Еще одна ошибка родительского воспитания. "Снятие ответственности"

Еще один момент, весьма и весьма неприятный, – это представление о себе, как о человеке, недостойном уважения, которое формируется у ребенка. А как же иначе? Если он видит, что отец или мать по отношению к нему позволяют себе такие вещи, которых не позволяют по отношению к значимым, уважаемым людям, то он естественным образом задумывается о причинах такого странного несоответствия. И может прийти к выводу, что он почему-то уважения не заслуживает. В некоторых ситуациях ребенок с таким решением (а потом уже и взрослый человек) изо всех сил старается «заработать» к себе уважение, что тоже само по себе есть ситуация, от которой коробит. Но так как при этом он где-то внутри убежден, что недостоин уважительного отношения, его попытки в итоге терпят фиаско – ведь мы неосознанно выстраиваем свою жизнь в соответствии с теми убеждениями, которые нами движут. Образы, которые мы держим в сознании и в подсознании, определяют нашу реальность. Это механизм идеодинамики, замечательно описанный в гипнотерапии.

И поэтому так важно ребенка уважать. Уважать его интересы и личный границы. Таким образом мы можем дать ему, во-первых, модель уважительного отношения к другим, и к нам в том числе, а во-вторых, – ценный ресурс, базовое ощущение уважения к себе, знание о том, что он уважаем, важен, значим. И это знание он также пронесет через всю жизнь, и также будет выстраивать свою реальность в соответствии с ним.

Ты не справишься. Ты опять все испортишь. Лучше я сама сделаю. Опять за тобой переделывать придется.

Яркие примеры проявления не уважения и отбирания ответственности у ребенка.

Это еще одна ошибка родительского воспитания. Еще один способ подавления детей, очень близкий к гиперопеке и в то же время к ней не сводимый, – это «снятие» с ребенка его собственной ответственности.

Это происходит, когда мы по собственной инициативе делаем за детей то, что они вполне могут сделать сами.

– Мальчик, как тебя зовут? – спрашивает у малыша девочка на детской площадке.

– Дима, – отвечает за него мама.

Другая мама опаздывает на работу или на встречу – и сама зашнуровывает ботинки трехлетнему сыну, который и сам это умеет. Он бы сделал, но сделал медленнее, а маме надо бежать…

Третья мама пишет за третьеклассника доклад и вырезает картинки для коллажа.

Примеров не счесть. И все эти ситуации приводят к очевидному результату: ребенок теряет свою природную самостоятельность, у него ослабевает тяга к развитию, он перестает верить в свои силы и переходит в пассивную жизненную позицию. Зачем что-то делать, когда все равно найдется тот, кто сделает это лучше?

Важно понимать, что от пассивной позиции – буквально! – один шаг до позиции жертвы, а позиция жертвы – это, в конечном счете, социальные неудачи и серьезные заболевания, в том числе психические и онкологические.

Ребенку нужна поддержка – априори, всегда. Ребенку нужно помогать, когда он просит – чтобы он чувствовал себя защищенным. И – ребенку необходимо действовать самому! Чтобы быть самостоятельным, уверенным, сильным, успешным и здоровым человеком.

Да, иногда это бывает для нас, родителей, неудобно. Особенно – «с непривычки». Но, может быть, результат стоит того, чтобы где-то спланировать свое время гибко,  когда-то встать пораньше или заняться своими делами, предоставив сыну или дочери свободу творчества? Тем более, когда мы знаем, что бывает в противном случае…

Но, может быть, результат стоит того, чтобы где-то спланировать свое время гибко,  когда-то встать пораньше или заняться своими делами, предоставив сыну или дочери свободу творчества? Тем более, когда мы знаем, что бывает в противном случае…

В этой же главе осветим еще один «воспитательный» момент.

Бывает так, что родители в силу своих убеждений одной из главных добродетелей видят скромность, а точнее – боятся, что с ребенком что-то случится, поэтому стараются заранее настроить его на спокойную, тихую жизнь и эдакую неприметность. Лейтмотивом такого воспитания звучит идея «Не высовывайся, малыш». Нужно быть тише воды, ниже травы, а то как бы чего не вышло. У такого ребенка есть шанс вырасти тревожным, малоуспешным человеком, которого другие люди будут называть... завистливым.

Сталкиваясь с разными жизненными ситуациями, он будет постоянно чувствовать беспомощность, не станет «высовываться» там, где нужно проявить активность.  А если кто-то легко преодолевает жизненные трудности, которые он сам не в состоянии преодолеть из-за своих негибких установок, то к такому человеку он будет испытывать самые негативные чувства (а заодно и к себе тоже): «Он выскочка, а я слабак». Это к вопросу о том, откуда берется зависть.

Бывает, правда, и наоборот. Ребенку с детства внушают, что он должен быть лучше всех. «Доченька, ты такая умная, сильная и красивая, я точно знаю, что ты вырастешь и станешь выдающимся человеком. Уверена, что если ты захочешь, если только перестанешь лениться, то сможешь быть во всем лучше и умнее всех». Легко догадаться, что произойдет дальше. Это к вопросу о том, откуда берется высокомерие. Человек, который постоянно показывает всем вокруг, что он лучше и умнее, обречен в конечном счете на полное одиночество. Ребенок, которого воспитывали в такой традиции, сравнивает себя и конкурирует со всеми.

Бывают даже такие парадоксальные ситуации, когда муж начинает конкурировать со своей женой, а жена с мужем. И еще более странно, когда родители начинают конкурировать со своими детьми. А уж если в семейной паре один воспитан в стиле «не высовывайся», а другой – в стиле «докажи всем, что ты лучше», то они просто нашли друг друга. Но это полбеды. Потому что у них родится ребенок. И он запросто может смоделировать поведение и того, и другого. Скорее всего, такой человек потом будет заискивать перед другими, одновременно (или сразу после) показывая им, что они по сравнению с ним просто никто. Та еще комбинация…

Мы еще много будем говорить о том, какие ошибки в общении с детьми – и в целом в отношении к детям – приводят впоследствии к самым неблагоприятным результатам. Как говорится, предупрежден – значит вооружен. Но, конечно, нам не нужно вооружаться, а нужно осознанно подходить к процессу воспитания, знать простые психологические закономерности, чтобы уметь перестраиваться, если это нужно для того, чтобы наши дети росли успешными счастливыми, а мы сами, общаясь с ними, испытывали радость.

 

© Алексей и Мария Афанасьевы. 

Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов

 



Просмотров: 501
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Виртуальные отношения: когда это то, что нужно, а когда напрасно
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Что еще нужно понимать, чтобы… понимать своих детей
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Как начать что-то, если постоянно устаешь и не хватает на что-то еще мотивации?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь