|
Рисуночная методика "Жизнь дерева"Автор статьи: Оксана Владимировна Бубнова (Петрушина)
При этом рисунок позволяет абстрагироваться, заглянуть в глубь себя, увидеть свою жизнь в целом или ее отдельные периоды, отношения, которые складывались раньше или есть в данное время. При этом жизнь дерева, показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему Я, которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне и жизненный путь человека. Часто можно выделить особенности жизненных циклов, временные границы и застревание в прошлом, стремление "убежать" в будущее. 1-й этап Предварительное рисование. Психолог предлагает клиенту взять кисть, расслабиться, закрыть глаза и представить, что он рисует в воздухе, следуя за рукой и не контролируя ее движение. Затем он плавно переходит на бумагу. При этом важно почувствовать, что рисунок получается непроизвольно и свободно. 2-й этап Рисование жизни дерева. Психолог предлагает нарисовать клиенту жизнь дерева как он ее себе представляет. При этом можно использовать 8 основных цветов, допускается и большее их число по желанию клиента. Первый вариант - Рисуем красками. В ходе работы мною замечено, что рисование красками и анализ данного рисунка позволяют выявить актуальные эмоции, потребности, а также отношения и ситуации, вызывающие наибольший эмоциональные отклик. Второй вариант – Рисуем карандашом (в исключительном случае ручкой) Рисунок карандашом требует большей внимательности, шире возможности прорисовывания деталей и отчётливей видны перечеркивания, штриховка, наложения деталей. Клиент, «выплеснув эмоции» в первом рисунке, подходит к выбору сюжета и деталей основательней. В ходе работы всплывают «глубинные эмоции, потребности, желания, а так же отношения. 3-й этап Обсуждение процесса рисования, сюжета. Ключевая часть работы - это беседа о жизни дерева (жизни человека). Примерный перечень вопросов для обсуждения рисунков Важно учитывать жизненную историю клиента при формулировке вопросов Обсуждение. После завершения рисования психолог предлагает клиенту ответить на ряд вопросов: Где растет дерево? Ему хорошо? Оно счастливо? Если «да» или «нет» почему? Есть ли у него друзья и враги? Если «да» или «нет» почему? Боится ли оно чего-нибудь? Если «да» или «нет» почему? Грозят ли ему какие-либо опасности? Если «да» или «нет» почему? Какое настроение у дерева? Если «да» или «нет» почему? Что сниться дереву? О чем мечтает дерево? Как можно спасти дерево или чем помочь, когда оно болеет? Если б это был человек, кто бы это был? Как проходит жизнь этого человека? Любят ли этого человека? Есть ли у него друзья и враги? Чего он хотел бы? Чего опасается этот человек? Какой бы подарок его обрадовал? Что бы человек хотел, чтоб для него сделали? В процессе обсуждения рисунка психолог может варьировать вопросы и более подробно разбирать волнующие клиента темы. В некоторых ситуациях достаточным является один вариант рисунка. При интерпретации можно использовать классические в рисуночных техниках обозначения цвета, фигур и сюжета. Часто самой лучшей интерпретацией является рассказ самого клиента. Клиентам предлагаю ответы записывать на листе. Важно чтоб они это делали сами. Иногда их устный и письменный варианты отличаются. Они даже сами удивляются этому. Как новый взгляд на самого себя и свою жизнь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|