Психотерапия зависимостей. 5. Принятие ответственности за свою судьбу

 

Приходил, сидел, курил, шутки с анекдотами,

А на утро дверь закрыл, и не ясно кто ты мне.

Давит сердце тяжкий груз, мысль в слова не вяжется,

Я с тобою разберусь - мало не покажется.

 Ты ответишь за базар, за базар ответишь,

Лучше жми на тормоза, на зеленом свете.

Не молись на образа - брось ты шутки эти,

Ты ответишь за базар, за базар ответишь…

(И. Аллегрова.)

Если проследить с чего начинается формирование любой человеческой ответственности, то чаще всего будет обнаружено жёсткое влияние среды. То есть, по своей воле человек не склонен принимать груз ответственности, за что бы то ни было. К ответственности взывают с детских лет родители, заставляют быть ответственными в дошкольных учреждениях воспитатели, ругают за безответственность учителя в школах, техникумах и ВУЗах, наказывают за её отсутствие и жёстко карают во взрослой жизни начальники супруги и прочие «небезразличные граждане». И лишь ради избавления от возможного будущего наказания, люди берут на себя ответственность по своей воле. Даже, если кажется, что человек принимает ответственность вполне самостоятельно, являясь «взрослой» личностью, то в его истории обязательно будет иметь место воспитание,   заставляющее отвечать за поступки, причем не только свои. Можно выделить в отдельную категорию гиперответственных, в том числе созависимых, людей, но это будет, скорее, категория отклоняющихся от нормы поведения граждан, не совсем здоровых.

Когда зависимый от ПАВ человек склонен брать ответственность за своё выздоровление? В двух случаях:

  • Когда пришёл полный «привет» здоровью, и ничего больше не остается, как останавливаться самостоятельно и взывать о помощи;
  • Когда неравнодушные близкие родственники и другие граждане поддадут ему «пинка любви» для мотивации к выздоровлению.

В общем и целом, приходится признавать известный факт, что к ответственности необходимо принуждать!

Если кто-нибудь захочет спорить с этим утверждением, то с полной уверенностью смогу заявить, что такой человек просто не имеет опыта руководства, хотя бы одним человеком и у него нет своих детей.

Как насаждается ответственность в психотерапии.

         Как это ни странно, но ответственность за свои действия, человек формирует тогда, когда другие люди перестают ему часто помогать в его делах, или вовсе отворачиваются от него. Оставленный один, как бы того ни хотелось, но будешь решать свои проблемы сам.

         В терапевтической провокации для формирования ответственности, понятное дело, нужно "троллить" безответственность всевозможными терапевтическими продуктами творческой активности психолога ("троллить" - провоцировать). В плане инструмента "троллинга" очень результативно работает эффект паузы. В ситуации групповой психотерапии нередко складываются условия, при которых реабилитант пытается опираться на мнения и поступки других людей, сам ни как не проявляясь при этом. В таком случае можно действовать так.

         Психолог говорит уверенным голосом какую-то банальную глупость, относящуюся к реабилитанту, у которого провоцируется ответственное поведение. Реабилитанта побуждают поддерживать эту глупость. К примеру, речь можно вести о сроках реабилитации:

- Я думаю, что нет смысла держать больше трех месяцев тебя на реабилитации! Ты уже готов к социализации!

Психолог добивается радостного настроения реабилитанта, который с удовольствием соглашается со словами мудрого специалиста и выражает ему всяческую симпатию. Делается пауза. Психолог смотрит в упор на своего подопечного… и начинает говорить  следующее:

- Многие бы хотели услышать эти слова, жаль, что они являются ложью!

Пуаза. Реабилитант приходит в состояние гнева. Ждём.

Подопечный начинает ругаться. Ждём.

Обвиняет. Ждем.

Продолжаем говорить, примерно следующее:

- Ну и куда тебя отпускать, когда ты такой непостоянный. Минуту назад ты меня готов был на руках носить, а сейчас ругаешь. Кто ты после этого?

Пауза.

Все упреки реабилитанта выслушиваются, но игнорируются. Реагирование начинается только тогда, когда реабилитант переходит к самокритике:

- Я тоже дурак, введусь на всякую чушь!

Психолог:

- Ага, ведешься.

         Таким образом, в спровоцированной реакции поддерживается самоанализ и встречается молчанием любое безответственное проявление.



Просмотров: 424
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • О том,что "Все в нас"... И немного об ответственности.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Когда говорят "да" не факт, что кто-то дает вам свое согласие на дело
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • Когда приходит грусть, или Психолог тоже человек (статья + стихотворение)
  • Когда бросают те, кто должен любить. Что чувствует человек, которого отдали бабушке?
  • "...Как взять ответственность за свою безответственность.."
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Когда человек тебя любит, а ты плюешь ему в душу.
  • Что делает психолог, когда ему плохо?
  • После нас. Что будет с психически особым человеком, когда о нем уже не смогут заботиться близкие.
  • Техника для "ленивых", когда подсознание начинает работать само за тебя
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Когда одной только ответственности недостаточно
  • Если не сейчас, то когда? Психолог, будь готов!
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • За что в отношениях берет на себя ответственность взрослый человек?
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты мне очень нравишься, но к отношениям я не готов"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь