О мере ответственности за терапию. Взгляд на проблему полимодального психотерапевта.

   О мере ответственности за терапию Взгляд на проблему полимодального психотерапевта

Нередко в моей практике бывают случаи, когда приходят клиенты, которые от года до трех лет проходили психотерапию и не получили желаемого эффекта. При этом большинство из них приходит с убеждением, что им невозможно помочь. Почему? Просто психотерапевт сумел убедить клиента, что он недостаточно мотивирован, сопротивляется, не хочет изменений. У клиента, как правило, серьёзно закрепляется чувство вины, что он оказался «плохим», поскольку он не смог получить тот эффект, которого так старался достичь психотерапевт.

И с такими клиентами, которые имели неудачный опыт психотерапии, гораздо сложнее работать, поскольку приходится ещё работать и с негативным убеждением, что клиент сам отвечает за результат психотерапии.

Да, есть направления психотерапии, в которых одним из главных постулатов является утверждение, что клиент должен нести большую долю ответственности за положительный результат психотерапии. Этот важный посыл основывается на том, что клиент должен активно сотрудничать (быть мотивированным, выполнять задания, инструкции). То есть психотерапевт выступает как учитель, предлагает программу, обучает, контролирует процесс обучения «правильному» поведению и реакциям в соответствии с теорией той модальности, в которой работает специалист и исходя из которых он понимает и помогает разрешать запрос клиента.

Психотерапевт такого (таких) направления (направлений) считает важным создать «пространство» (?) для научения, изменения, взросления, а клиент берет столько, сколько может и хочет(?) "унести". А если не научается, не меняется, не взрослеет, то считается, что он сопротивляется (почему-то!), не захотел (?) сотрудничать, не соизволил понять, не замотивирован. Некоторым клиентам так и заявляют: придешь тогда на психотерапию, когда созреешь(!). Иди и созревай!?

И это после многих сеансов! Не получен положительный результат, запрос не удовлетворен – виноват бедный клиент, потративший столько времени и денег. Понятно, что после безуспешной психотерапии клиент ещё больше уходит в депрессию, усиливаются все симптомы, связанные с его запросом. И многие после этого просто закрывают для себя вопрос обращения за помощью к психотерапевтам.

А между тем, клиент обычно всегда замотивирован, раз пришел, - это главная мотивация! А как эту мотивацию понять, развить, использовать для изменений – это ответственность психотерапевта. Он отвечает и за процесс, и за результат. Поскольку клиент находится внутри своей сложной проблемы из-за бессознательных мотивов, ожиданий, установок, сценариев, вторичных выгод, он ждет понимания своего восприятия и состояния. И в большинстве случаев, если нет психотических изменений, готов к изменениям настолько, насколько готов и способен помочь ему психотерапевт.

И задача психотерапевта – разобраться в причинах возникновения проблем, вторичных выгод, понять особенности восприятия мира клиента. И так называемое «сопротивление», непонимание заданий, усиление симптомов – это только из разряда проявлений проблемы, прямо касающейся его запроса. И всё это предмет глубинной психотерапии, а не упреков в отсутствии мотивации и неготовности к изменениям.

А если нет никакого положительного результата после первых 10 встреч, то стоит подумать о следующих моментах:

- невозможность решения именно этой проблемы в связи с тем, что в этой модальности она не может быть разрешена;

- честное признание себе в отсутствии необходимой квалификации для помощи клиенту с его сложной проблемой, из чего следует:

а) обращение к супервизору и совместное продолжение работы;

б) дальнейшее повышение квалификации на различных курсах или семинарах;

в) под разными предлогами, но ни в коем случае не обвиняя клиента в саботаже, отсутствии мотивации, направление клиента к специалистам своего или другого направления психотерапии;

г) направление клиента на консультацию к психиатру, если есть подозрение на серьёзные тревожные расстройства, психотические проблемы.

А если есть объективные показатели улучшения состояния клиента, но ещё далеко до получения желаемого результата по запросу, то важно обсудить с клиентом трудности и перспективы дальнейшей психотерапии с уточнением запроса (запросов), чтобы клиент понимал, на каком этапе получения положительного результата он находится. Возможно, с самого начала или после осознания сложности проблемы клиента стоит договариваться об обсуждении с клиентом промежуточных итогов. Например, после первых трех –пяти сеансов в первый раз и после каждых последующих десяти сеансов (встреч) с тем, чтобы получить обратную связь именно с учетом положительных сдвигов.

В каком бы направлении (направлениях) ни работал психолог-психотерапевт, главное для него  – это получение положительного результата по запросу клиента. И чтобы не навредить клиенту, важно уметь принимать ответственность и за положительный результат психотерапии, и за его отсутствие. Поскольку клиент приходит к нам, как к спасителям, а не получать в результате дополнительную психологическую травму в виде разрушающего чувства вины за то, что он «не созрел» (значит, «плохой») или шока от того, что у него «слишком сложная неразрешимая проблема».



Просмотров: 442
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто есть клиент психотерапии?
  • Что сказать, если клиент бежит из психотерапии…
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Каких результатов может ожидать клиент от психотерапии
  • Пять уровней, через которые проходит клиент в процессе психотерапии
  • Особенности психоаналитической психотерапии и их влияние на решение проблем клиента
  • Если клиент влюблен в своего психотерапевта...
  • За что платит клиент на психотерапии
  • Что получает клиент от психотерапии?
  • Три мифа о клиент-центрированной психотерапии
  • # 4. О психотерапии простыми словами. Я - клиент
  • Картина мира психотерапевта, или почему у клиента есть шанс
  • Клиент на регрессивный гипноз для психотерапии? часть 1
  • Клиент без запроса - есть о чем подумать вместе.
  • Отношения клиент - психолог, психотерапевт. Какие они?
  • О готовности клиента к психотерапии
  • Ретравматизация клиента в процессе психотерапии.
  • Феноменологический подход и процессуальная диагностика в клиент-центрированной психотерапии
  • Роль клиента в психотерапии: права и «обязанности»
  • Ценности клиента для продвижения в психотерапии, примеры из практики.
  • Возможности использования семейного фотоальбома клиента в психотерапии.
  • «Последняя капля» или после чего клиент решает идти к психологу
  • Если клиент не знает, чего хочет...
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Вопрос клиента: «После тяжелого расставания идёт обесценивание отношений. Как спастись?»
  • Как мотивировать клиента на результат
  • «Тормозной путь» или Некоторое ухудшение состояния после психотерапии иногда возможно
  • Нужно ли сопровождать клиента после консультации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь