспитание ребенка раннего возраста
  • Об ответственности, ресурсах и немного о смысле жизни
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Стили семейного воспитания. Как они влияют на развитие ребенка.
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь