|
Символизм дерева в сновидениях, или к чему снится дерево? Часть IIIАвтор статьи: Руслан Евгеньевич Страмилов
Лес для человека всегда был местом сакральным, наполненным множеством тайн, собственных закономерностей, наличием своих хозяев и жильцов. Также лес всегда являлся наиважнейшим ресурсом для человека, с первых его времен. Он давал не только пропитание, но и материал для постройки своего жилища, поддержания в нем огня, материал для создания орудий труда и многое другое. К лесу обращались за помощью в случаях душевных волнений, в поисках вдохновения, отдыха, смысла. Так же как и вода, лес имел широкое применение в разнообразных обрядах, ритуалах, что, не случайно учитывая его «ресурсность» для жизни человека. И.И.Шишкин. 1898. Лесное кладбище. Старый валежник Отдельная составляющая леса – это, конечно же, дерево. Дерево не меньше, чем лес наполнено смыслами, знаками и тайнами, а также является широкоуниверсальным знаком духовной жизни человека. В культурах многих народов дерево символизирует центральный стержень, который соединяет мир небесный и мир земной. Также дерево является символом человеческого пути к духовным высотам, циклам жизни, смерти и рождения, мудрости, законов бытия. В древних мифах дерево часто соотносили с богами и сакральными силами природы. Кроме этого, можно увидеть разграничивающую функцию дерева: Древо познания, Древо добра и зла, дерево связывающее мир живых и мир мертвых. Автор фото: Руслан Страмилов. 2018. Дерево в Центральном парке культуры и отдыха имени С. М. Кирова Символизм дерева в различных культурах Африка На протяжении всего Гвинейского залива, каждое племя имеет своё священное дерево. Особенно большое значение имеет баобаб. В далеком прошлом именно в это дерево помещали скелеты умерших вождей, для того чтобы усопший мог в него превратиться. Это связано с верой в превращение в баобаб первого вождя этих мест. Баобаб имел широкое применение в различных обрядах и церемониях: ему преподносились жертвы для прошения о помощи в различных бытовых сферах деятельности. Туземцы приносят жертву дереву, прежде чем его срубить. Проживающие в Центральной Африке сосут сок из дерева после первого удара по нему как бы «братаясь» друг с другом. Баобаб В мифах Мадагаскара особое значение имеет драконовое дерево – хасина. Это дерево никогда не срубят и не осквернят, т.к. это дерево имеет отношение к культу зазимба, которых почитают все народы острова. Бамбук – тоже особо почитаемое дерево, которое является символом семьи. Молодые побеги бамбука символизируют новые поколения, что является главнейшей заботой жителей Мадагаскара. Драконовое дерево, Хасина. 1998. Таким образом, мы можем увидеть, что в африканской культуре отводится особое место лесу, деревьям, дереву в частности. Дерево не срубят понапрасну, только если в этом есть особая необходимость, предварительно попросив разрешения и принеся жертвоприношение. Древний Восток Шумеры, проживавшие в третьем тысячелетии до нашей эры, поклонялись дереву Кискану, как символу творца вселенной и главному защитнику. Жители Вавилона, Финикии и Халдеи поклонялись пальме, как символу свободы, жители Ассирии – виноградной лозе. Поклонение богов и людей дереву Кискану. до н.э. Египет Для египтян священным деревом являлась сикомора, которая изображалась с человеческими руками, дающими дары и изливающими влагу из кувшинов, как символ плодородия. Богиня Хатор в рисунках египтян представлена в виде дерева, которое даёт усопшему напиток и пищу, также символизируя пропитание. С особым вниманием подходили к выбору деревьев для создания гробниц, т.к. не каждое дерево можно было срубить для такой цели. Как и африканские племена, перед вырубкой дерева египтяне просили разрешения, веря в наличие у деревьев души и их способность испытывать боль. Античность В античности тоже отводилась особая роль дереву. Многие боги или герои имели своё священное дерево: Зевс – дуб, Афина – олива, Аполлон – лавр, Дионис – пальма, Геракл – тополь. Многие хозяева для лучшего роста своих домашних деревьев поливали его корни дорогим вином. Таким образом преподносилась небольшая жертва богам. По представлениям греков деревья имели своих покровителей мифических существ – нимф, дриад, гамадриад. Греки верили, что тот, кто ухаживает за деревьями и способствует их размножению, находится под покровительством гамадриады. Шум листьев говорил о присутствии богов. В Додоне волю богов узнавали по шелесту листьев священного дуба. Возле оливы - пещера прелестная, полная мрака.
Европа В европейской части земли также отводилась особая роль дереву. Английскому писателю Роберту Грейвеу удалось восстановить древний европейский календарь деревьев: Береза – 24 декабря-20 января; Рябина – 21 января-17февраля; Ясень – 18 февраля-17 марта; Ольха – 18 марта-14 апреля; Ива – 15 апреля-12 мая; Боярышник – 13 мая-9 июня; Дуб – 10 июня-7июля; Остролист – 8 июля-4 августа; Лещина – 5 августа-1 сентября; Виноград – 2 сентября-29 сентября; Плющ – 30 сентября-27 октября; Калина – 29 октября - 24 ноября; Бузина – 25 ноября-22 декабря. Авторы календаря брали за основу лунный год – 364 дня (13 месяцев по 28 дней). Также к нему добавлялся еще один день – 29 декабря, следовавший за днем зимнего солнцестояния. 29 декабря самый зловещий день: именно в этот день умирал год, поэтому его символизирует тис – дерево смерти. Роберт Грейвей пишет: «Подбор деревьев в календаре не случаен: каждое из них представляло именно тот месяц, когда оно являлось во всей своей красе – покрывалось цветами или дарило людям плоды». Для европейцев дерево в основном символизировало жизнь, от самого его начала и до самого конца. Может быть, именно поэтому впоследствии появился такой вид деревьев, как «генеалогическое древо». Сказанное выше – это совокупность мифологической интерпретации деревьев у разных народов. Конечно, этот список можно продолжать до бесконечности, но дело в том, что мифологическое понимание дерева будет оставаться тем же, меняется только вид дерева. Можно сделать вывод, что дерево чаще всего символизирует мудрость, божественную мудрость, т.к. общая организация дерева, его рождение и развитие происходит по своим законам, которые в свою очередь очень похожи на человеческие. К дереву относились с уважением не только потому, что оно давало ресурс для жизни, но и потому, что оно являлось местом жизни многих мифических существ. Эти мифические существа были главными хозяевами леса и от них зависела удачная охота, сбор плодов, заготовка дров и т.д. Дерево также символизировало устройство мира в целом, что особенно проявляется в традициях Каббалы, где дерево состоит из 10 принципов Высшего божества, которое никогда не умирает и не рождается, не имеет ни начала, ни конца, содержа внутри себя все сотворенное. Дерево рассматривалось подобно человеку, словно они сообщающиеся сосуды. Все, что происходит с человеком, может отразиться на дереве. Поэтому дерево могло стать другом или братом-близнецом человека: оно впитывало и отражало его душу, его хорошее и плохое. Дерево в психологии В контексте психологии понимание дерева имеет большую историю. Еще за долго до З.Фрейда и К.Г.Юнга, примерно в XVIII-XIX вв. дерево понимали, как метафору самого человека, включая не только его телесность, но и глубинные слои личности. Примерно с XIX в. для психологической диагностики стали применять проективный тест «Дерево». Швейцарский профконсультант Э.Жюккерт увидел в особенностях изображения дерева отражение жизненных проблем человека. Затем, в 1934 г., Ж.Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, состоящую из 4519 изображений, выполненных 478 испытуемыми в возрасте от 4 до 18 лет. Ж.Шлибле удалось их классифицировать по разным психологическим состояниям человека, т.к. они имели общие черты. В 1949 г. была выпущена работа К.Коха, посвященная тщательному анализу рисунка дерева. В данной работе предлагался психологический анализ рисунку и его интерпретация, основанные на сопоставлении и комбинировании признаков рисунка. С течением времени полученные данные анализа рисунков дерева дополнялись и изменялись. В настоящее время практическими психологами данный проективный тест продолжает активно применяться. З.Фрейд в своих трудах часто интерпретировал дерево во сне, как изображение мужского полового члена. Но, тем не менее, можно найти несколько отсылок к тому, что дерево может изображать и личность пациента. Всё зависит от актуального психического и психологического состояния больного. К.Г.