|
Ошибки в распределении ответственности в воспитании ребенкаАвтор статьи: Борисова Мария Михайловна
Развитие ребенка проходит под пристальным вниманием множества взрослых. Родители, близкие и дальние родственники, врачи, воспитатели, психологи, педагоги, друзья семьи, соседи, прохожие... все эти взрослые каждый несут свою долю ответственности, прав и обязанностей по отношению к ребёнку. Казалось бы, окружённый такой заботой, малыш полностью защищен. Если один взрослый совершит ошибку, есть кому «подхватить» и помочь. Несмотря на это, в своей практике я часто встречаюсь с двумя крайностями в воспитании детей.
Перекладывание ответственности. Наверное, когда слышишь слово «попустительство», представляется неблагополучная семья, заброшенный ребенок-маугли. Но это не так. Перекладывание ответственности за развитие ребенка происходит и в самых любящих семьях и даже не связано напрямую со стилем воспитания родителей. Бывает, что ребенок окружен заботой, контролем, но часть ответственности перекладывается с мамы и папы на бабушек и дедушек, со стороны воспитателей и учителей на семью. Когда вокруг ребенка вертится очень много профессионалов, может казаться, что если что-то не так, то кто-то другой обязательно заметит и примет меры. И так думает каждый. Это явление напоминает один социально-психологический эксперимент, в котором ученые хотели проверить, как много прохожих остановятся и помогут нуждающемуся в помощи человеку. Оказалось, что, когда людей много, никто не подходит, потому что все уверены, что в таком многолюдном пространстве всегда найдется кто-то, кто поможет лучше. Или у кого больше на это времени. К сожалению, в воспитании таким образом часто пропускается тот факт, что уже развитие ребенка протекает неправильно. Иногда обнаруживается педагогическая запущенность, когда ребенок не научился базовым навыкам самообслуживания или познания; развивающиеся психологически не здоровые проявления и симптомы, которые просто не замечали.
Избыток ответственности и сверхзначимость воспитания. Другая крайность - убеждённость взрослого в том, что, если он совершит ошибку или что-либо упустит, развитие ребёнка будет нарушено окончательно и необратимо. Ребёнок тогда воспринимаемся как роза из «Маленького принца». Ее надо и укрывать от всех бед и несчастий (а ещё и от реальной жизни), и постоянно питать розу, поскольку ее самостоятельное выживание не представляется возможным. Сложно сказать, кто в этом случае страдает больше: взрослый или ребёнок. Когда в жизни человека появляется сверхзначимая задача: написать книгу, отомстить обидчику или сделать другого счастливым, - все остальное уходит на дальний план. Собственное благополучие, саморазвитие становятся не важными, смысл жизни человек находит в своей «миссии». Если этой миссией становится родительство и воспитание, ребёнок становится заложником ситуации. Представьте, что значит быть смыслом существования близкого человека, например, мамы или папы? Это значит быть обязанным оправдать надежды, быть рядом и,самое опасное, всегда нуждающемся в этом взрослом. Важно отметить, что избыток наблюдается как в позитивной части ответственности, так и негативной. Это значит, что гиперответственный родитель берет на себя все неуспехи ребенка, винит за все нарушения, считая их результатом собственных ошибок. На самом деле, важно помнить о том, что ребенок сам делает определенные выборы, имеет свои особенности и стремления, которые, часто определяют больше, чем все усилия взрослых. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|