А ведь символика дерева имеет самое широкое значение – в культуре и психологии этот образ часто связывается как вообще с миром, так и с человеком и его жизнью: мировое дерево, дерево жизни, дерево познания, генеалогическое древо…
И «невооруженным» глазом видно, что любое дерево – удивительное создание природы. Оно соединяет в себе все части бытия, живёт в трёх мирах: корнями оно уходит вглубь под землю (в мир духов, мир прошлого), ствол его растёт через земной уровень (мир людей, настоящее время) и ветвями дерево уходит в небо (мир божественных сущностей, мир будущего). Дерево централизует, объединяет. Эта символика «мирового дерева» была проявлена во всех древних культурах и традициях.
Образ дерева тесно связан со временем и нашим положением в истории рода. Когда мы хотим изучить и показать наше происхождение, наш род – мы составляем генеалогическое древо.
Дерево может символизировать рост, развитие, жизнь, возрождение и бессмертие...
В развитие этой темы хочу предложить вашему вниманию одну из моих самых любимых практик:
Упражнение «Дерево Жизни»
– экспрессивное рисование как способ внутренней работы.
Упражнение можно выполнять в группе, в паре или индивидуально.
I. Гид по внутренней работе
Сядьте так, чтобы вам было удобно. Выровняйте дыхание и найдите контакт с собой. Сфокусируйтесь на ваших телесных ощущениях...
• Прочувствуйте свои ступни и пальцы ног, их контакт с полом или другой поверхностью... Возможно, вы представите, как ступни продолжаются и "вырастают", может быть, углубляются в землю.
• Теперь прочувствуйте свои ноги. Как они ощущаются? какое их качество вы ощущаете, представляете: они длинные или короткие? большие, сильные - или тонкие, нежные?.. вы чувствуете изгибы? как вы их ощущаете?
• Почувствуйте ваше туловище. Как вы его ощущаете?
• Почувствуйте руки. Как далеко они тянутся? Как вы ощущаете пальцы рук?
• Почувствуйте свою голову. Как вы ощущаете ее частью вашего тела? Как она сидит на ваших плечах?
• Почувствуйте тело целиком, со всеми его частями, уловите ощущение от разных частей по отдельности – и затем их в единении.
Попробуйте последовать за вашими телесными ощущениями и развернуть их, увеличить (даже если это кажется странным, иррациональным (само собой))
• Теперь представьте, что вы живете не в вашем человеческом теле, но будто вы и ваша жизнь растёт и живёт как дерево.
Где вы живете и как вы выросли? Представьте дерево и его окружение, которое соответствует вашему развернутому телесному ощущению.
Какое это дерево? Углубитесь в детали в своей воображаемой картине.
Какие корни вам представляются? Какой ствол у вашего дерева?
Представьте его качества: сильное, большое или маленькое, узловатое, раскидистое, тоненькое, или какое-то еще... Может вам видится крона дерева? Представьте его ветви: как они растут? Какие они?
Возможно, на них растут листья, или иголки, или цветы...
Если это есть, какого это цвета?..
Может быть, здесь есть и животные: внутри или рядом с деревом?
Представьте себя и свою жизнь в виде дерева – дерева вашей жизни.
II. Рисование и ощущение себя как дерева
Теперь возьмите подходящий лист бумаги (лучше большой), мелки, карандаши или краски – и нарисуйте своё дерево жизни.
Когда вы закончите – взгляните на него и побудьте с ним мгновение. Заметьте, что происходит, когда вы на него смотрите?
III. Рефлексия и шеринг
Если вы выполняли эту практику с кем-то – по очереди покажите друг другу рисунки и поделитесь своими ощущениями.
Если вы выполняли работу в уединении, рекомендую записать ваши ощущения, чтобы они не потерялись – ведь это про вас и вашу жизнь, и это важно.
Опишите, что для вас было важно в процессе рисования?
А что важно сейчас, когда вы смотрите на своё дерево? Что притягивает ваше внимание, что удивляет, может быть?
Что ваше дерево выражает или рассказывает вам о вашей прошлой, настоящей или будущей жизни? (если вы рассказываете другому человеку, то поделитесь своими чувствами и мыслями настолько, насколько это кажется верным, подходящим для вас сейчас)
Может быть, у вашего дерева есть какие-то смыслы или инсайты для вас?
Если вы работаете с другим человеком – дайте друг другу обратную связь. Озвучьте свои наблюдения о рисунке другого. Но не интерпретируйте. Вносите возможные добавления, смыслы в форме предложения – которое автор рисунка всегда волен принять или не принять. Замечайте и уважайте обратную связь, которую получаете в ответ на своё добавление. Если у автора возникла негативная или незначительная реакция - подумайте, возможно, ваше добавление было стимулировано вашим собственным процессом и имеет смысл скорее именно для вас; прочувствуйте это.
P.S.
За упражнение, полученное мною в ходе курса по Процессуальной психологии, огромное спасибо Лене и Саше Николаевым.
См. также:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8_(%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)