Юнг и его ближайшие ученики чаще всего говорили об архетипе дерева, как об изображении самого человека, его устройства и жизни. Корни дерева – это символ чувств и желаний, которые могут напитать; Ствол – дух человека, который развивается и тянется выше; Ветви – индивидуальность человека; Листья – результат жизни самого человека, его личность. Таким образом, дерево в психологии чаще всего символизирует личность человека, его душевное и телесное состояние. Изображение дерева на листке бумаги, может показать психологу актуальное психологическое состояние человека, проблемы, которые человек пытается разрешить. Символизм дерева в сновиденииНаличие дерева в сновидении чаще всего интерпретируется как образ самой личности. В этом образе отображается телесная составляющая, эмоциональная, мотивационная, когнитивная, коммуникационная. Описывая этот образ, говоря, что та или иная часть дерева нам напоминает, мы можем прийти к описанию актуальной ситуации развития человека. Это не только негативные черты или проявления, но и сильные стороны личности. Дерево в сновидении чаще всего видит человек, переживающий серьезные личностные изменения. Это могут быть возрастные кризисы, сложные ситуации в межличностных отношениях, профессиональное становление, обострение потребностей человека (как духовных, так и физических). По тому, каким мы видим это дерево в сновидении, мы можем судить об успешности прохождения того или иного этапа в жизни человека. Дерево может быть большим, с крепкими корнями и плотным стволом, длинными ветвями и пышной листвой, а может быть с вымытыми водой корнями, очень тонким стволом, с короткими ветвями или ветвями длинными, но абсолютно голыми, словно когти сказочной злобной ведьмы. Вспоминая приснившиеся нам дерево и детально описывая его, мы эмоционально будем чувствовать его пессимистичный или оптимистичный образ и знак, как таковой. Кроме дерева, нам также может сниться лес. В сновидении человек может гулять в лесу, разглядывая каждое дерево, или смотреть на него со стороны. Психологи часто интерпретируют лес, как одно из проявлений бессознательного. Тем самым говоря, что мы видим не одну индивидуальную личность, а несчетное количество, бесконечное число деревьев. Каждое из них может быть знаком, символом, отображением того или иного состояния, страха, периода и т.д. Т.е. видя лес, мы приближаемся к глубинным слоям нашей личности. Это можно расценивать с разных сторон, но при анализе сна, особо важны две: положительная и отрицательная. Если, гуляя в лесу или смотря на него со стороны, мы испытываем положительные эмоции, такие как, спокойствие, умиротворение, смиренную радость, то это можно интерпретировать, как нахождение ресурса в самом себе. Ну, а если мы испытываем чувство страха, шока, запутанности, гуляя или видя лес, то это можно расценивать, как запутанность в аспектах собственной личности, или открытие новых горизонтов в себе, но таких, каких бы лучше и не открывал, т.е. негативных. Проснувшись, человек не должен расстраиваться если увидел дерево или лес в негативных красках. Как раз наоборот – это подсказка человеку к разрешению его проблемы, вопроса или ситуации. Конечно, важно отменить, что дерево может присниться в комбинации с каким-то другим предметом, например: домом, водоемом, огнем, цветами, горами и т.д., тогда важно сопоставить два архетипических символа этих предметов, как бы заставив их работать вместе, и посмотреть, что они могут значить в сочетании друг с другом. А что значат другие часто встречающиеся предметы, я буду описывать в своих дальнейших статьях. Автор: Руслан Страмилов — психолог-консультант, специалист по транзактному анализу, магистр психологии СПБГУ. https://vk.com/insightpsychology Дополнительная литература Краткая энциклопедия символов http://www.symbolarium.ru К.Г.Юнг Красная книга. 2009. К.Г.Юнг Человек и его символы. 1964. З.Фрейд Толкование сновидений. 1899. Жуве М. Похититель снов (пер. с франц. В.М.Ковальзона и В.В.Незговоровой, предисловие и примечания В.М.Ковальзона; серия «Самое время!»). М: «Время», 2008. Борбели А. Тайна сна (перевод и примечания В.М.Ковальзона). М.: «Знание», 1989
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|