|
# 4. О психотерапии простыми словами. Я - клиентАвтор статьи: Тарас Попов
Учиться на психолога я решил в 11 классе. Тогда мне посоветовали самому сходить к психологу. Здесь пауза на то, чтобы читатель мог посмеяться. Но скажу честно – сейчас, если кто-то из друзей говорит мне о том, что ему стала интересна психология, он хочет консультировать, помогать людям, то я советую то же самое - самому сходить к психологу. И совершенно не потому, что «в психологи идут не от хорошей жизни». А потому, что для начала нужно почувствовать на себе, что такое терапия, что делает терапевт и твое ли это. К моему счастью, тогда, в 17 лет, мне не пришлось долго искать. В одном из медицинских центров города мне посоветовали хорошего молодого специалиста, к которому я мог попасть по ОМС. Сказать честно, я уже мало помню, о чем мы тогда говорили. Психолог задавала мне вопросы о моей жизни. Я спрашивал у нее о том, как она стала психологом и что для этого было нужно. Домой она дала мне несколько тестов и на следующей консультации мы обсуждали их результаты. Тогда психолог помогла мне определиться с тем, чего я хотел бы достичь и что хотел бы изменить в своей жизни. Тогда мне запомнились ее слова о том, что если я пойду учиться на психолога, то многое смогу проработать, т.к. все, чему мы будем учиться, мы будем пробовать на себе. Учиться будем на себе. Так оно и вышло. Первые шаги в психодиагностике и консультировании мы делали друг на друге. Циклы повышения квалификации после диплома выглядели похоже: сначала работа с коллегами и лишь затем – с реальными клиентами. Так что мне повезло получить немалый клиентский опыт. Но сегодня я хочу рассказать только о двух эпизодах. На 3-ем курсе у нас была динамическая группа. Поясню, это что-то очень похожее на групповую психотерапию. Старшекурсники говорили, что на этой группе происходят невероятные вещи, что жизнь делится на «до» и «после», что там люди ссорятся и плачут, а потом наступает мир и всеобщая солидарность. И вот - наступила наша очередь. Группа должна была длиться 100 академических часов, то есть 10 дней (выходной - воскресенье), с 10 утра до 6 вечера. Конечно, с перерывами в 10-20 минут каждые два часа. Условие было всего одно – мы начинаем и заканчиваем вместе. Имеется в виду, что никакие пропуски недопустимы. Если кто-то опаздывает к началу, мы его ждем. Иначе он выбывает из группы. Если опаздывает с перерыва – тоже ждем. Да, условие было только одно. Еще был совет делиться своими чувствами и мыслями по поводу происходящего в группе. Возможно, это было единственное необычное условие, так как в обыденной жизни мы так себя ведем только когда выясняем отношения. Какие-то еще инструкции? Их не было. По сути, нам был предоставлен круг из 16 стульев, закрытая дверь, а в остальном – полная свобода. Все происходившее после действительно оставило неизгладимое впечатление. Оказывается, для того, чтобы получить потрясающую драму, достойную кинопленки, не нужно сложных рабочих отношений, семейных перипетий, оружия и прочих внешних атрибутов. Достаточно просто собрать 16 человек в замкнутом пространстве на долгое время. И поверьте, это не будет скучно. В группе действительно складывались сложные ситуации и конфликты. И мы несколько раз оказывались в тупике, не в состоянии выйти из нависшего всеобщего напряжения. И каждый раз ведущие напоминали нам: группа - это многомерное «зеркало», и все происходящее в ней отражается в «зеркале» каждого участника – в его мыслях, чувствах, реакциях по поводу происходящего. Каждый раз было трудно, даже тяжело включать это зеркало – «поднимать», что ты чувствуешь или чувствовал при взаимодействии с другими участниками. Ведь каждый раз этому противостоял страх быть непонятым, не услышанным, стыд, вина, тревога, авторитет ведущих-преподавателей, в конце концов[1]. Но именно этот внутренний труд и помогал каждый раз выходить из тупика. Именно благодаря ему мы восстанавливали, что на самом деле происходило и как мы неосознанно создавали себе тупиковые ситуации. И в последние часы работы группы, когда мы уже разобрали все, что можно разобрать, воцарилось такое всеобщее примирение и солидарность, что кто-то из участников предложил последние два часа молчать, чтобы мы опять все не испортили. После проделанной работы каждый остался со своими выводами. Один из моих, который запомнился больше всего - о том, как часто мы не замечаем, не обращаем внимание на то, что происходит у нас внутри. И даже почти сознательно от этого отворачиваемся, заглушая различными способами свои чувства или объясняя их внешними причинами. А ведь это единственный ключ к пониманию того, что происходит в нашей жизни. И это единственный ключ к тому, что происходит в наших отношениях с другими людьми. На первых курсах мы изучали в основном научную психологию: психические процессы, интеллект, основы клинической психологии, тесты. Но после группы мне стало ясно – самое совершенное знание законов и методов ничем не поможет человеку, если он не видит того, что происходит в его внутреннем мире. Сейчас мы говорили про групповую работу, но в индивидуальной происходит то же самое. Всегда хочется получить совет, инструкцию или приказ, чем трудиться, открывая в себе себя настоящего. Хочется, потому что проще и легче. Но изменить внутреннее внешними способами не получится. Рассказ об опыте индивидуальной работы будет короче. Некоторое время назад в моей жизни сложилась такая ситуация, когда нужно было оказаться в одно время в десяти местах. Тогда я писал диплом аспиранта, научную статью, работал и готовился к свадьбе. В какой-то момент я понял, что силы кончаются и на все меня уже просто не хватает. Это было как раз то самое ощущение тупика, внутренней невозможности – делать нужно, но никак. Необходимость обратиться к коллеге стала очевидной. Обращаясь к почти незнакомому специалисту, я меньше всего хотел столкнуться с нравоучениями, поиском ошибок или требованием посетить не менее 10 встреч - и лишь потом ждать результата (ведь исправить положение дел я хотел как можно быстрее). Но психолог тогда сильно помог мне. Конечно, в короткой публичной заметке я не смогу описать всех подробностей той работы, но самый главный результат для меня тогда – прояснение моей жизненной ситуации на тот момент (находясь в тупике, мне казалось, что все спутано), осознание моего отношения к происходящему (сложно что-то осознавать, когда все спутано) и принятие решения о том, что я со всем этим буду делать (имею в виду, с тем, что происходит в жизни). Как мы пришли к этому результату? Скажу только, что это не был мыслительно-аналитический процесс в чистом виде. Не подумайте, что мы сидели и методично раскладывали по полочкам мои мысли. По большей части это было обращение к эмоциям, воображению, игре[2]. Всему тому, что как правило «заблокировано» у человека, ощущающего себя в тупике. По ходу пробуждения всего этого, часто называемого психологами «внутренними ресурсами» возвращаются силы, понимание происходящего и мучающие вопросы решаются как-то сами собой. Человеку возвращается ощущение полноты жизни, способность этой жизнью руководить – понимать себя и принимать решения. Для меня это пример работы хорошего специалиста. Тот случай, когда помощь психолога возвращает клиенту понимание себя, веру в себя и возможность самостоятельно найти ответы на те вопросы, которые клиента волнуют. Этот долгий рассказ был о том, как внимание к себе внутреннему помогает выходить из жизненных тупиков. В следующих заметках расскажу о подобном опыте своих клиентов. Буду рад ответить на ваши комментарии! В следующих двух заметках я расскажу о реальных случаях моей работы с клиентами. Случаи будут описаны с письменного согласия клиентов, с соблюдением норм профессиональной этики. Контакты для личных сообщений и записи на консультации: +7 950 000 87 73 (Whatsapp) e-mail: [email protected] [1] Здесь можно увидеть хорошую иллюстрацию неосознаваемых психических процессов, оказывающих значительное влияние на то, как человек общается с другими. В данном тренинге ведущие ни в коей мере не давили авторитетом, занимали намеренно недирективную позицию. Страх пойти наперекор ведущему в данном случае был привнесен из опыта предыдущего общения с преподавателями, в конце концов - имеет корни в социальных стереотипах о том, как должны общаться преподаватели и студенты. Здесь следует заметить, что преподаватели, которые вели тренинг, ранее не вели ничего у нас. В итоге этот страх имел мало отношения к реальной позиции ведущего и - в силу укорененности в прошлом опыте и стереотипах - почти не осознавался. Таким образом, он лежал в основе многих взаимодействий и острых конфликтов в группе. И эти конфликты было не разрешить, потому что их мотив ускользал от осознания. В то же время, у участников изначально нарастала агрессия и сопротивление по отношению к ведущим. Позиция ведущих изначально была недирективной, они предоставляли свободу, поэтому возникала ситуация неопределенности, неясности, что же надо делать. Нарастающее недовольство ведущими противостояло страху перед авторитетом и весь этот сложный, конфликтный и напряженный процесс очень мало осознавался участниками. Только в середине группы он вышел на поверхность, и тогда появилась возможность понять большинство процессов, происходивших в группе. Эта история не только о тренинге для студентов. В жизни полно похожих ситуаций, когда неосознаваемые чувства и отношения приводят к неожиданным и далеко не всегда приятным результатам общения с другими. Бессознательные установки могут сильно искажать, затушевывать образ другого человека, не давать понять и увидеть его. Но неосознаваемое легко выходит на поверхность, когда человеку предоставляется свобода действий. [2] Имею в виду метафорические методы психотерапии – ассоциативные, арт-терапию и пр.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|