Правила передачи ответственности ребёнку.

Автор статьи: Тиана Лявенко

ПрПравила передачи ответственности реб нку

Ответственность - приобретенное в процессе воспитания, качество человека, позволяющие ему самостоятельно принимать решения и реализовывать их. В жизни каждого родителя приходит время, когда стоит передать ответственность ребёнку за его личную жизнь  и перейти в статус советчика.

Ответственность состоит из следующих параметров

  1. Реальность.  Степень ответственности, которую родители желают пережать своим детям должна соответствовать реальным возможностям ребёнка, не больше ни меньше. Перекос в любую сторону будет затруднять процесс взятия ребенком на себя ответственности за что-либо. Это первый аспект реальности. Второй момент – это знакомство ребёнка с реальной действительностью жизни, знакомство с тем, что есть причина и следствие. Каждое действие несет за собой ответное действие. Например, когда ребёнок грубо себя ведет, обижает других, то он может лишиться друзей.

Сюда относиться умение передавать родительский наказ.

2Свобода. В процессе передаче ответственности ребёнку, свобода необходима потому как:

Без свободы нет ответственности. Знание правил включает в себя и процесс их нарушения. Ребёнок должен обладать свободой, чтобы отказать в послушании родителям, иначе он вырастет исполнителем чужой воли. Цельность личности формируется через познание свободы. Поверить в себя, стать уверенным и ответственным возможно лишь через обладание свободой выбора, которая в свою очередь позволяет избежать внутреннего бунта в ребенке, внутреннего конфликта. Свобода в основе Любви. Если ребёнка лишить возможности отвергнуть правила, воспитывать его в запугивании и принуждении к послушанию, то в нём поселится страх быть отверженным, лишенным любви родителей, внимания значимых ему людей, страх осуждения. Ему будет проще отказаться от своих выборов, лишь бы получить внимание к себе. Свобода и умение ей пользоваться, необходимы ребёнку ещё и потому, что родители не всегда могут быть рядом, не всегда могут контролировать, направлять, подсказывать. Мудрость воспитания детей проявляется в умении найти правильную причину требования и предложить ребенку поступить, так как необходимо. Разумеется, речь не идет о том, чтобы предоставить ребенку полную, ничем неограниченную свободу. Вопрос безопасности ребёнка априори первичен.  

3. Истина - это жизненно необходимые правила поведения, это азы нравственности и морали.

4. Любовь. Наполняйте процесс передачи ответственности ребёнку любовью, принятием и поддержкой. Ребёнку будет проще научиться ответственности, если он будет уверен в вашей поддержке и будет чувствовать вашу любовь. Тогда ребёнок сможет обрести веру в себя, в свои возможности и ему будет легче стать ответственным. Ребёнок должен понимать, что родители всегда  на его стороне, даже когда  они его наказывают; что родители всегда заботятся о нём, даже если вводят запреты; что родители берегут его и обеспечивают ему безопасность. Любовь родителей это баланс между строгостью и добротой.

Любовь допускает протест против законов, но, тем не менее, учит их соблюдать. Любовь спасет ребенка от самоосуждения, когда он с чем-нибудь не справиться, она убережет его от бунта, ведь правила, не согретые отношениями, часто порождают мятеж.

Результаты ответственности:

- умение управлять  своей жизнью

- самодисциплина

- свобода выбора

- мотивация  к развитию

Составляющие ответственности:

1.Понимание ребёнком задачи, которую ставят взрослые перед  ним

2.Согласие с поставленной задачей, принятие без внутреннего бунта и конфликта

3.Умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Уровни ответственности:

Первый уровень: ребенок в качестве помощника. Родитель обучает, выделяет главные моменты задачи, рассказывает об ожидаемом результате;
Второй уровень: ребенок нуждается в напоминании и контроле. Желательно, чтобы контроль и наставление проходило быть в спокойной и терпеливой манере.
Третий уровень: выполняет задание самостоятельно. Если родитель хорошо выполнил условия первых двух уровней.

 

Во всем хороша мера.  В воспитании ответственности в том числе.

Если эта мера игнорируется, то возможен дисбаланс в передаче контроля, который выражается в двух крайностях:
- если ребенок перегружается ответственностью, он вынужден существовать в состоянии психического напряжения, которое может приводить к нервным срывам, депрессиям, девиантному поведению;
- если ребенка слишком балуют и берегут от ответственности, то в процессе взросления он не сможет обрести самостоятельность и выработает привычку постоянно зависеть от родителей, а после от партнера по браку. 

Условия воспитания ответственности:

- Самоуважение.
- Разумные ограничения.
- Продолжительность и постепенность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- Учет особенностей характера.
- Учет личного опыта.

 

Правила общения, которые способствуют передачи ответственности за жизнь в руки ребенка:

- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой все в порядке».
- Если ребенку трудно и ребенок готов принять вашу помощь, обязательно ему помогите, т.е. возьмите на себя только то, что он не может выполнить и по мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте ему ответственность за их выполнение.
- Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте ему ответственность.
- Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.
Таким образом, приучение детей к ответственности происходит — как и все в воспитании, — в форме обмена между родителем и ребенком. Дети могут взять на себя ответственности ровно столько, сколько отец или мать готовы отдать.
Надо предоставлять определенную свободу действий детям без опаски и сверхограничений. Это должно начинаться с самого раннего возраста. Среди множества аспектов ответственности особое значение имеют обязанности.

Как происходит передача ответственности ребенку?

Передача ответственности родителями ребенку выполняется постепенно на условиях договора. При этом важно, чтобы ребенок понимал факт передачи ответственности и ощущал, что только он будет влиять на ситуацию.
Для формирования ответственности дети вовлекаются во взрослые дела семьи, им дается право участвовать в семейных решениях. Дела и ситуации выбираются посильные для ребенка;
Исправлять ошибки ребенка и доделывать дела, которые он должен был сделать и не сделал, не стоит. Равно как и ругать ребенка за невыполненные обязательства. Достаточно, чтобы он несколько раз увидел результат своей безответственности. Например, если он не почистил обувь после прогулки, то она осталась грязной (делать за ребенка это не стоит, если была договоренность о том, что он справляется с этой задачей сам);
Чтобы дети не забывали о договоре, о передаче ответственности, создается система напоминаний (будильник на нужное время для выгула собаки, стикеры на холодильнике с записью заданий);
Сложность задач необходимо постепенно повышать по мере взросления. Все успехи ребенка необходимо поощрять словами любви, похвалой. Но наибольшим поощрением для ребенка будет отношение родителей к нему, как к личности, и собственно возможность регулировать самому определенные сферы своей жизни.
Помните, что стоит советоваться с ребенком по важным вопросам. Это даст ему понять, что он также важен, как и другие члены семьи. Контроль выполнения заданий не стоит снимать до тех пор, пока ребенок самостоятельно не научится контролировать свои действия и оценивать результаты.
Не стоит думать, что ответственность ребенку придется навязывать. Дети хотят учиться ответственности. Она позволяет им чувствовать свою необходимость, измерять свои силы, получать удовлетворение от своих маленьких побед на пути к взрослой жизни.

Продолжение следует)

Во второй части  мы рассмотрим следующие вопросы

Почему так тяжело передавать ответственность ребенку

Как разработать и внедрить план передачи ответственности

 



Просмотров: 290
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Опыт родителей передачи ребенку ответственности за желания
  • Алгоритм передачи ответственности ребёнку.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Принятие ответственности за свою жизнь. Как это?
  • Ошибки в распределении ответственности в воспитании ребенка
  • Как сформировать у ребенка чувство ответственности
  • Ресурс ответственности. Или как стать автором своей жизни.
  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • (Без)ответственность в браке – как правильно? О браке, разводе, статистике и ответственности.
  • В ожидании доброго волшебника. Без ответственности за себя.
  • Ребенок живет с бабушкой - необходимость или нарушение зоны ответственности?
  • О том,что "Все в нас"... И немного об ответственности.
  • Что хорошего в ответственности?
  • Четыре шага для того, чтобы выстроить границы ответственности
  • Когда одной только ответственности недостаточно
  • Об ответственности родителей за воспитание детей
  • Об ответственности или как все успеть
  • Важное об ответственности и о том, как перестать от неё бегать
  • Созависимость, как борьба за власть без ответственности
  • Девочка, которая не хотела взрослеть. О личной ответственности в жизни и консультировании.
  • Теории как удобство для перекладывания ответственности
  • Про детей, свободу и разделение сфер ответственности
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Сказкотерапия для взрослых. Принятие ответственности.
  • Маленький неудачник | Как мы (не) учим детей ответственности
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Вездесущность выбора и ответственности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь