# 4. О психотерапии простыми словами. Я - клиент

Автор статьи: Тарас Попов

Учиться на психолога я решил в 11 классе. Тогда мне посоветовали самому сходить к психологу. Здесь пауза на то, чтобы читатель мог посмеяться.

Но скажу честно – сейчас, если кто-то из друзей говорит мне о том, что ему стала интересна психология, он хочет консультировать, помогать людям, то я советую то же самое - самому сходить к психологу. И совершенно не потому, что «в психологи идут не от хорошей жизни». А потому, что для начала нужно почувствовать на себе, что такое терапия, что делает терапевт и твое ли это.

К моему счастью, тогда, в 17 лет, мне не пришлось долго искать. В одном из медицинских центров города мне посоветовали хорошего молодого специалиста, к которому я мог попасть по ОМС. Сказать честно, я уже мало помню, о чем мы тогда говорили. Психолог задавала мне вопросы о моей жизни. Я спрашивал у нее о том, как она стала психологом и что для этого было нужно. Домой она дала мне несколько тестов и на следующей консультации мы обсуждали их результаты. Тогда психолог помогла мне определиться с тем, чего я хотел бы достичь и что хотел бы изменить в своей жизни. Тогда мне запомнились ее слова о том, что если я пойду учиться на психолога, то многое смогу проработать, т.к. все, чему мы будем учиться, мы будем пробовать на себе. Учиться будем на себе.

Так оно и вышло. Первые шаги в психодиагностике и консультировании мы делали друг на друге.  Циклы повышения квалификации после диплома выглядели похоже: сначала работа с коллегами и лишь затем – с реальными клиентами. Так что мне повезло получить немалый клиентский опыт. Но сегодня я хочу рассказать только о двух эпизодах.

На 3-ем курсе у нас была динамическая группа. Поясню, это что-то очень похожее на групповую психотерапию. Старшекурсники говорили, что на этой группе происходят невероятные вещи, что жизнь делится на «до» и «после», что  там люди ссорятся и плачут, а потом наступает мир и всеобщая солидарность.

И вот - наступила наша очередь. Группа должна была длиться 100 академических часов, то есть 10 дней (выходной - воскресенье), с 10 утра до 6 вечера. Конечно, с перерывами в 10-20 минут каждые два часа. Условие было всего одно – мы начинаем и заканчиваем вместе. Имеется в виду, что никакие пропуски недопустимы. Если кто-то опаздывает к началу, мы его ждем. Иначе он выбывает из группы. Если опаздывает с перерыва – тоже ждем.

Да, условие было только одно. Еще был совет делиться своими чувствами и мыслями по поводу происходящего в группе. Возможно, это было единственное необычное условие, так как в обыденной жизни мы так себя ведем только когда выясняем отношения.

Какие-то еще инструкции? Их не было. По сути, нам был предоставлен круг из 16 стульев, закрытая дверь, а в остальном – полная свобода.

Все происходившее после действительно оставило неизгладимое впечатление. Оказывается, для того, чтобы получить потрясающую драму, достойную кинопленки, не нужно сложных рабочих отношений, семейных перипетий, оружия и прочих внешних атрибутов. Достаточно просто собрать 16 человек в замкнутом пространстве на долгое время. И поверьте, это не будет скучно.

В группе действительно складывались сложные ситуации и конфликты. И мы несколько раз оказывались в тупике, не в состоянии выйти из нависшего всеобщего напряжения. И каждый раз ведущие напоминали нам: группа - это многомерное «зеркало», и все происходящее в ней отражается в «зеркале» каждого участника – в его мыслях, чувствах, реакциях по поводу происходящего. Каждый раз было трудно, даже тяжело включать это зеркало – «поднимать», что ты чувствуешь или чувствовал при взаимодействии с другими участниками. Ведь каждый раз  этому противостоял страх быть непонятым, не услышанным, стыд, вина, тревога, авторитет ведущих-преподавателей, в конце концов[1]. Но именно этот внутренний труд и помогал каждый раз выходить из тупика. Именно благодаря ему мы восстанавливали, что на самом деле происходило и как мы неосознанно создавали себе тупиковые ситуации. И в последние часы работы группы, когда мы уже разобрали все, что можно разобрать, воцарилось такое всеобщее примирение и солидарность, что кто-то из участников предложил последние два часа молчать, чтобы мы опять все не  испортили.

После проделанной работы каждый остался со своими выводами. Один из моих, который запомнился больше всего -  о том, как часто мы не замечаем, не обращаем внимание на то, что происходит у нас внутри. И даже почти сознательно от этого отворачиваемся, заглушая различными способами свои чувства или объясняя их внешними причинами. А ведь это единственный ключ к пониманию того, что происходит в нашей жизни. И это единственный ключ к тому, что происходит в наших отношениях с другими людьми. На первых курсах мы изучали в основном научную психологию: психические процессы, интеллект, основы клинической психологии, тесты. Но после группы мне стало ясно – самое совершенное знание законов и методов ничем не поможет человеку, если он не видит того, что происходит в его внутреннем мире.

Сейчас мы говорили про групповую работу, но в индивидуальной происходит то же самое. Всегда хочется получить совет, инструкцию или приказ, чем трудиться, открывая в себе себя настоящего. Хочется, потому что проще и легче. Но изменить внутреннее внешними способами не получится.

Рассказ об опыте индивидуальной работы будет короче. Некоторое время назад в моей жизни сложилась такая ситуация, когда нужно было оказаться в одно время в десяти местах. Тогда я писал диплом аспиранта, научную статью, работал и готовился к свадьбе. В какой-то момент я понял, что силы кончаются и на все меня уже просто не хватает. Это было как раз то самое ощущение тупика, внутренней невозможности – делать нужно, но никак. Необходимость обратиться к коллеге стала очевидной.

Обращаясь к почти незнакомому специалисту, я меньше всего хотел столкнуться с нравоучениями, поиском ошибок или требованием посетить не менее 10 встреч - и лишь потом ждать результата (ведь исправить положение дел я хотел как можно быстрее). Но психолог тогда сильно помог мне. Конечно, в короткой публичной заметке я не смогу описать всех подробностей той работы, но самый главный результат для меня тогда – прояснение моей жизненной ситуации на тот момент (находясь в тупике, мне казалось, что все спутано), осознание моего отношения к происходящему (сложно что-то осознавать, когда все спутано) и принятие решения о том, что я со всем  этим буду делать (имею в виду, с тем, что происходит в жизни).

Как мы пришли к этому результату? Скажу только, что это не был мыслительно-аналитический процесс в чистом виде. Не подумайте, что мы сидели и методично раскладывали по полочкам мои мысли. По большей части это было обращение к эмоциям, воображению, игре[2]. Всему тому, что как правило «заблокировано» у человека, ощущающего себя в тупике. По ходу пробуждения всего этого, часто называемого психологами «внутренними ресурсами» возвращаются силы, понимание происходящего и мучающие вопросы решаются как-то сами собой. Человеку возвращается ощущение полноты жизни, способность этой жизнью руководить – понимать себя и принимать решения.

Для меня это пример работы хорошего специалиста. Тот случай, когда помощь психолога возвращает клиенту понимание себя, веру в себя и возможность самостоятельно найти ответы на те вопросы, которые клиента волнуют.

Этот долгий рассказ был о том, как внимание к себе внутреннему помогает выходить из жизненных тупиков. В следующих заметках расскажу о подобном опыте своих клиентов.

Буду рад ответить на ваши комментарии! В следующих двух заметках я расскажу о реальных случаях моей работы с клиентами. Случаи будут описаны с письменного согласия клиентов, с соблюдением норм профессиональной этики.

Контакты для личных сообщений и записи на консультации:

+7 950 000 87 73 (Whatsapp)

e-mail: [email protected]

[1] Здесь можно увидеть хорошую иллюстрацию неосознаваемых психических процессов, оказывающих значительное влияние на то, как человек общается с другими. В данном тренинге ведущие ни в коей мере не давили авторитетом, занимали намеренно недирективную позицию. Страх пойти наперекор ведущему в данном случае был привнесен из опыта предыдущего общения с преподавателями, в конце концов - имеет корни в социальных стереотипах о том, как должны общаться преподаватели и студенты. Здесь следует заметить, что преподаватели, которые вели тренинг, ранее не вели ничего у нас. В итоге этот страх имел мало отношения к реальной позиции ведущего и - в силу укорененности в прошлом опыте и стереотипах -  почти не осознавался. Таким образом, он лежал в основе многих взаимодействий и острых конфликтов в группе. И эти конфликты было не разрешить, потому что их мотив ускользал от осознания. В то же время, у участников изначально нарастала агрессия и сопротивление по отношению к ведущим.

Позиция ведущих изначально была недирективной, они предоставляли свободу, поэтому возникала ситуация неопределенности, неясности, что же надо делать. Нарастающее недовольство ведущими противостояло страху перед авторитетом и весь этот сложный, конфликтный и напряженный процесс очень мало осознавался участниками. Только в середине группы он вышел на поверхность, и тогда появилась возможность понять большинство процессов, происходивших в группе.

Эта история не только о тренинге для студентов. В жизни полно похожих ситуаций, когда неосознаваемые чувства и отношения приводят к неожиданным и далеко не всегда приятным результатам общения с другими. Бессознательные установки могут сильно искажать, затушевывать образ другого человека, не давать понять и увидеть его. Но неосознаваемое легко выходит на поверхность, когда человеку предоставляется свобода действий.

[2] Имею в виду метафорические методы психотерапии – ассоциативные, арт-терапию и пр.

4 О психотерапии простыми словами Я  клиент
Рисунок Дарьи Верновой



Просмотров: 560
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что мне нужно сделать, чтоб в моей жизни было больше позитива?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Страх Жизни, или про то, что мне все должны
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Он опять ушел, потому что хочет общаться с другими. Что делать, когда мужчина приходит и уходит?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Начни что ни будь делать, и тогда у тебя ко мне претензий не будет.
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь