В современном мире все чаще приходится слышать жалобы от родителей на то, что их дети импульсивны и непослушны, не признают авторитет взрослых и не уважают их, капризничают и не способны довести начатое дело до конца, агрессивны и конфликтуют с друзьями.
Многие из этих проблем возникают из-за того, что у ребенка не сформировалось чувство ответственности за свои поступки. Так случается, когда у родителей отсутствует здоровая требовательность к ребенку и в детстве он не получает опыт столкновения с последствиями своего поведения. Говоря другими словами – ребенок плохо осознает свои и чужие границы. Ощущение собственных границ помогает человеку ясно понимать кто он такой, говорить “нет”, там где это необходимо, спокойно принимать чужой отказ, самостоятельно делать выбор и понимать, что если выбор правильный – все будет хорошо, если неправильный – то наступят неприятные последствия. Во взрослой жизни действует закон причины и следствия: если человек плохо работает — его увольняют, если он не контролирует свои расходы — то он остается без денег, если он пытается манипулировать и командовать людьми — то от него отдаляются близкие и друзья. Очень важно помочь детям ощутить действие этого закона как можно раньше.
Как применять закон причины и следствия. 1. Делайте так, чтобы последствия становились естественным результатом неправильного поведения. ( Опоздал к ужину – остался голодным, не сделал уроки – получил плохую отметку, не выполнил домашние обязанности – лишился развлечений, не сказал, куда идешь – в следующий раз сидишь дома). 2. Доводите дело до последствий только в случае серьезных проступков (поведение,которое начинает входить в привычку). Временами все мы нуждаемся в понимании и снисхождении. Переходите к ощутимым последствиям только тогда, когда рассуждения, уговоры и предупреждения не работают. 3. Убедитесь, что плохое поведение не вызвано какой-то серьезной объективной причиной (ребенок заболевает, напуган, или болезненно реагирует на негативные события в семье, такие, как развод, смерть близкого человека). 4. По возможности обеспечивайте немедленные последствия. Чем меньше ребенок, тем быстрее он должен их ощутить. Самым маленьким детям следует почаще говорить «нет» – и сразу прекращать игру, оставлять их в одиночестве, уводить в другое место или переключать внимание. 5. Не путайте ощутимые последствия с эмоциональными – это очень важно! Ваша злость, крики, обиды, раздражение и осуждение не помогут ребенку стать лучше. Эмоциональные последствия не решают проблему плохого поведения, но создают новую – нарушение ваших с ребенком взаимоотношений. Становясь проводником неприятных последствий дайте ребенку максимум любви в этот момент. Поначалу ребенку очень сложно смириться и принять ограничение, ему нужна будет ваша поддержка и сочувствие.
Конечно, нужно учитывать возраст ребенка и не требовать большего, чем он способен в данный период. От рождения до года малыш так беспомощен и зависим, что границы устанавливаемые родителями практически отсутствуют. От года до трех дети уже способны понимать слово «нет» и усвоить простое правило: если они слушаются родителей — им хорошо, если нет – то им будет плохо. От трех до семи дети начинают понимать что такое ответственность и последствия, с ними вполне можно об этом говорить. Относиться к друзьям по-доброму, уважать старших, выполнять посильные домашние дела — это соответствующие их возрасту границы. В качестве неприятных последствий неправильного поведения можно запретить гулять или смотреть мультики, не купить новую игрушку, отменить развлекательную программу в выходные дни. От семи до одиннадцати. В понятие границ этого возраста теперь входит рациональное использование свободного времени, выполнение домашней работы и школьных заданий, умение ставить цель и достигать ее, способность рассчитывать свое время и деньги. Последствиями могут быть: запрет проводить время с друзьями, ограничение личной свободы и сокращение привилегий. От одиннадцати до восемнадцати — заключительный этап перед вступлением во взрослую жизнь. В этот период формируется индивидуальность, выявляются профессиональные склонности, происходит половое созревание, становление вкусов и жизненных ценностей. Роль родителя постепенно переходит от руководящей к партнерской. Он может помочь в построении новых отношений, выработке системы ценностей, определении жизненной цели. Может устанавливать как можно больше естественных последствий — лишение денег или поддержание ограничений, установленных школой. Главное правило этого периода — если подросток ведет себя как трехлетка, то он не должен пользоваться свободами, которые предоставляются зрелому молодому человеку. Свобода приходит только вместе с ответственностью.
Что мешает родителям формировать границы
1. Страх сказать “нет” и потерять любовь ребенка. 2. Отождествление себя с ребенком, приписывание ему чувств, которые родитель испытывал сам в детстве в похожей ситуации. 3. Мнение, что любовь и строгость – не совместимы и выказывание недовольства и предъявление требований приведут к потере близости в отношениях с ребенком. 4. Крайности. Когда родитель долго мирится с плохим поведением ребенка надеясь, что оно изменится само собой, а потом взрывается и пугает ребенка своей реакцией. Ребенок усваивает лишь то, что можно 9 раз делать что хочешь, а на 10 – просто переждать бурю. 5. Эмоциональное и физическое истощение. Дети замечательно умеют использовать это состояние, чтобы получить от родителей то, что им нужно. Задача родителя – научиться восстанавливать свои силы и получать поддержку в кругу друзей и близких.
В конце концов, все, что нужно сделать – это повторить свои требования на один раз больше, чем ребенок повторит свои.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.